Изд. № 4-284. Тираж - 250 000.16 открыток издательства "Изобразительное искусство". Год выпуска 1976.Художник Л. Корсаков
Автор текста Ф. Поленов
Редактор Г. Сотсков
Литературный редактор М. Абласимова
Технический редактор Л. Простова
Тот, кто хоть раз побывал в Поленове, не забудет этот живописнейший уголок средней России. И конечно, с чувством благодарности вспомнит музей, основанный здесь в конце прошлого века известным русским пейзажистом, получившим одним из первых в нашей стране звание народного художника.
Характеризуя место В. Д. Поленова (1844-1927) в русской культуре, нарком просвещения А. В. Луначарский писал в 1924 году: «В программу нашей партии поставлено требование сделать искусство, служившее до сих пор только высшим классам, достоянием широких масс, и в этом деле - мы никогда не забудем этого - мы всегда являемся продолжателями того пути, на который первым, столь уверенной стопой вступил именно Василий Дмитриевич».
Музей-усадьба, построенная по личному проекту художника, мечтавшего приблизить искусство к народу, является своеобразным памятником просветительской деятельности В. Д. Поленова.
Детство и юность художника прошли в Олонецкой губернии, на берегах реки Ояти. Поэзия северного деревянного зодчества была ему близка и хорошо знакома. В архитектуре дома-музея и в других усадебных постройках угадывается влияние этой поэзии. В самом доме удалось полностью сохранить мемориальную обстановку. На посетителя, пришедшего сюда впервые, музей производит впечатление жилого дома, хозяин которого лишь ненадолго отлучился.
Помимо художественных ценностей и уникальных коллекций музея, места эти притягательны еще и той творческой традицией, начало которой было положено В. Д. Поленовым. Дом-музей был и продолжает оставаться местом плодотворной работы представителей нескольких поколений выдающихся деятелей русской культуры. И сейчас интерес к музею-усадьбе не ослабевает. Ныне он один из наиболее популярных и перспективных мемориальных музеев Подмосковья.
Автор настоящей подборки открыток художник Леонид Михайлович Корсаков тесно связан с поленовскими местами. В представленных здесь работах он добился выразительности и лаконизма, присущих зрелому мастеру. Можно с уверенностью сказать, что «поленовский цикл» Корсакова — удачная попытка нового воплощения хорошо знакомого ему мира.
Ф. Д. Поленов
ПЕРЕЧЕНЬ ОТКРЫТОК
- ДОМ-МУЗЕЙ. ГЛАВНЫЙ ФАСАД
- ДОМ-МУЗЕЙ. ЗАПАДНЫЙ ФАСАД
- ФЛИГЕЛЬ
- КОНЮШНЯ
- АББАТСТВО
- БРЕХОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
- ЛЕСТНИЦА
- БОЛЬШОЕ ОКНО
- ПОРТРЕТНАЯ
- ВХОД В БИБЛИОТЕКУ ИЗ ПОРТРЕТНОЙ
- БИБЛИОТЕКА. УГОЛ С "МАДОННОЙ" СИЕНСКОЙ ШКОЛЫ
- БИБЛИОТЕКА. КАМИН
- СТОЛОВАЯ
- КАБИНЕТ
- ОКНО ИЗ "ПЕЙЗАЖНОЙ"
- МОГИЛА В.Д. ПОЛЕНОВА
Дом этот построен в 1892 году одним из выдающихся русских художников второй половины XX века — Василием Дмитриевичем Поленовым. В нем разместился музей, картинная галерея, мастерские и рабочие комнаты для друзей и учеников.
О многом могут рассказать старые стены дома. И говорят они языком искусства - языком, одинаково понятным и доступным людям всех возрастов и любых национальностей. Этот дом дает людям то счастье и ту радость, о которых, как о высшем достижении человеческого гения, мечтал создатель музея.
Здесь древний гений человека,
Почуяв новой жизни рост,
Из девятнадцатого века
В двадцатый перекинул мост...
Эти слова, сказанные о музее В. Д. Поленова, очень хорошо выражают значение «домика над Окой» для нас, современников.
Просторный светлый дом на косогоре. Музей Поленова. С западной стороны дома открывается неповторимый вид на Оку, озера старого русла, заливные луга. Дом этот прочно вошел в историю культуры России. Подобно кораблю несет он через десятилетия бесценный груз воспоминаний.
И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом поведет его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей. И сделает это он с мудростью, соответствующей его возрасту, и с той радостью, которая всегда сопутствует встрече с вновь обретенным другом.
«Ведь он архитектор, да еще какой! Еще будучи учеником Академии художеств, он некоторым архитекторам сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания», — писал в 1924 году о Поленове его старый друг Илья Ефимович Репин. Время подтвердило правильность оценки Репиным архитектурного дарования В. Д. Поленова. Все постройки усадьбы, сделанные по рисункам и проектам художника, помимо своеобразия и красоты архитектуры, значительны оригинальностью инженерных решений.
Характерна в этом отношении и конюшня, сложенная из местного камня с удачным применением в нескольких местах фахверковых конструкций.
На хозяйственные постройки усадьбы шел окский известняк, который Василий Дмитриевич называл тарусским мрамором.
«Мы до сих пор в деревне, где я в это лето сооружал себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство», - писал Поленов И. В. Цветаеву в октябре 1904 года. С тех пор название «Аббатство» прочно закрепилось за белым кирпичным зданием. Своеобразие архитектуры этой постройки объясняется просто: в Аббатстве было помещение для театра - зал с небольшой сценой, который служил одновременно декорационной мастерской. Помещение второго этажа было занято костюмерным складом. При постройке Аббатства художник предусмотрел специальную башню, где на стеллажах хранились его этюды. Он любил приводить в башню многочисленных друзей и дарить им на память свои произведения.
Здесь до сих пор ставятся самодеятельные спектакли, устраиваются концерты, демонстрируется последняя работа художника — знаменитая поленовская диорама.
Белые стены, красная черепица кровли небольшой паперти, четкие контуры устремленной ввысь колокольни... Церковь будто взбежала на крутую гору над Окой п замерла, застыла на века, очарованная привольем и простором заокских далей.
Церковь построена по рисункам и чертежам В. Д. Поленова. В ее архитектуре заметно сочетание романского стиля с древнерусским. В работе над интерьером принимали участие И. Е. Репин, Е. М. Татевосян, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. Д. Поленова. Необычная постройка. И на редкость живописная. До того она удачно вписана в окский пейзаж, что трудно представить себе берег реки без нее.
По этой деревянной лестнице поднимался в свою мастерскую В. Д. Поленов. С момента постройки дома лестница ни разу не ремонтировалась, хотя по ней прошли около двух миллионов человек. Ее трехслойные ступени из выдержанного сухого дуба производят впечатление новых. Лестница, как и вся внутренняя отделка дома, выполнена талантливым столяром-краснодеревщиком Алексеем Антоновичем Минаевым. На стенах вдоль лестничных маршей висят многочисленные репродукции с картин мастеров эпохи Возрождения.
Десятки и сотни тысяч экскурсантов, поднимаясь в мастерскую художника, любуются затейливой резьбой площадки второго этажа, выполненной по рисунку Василия Дмитриевича Поленова.
В апреле в доме-музее выставляют зимние рамы, открывается большое окно над лестницей — старый дом сразу наполняется потоком весенней свежести. Под слабым ветерком колышатся узорчатые листья комнатного плюща, любовно выращенного дочерью художника Ольгой Васильевной. Стебли плюща с каждым годом все больше и больше оплетают перила перехода-галерейки под окном.
В сентябре через окно в дом врывается золото берез и жаркий пурпур осенних кленов, а в январе дом наполняется светом от ослепительного снега.
Человек, вошедший в портретную —первую комнату мемориального дома, - соприкасается не только с жизнью и творчеством художника, но и с целой эпохой русской культуры. Показывая свой музей посетителям, В. Д. Поленов любил говорить о коллекциях, собранных четырьмя поколениями своей семьи.
В комнате много семейных портретов, старинных вещей, несущих память о людях и событиях. Здесь воскресают имена Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
Судьба поленовского музея отлична от судеб остальных мемориальных музеев. Дом был построен по проекту и замыслу художника именно как музей и мастерская для работы. Сам Василий Дмитриевич водил по нему первые экскурсии, находя огромное моральное удовлетворение в общении с молодежью окрестных деревень, из которой преимущественно состояла тогдашняя музейная аудитория.
Поленов был человеком большого обаяния, обширных и разносторонних знаний. Он сумел создать в своем доме ту атмосферу непосредственности восприятия искусства, тот характерный «дух», который до сегодняшнего дня продолжает покорять сотни людей, ежедневно посещающих музей.
Самая большая комната дома — библиотека. Она находится в нижнем этаже здания. Вечерами солнце, заходящее за сосны, бьет лучами в западное широкое окно библиотеки и освещает желтый паркетный пол. Благодаря коричневому тону тесового потолка, отражающего солнечные лучи, комната наполняется мягким золотистым светом. В тихие вечерние часы этот свет в сочетании с задумчивыми березами и соснами за окном, с широкими заливными лугами окской поймы создает впечатление покоя и простора. На стенах библиотеки — картины И. Е. Репина, В. М. и А. М. Васнецовых, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, А. Е. Архипова, полотна западноевропейских мастеров, шедевр ХУ столетия — «Мадонна» сиенской школы, подлинники Веронезе и Франка.
В библиотеке по старой традиции перед зажженным камином устраиваются творческие вечера. Каждый новый год встречается установленной в библиотеке традиционной елкой для школьников окрестных сел.
Под мелко наколотой лучиной съежились куски сухой бересты. Береста вспыхивает от зажженной спички, через минуту ровно гудит пламя в камине — за восемьдесят с лишним лет тяга каминной трубы не подвела ни разу. Отблески огня пляшут по стенам полутемной комнаты, вырывают из темноты индийскую царевну на полотне Репина, мозаику Татевосяна, зодиакальные знаки каминной росписи, лермонтовского ворона, летящего через века под сводами замка на полотне Васнецова...
Свыше восьмидесяти лет живет традиция поленовских каминов. В самой большой комнате собираются друзья музея — художники, музыканты — на очередной литературный, музыкальный вечер, самодеятельный спектакль.
Легким пеплом подергивается груда углей. В их тепле — частицы тепла этого стоящего на крутом окском берегу дома. Дома, десятилетиями дарящего людям свет.
Мебель в большинстве комнат дома-музея сделана по рисункам В. Д. Поленова или при его непосредственном участии. Отдых от постоянных занятий живописью он находил в физическом труде, особенно увлекаясь столярным ремеслом.В столовой, украшенной узорной резьбой, обставленной дубовой мебелью, размещены коллекции бытовой утвари, собранной в Архангельской, Костромской и Вологодской губерниях, итальянской майолики, тарелки и блюда, расписанные Василием Дмитриевичем и его сестрой Еленой Дмитриевной, изделия знаменитой абрамцевской столярной мастерской.
Василий Дмитриевич Поленов чрезвычайно тонко чувствовал музыку, был композитором-любителем. Об этом напоминают фисгармония и пианино, большой шкаф, заполненный нотами.
Кабинет В. Д. Поленова. Здесь, отдыхая от занятий живописью, он занимался музыкой. Им была написана опера «Призраки Эллады» (либретто С. И. Мамонтова), романсы на стихи любимых поэтов. Здесь устраивались музыкальные вечера.
Дом был построен на песчаном холме, открытом всем ветрам. Одновременно с постройкой дома Поленов со своими друзьями, учениками и членами своей семьи по всему холму высадил молоденькие сосны и ели. Начавший разрастаться сосновый бор и дал название поленовской усадьбе - «Борок». Василий Дмитриевич, предвидя, как разрастется усадебный парк в будущем, оставил просеки - перспективы, открывающие вид на Оку.
На стенах просторной и светлой «пейзажной» — знаменитые полотна Поленова «Золотая осень» и «Осень в «Абрамцеве», проникновенные этюды «Речка Воря», «Закат» и многие другие. Деревья парка за окнами как бы продолжают вдохновенный рассказ художника о красоте родной земли. Быть творцом этой красоты — долг человека. В «пейзажной» это чувствуешь и понимаешь особенно глубоко.
Этот флигель старше здания музея. К постройке «Большого дома» Поленов приступил, закончив строительство флигеля. Крыша на четыре ската, две печные трубы, небольшое крыльцо-терраса. Добротно оштукатуренные бревенчатые стены. Первоначально флигель использовался как вспомогательная постройка.
Флигель соединяется с «Большим домом» крытым коридором-галереей. Он органично вписан в общий архитектурно-мемориальный ансамбль музея-усадьбы.
В этом флигеле Василий Дмитриевич с семьей жил в последние годы жизни. Здесь им написаны его последние этюды. Здесь он и скончался 18 июля 1927 года.
«Имя Василия Дмитриевича Поленова дорого новой России не только как имя одного из крупнейших представителей русской художественной культуры, но и как имя человека, весьма рано поставившего перед собой задачи распространения этой культуры в широких массах и разрешившего их с блеском, подобного которому мы в истории нашей экстенсивной художественной культуры не имеем». Такими словами приветствовал В. Д. Поленова в день его восьмидесятилетия Анатолий Васильевич Луначарский.
Художник завещал похоронить его на высоком берегу Оки, на кладбище небольшой деревни Бехово, откуда открываются воспетые на его полотнах широкие заокские дали. В своем художественном завещании В. Д. Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, - это есть отдых, покой небытия, а бытие его остается и переходит в то, что он сотворил».
ВИДЕООБЗАР ОТКРЫТОК ИЗ НАБОРА