Возможно, разочарую сразу, если скажу, что такого не существует в природе.
Да, я на 100% уверена, что нет универсального, суперкрутого учителя для всех. Это как с мастером по маникюру/парикмахеру – выбираешь того, кто либо молчит всю процедуру и не мешает тебе думать о своем, либо того, с кем можно поболтать. Каждому свое.
Однако, есть определенные критерии, по которым можно и нужно выбирать себе наставника. О них и расскажу сегодня.
Ещё один довод – это мои любимые аналогии. Я сравниваю педагогов с врачами. Во-первых, к одному доктору хочется идти, вы с ним «на одной волне», он понимает, и помогает, и лечит, и вы видите результат, а другой врач вам может не понравится, потому что у него парфюм неприятный и он на вас смотрит «свысока». Это вопрос отношения.
Второе - вы же не пойдете к лору лечить желудок, так и с преподавателем, я считаю, нужен узкий специалист! Одни учителя божественно находят подход к малышам, другие знают, как обращаться с подростками, третьи же только готовят взрослых к поступлению на MBA. Когда я захожу на страницу к специалисту, а он «и швец, жнец, и на дуде игрец» - лично для меня это точно не профессионал, я к такому не буду обращаться.
Итак, на что обращаем внимание при выборе репетитора:
- опыт или с какими возрастными группами работает,
- онлайн или оффлайн,
- образование (не обязательно педагогическое! ниже разберем подробно),
- повышение квалификации (всегда приятно, когда профессионал идет в ногу со временем),
- личные качества (как говорит, как слушает, как вообще себя ведет, приятно ли лично вам с ним общаться).
Цена занятия… Является ли это критерием? Для кого-то определенно да, и этот вопрос стоит на первом месте. Но, если честно, у большинства педагогов этот вопрос очень больной, и я напишу отдельную статью на эту тему. По крайней мере, ученикам должно быть понятно, из чего складывается вообще цена у каждого репетитора или онлайн-школы. Возможно, в нашей современной парадигме бесконечной рекламы, продвижения, охватов и прочего «раскрученность» преподавателя или школы – несомненно один из ценообразующих факторов. На мой взгляд, следующие 5 пунктов наиболее важны при решении у кого-либо учиться.
Итак, пройдемся по порядку по всем пунктам выбора преподавателя иностранного языка.
1. Опыт преподавателя
Смотрим, с кем чаще всего работает репетитор и чем конкретно занимается (например, подготовка к ЕГЭ или Business English, или работает с дошкольниками, или, например, сдавал ли репетитор сам тот экзамен, который вам нужен, или имел опыт подготовки к нему).
Расскажу на своем примере.
Начинала я преподавать английский только детям, самому младшему в моей практике было 4 года, да и тогда это было интересно, здорово, и для родителей школьников и дошкольников не напряжно в финансовом плане. На практике в школе мне пришлось поработать со старшеклассниками. Официальное трудоустройство же мое включает только работу со студентами вузов. Потом был опыт обучения «серебряных» учеников. В общем, поработала я со всеми возрастными группами, различными потребностями и целями. Кому-то просто нужно было делать домашку, кто-то планировал уехать жить в США, кто-то просто учил «для путешествий».
К чему в итоге я пришла?
Я стала узко-направленным специалистом в обучении английскому языку взрослых, по большей степени – это подготовка к международным экзаменам, или поступлению в зарубежные вузы, или работа в международной компании, или иммиграция.
Подготовка к международным экзаменам в моей специализации тоже неспроста. Я ведь сама готовилась и сдавала TOEFL и IELTS, и знаю экзамен изнутри, перелопатила кучу литературы и учебников и сайтов, и даже общалась по e-mail с экспертом-экзаменатором IELTS.
Так как по большей части я работаю со взрослыми, запросы в основном связаны с английским в профессиональной среде, поэтому я и фокусируюсь на Business English, повышаю свою квалификацию в этой области.
Поэтому я не занимаюсь с младшими школьниками, не готовлю к ОГЭ/ЕГЭ, по общему английскому («для себя») пока у меня есть ученики, но зреет коварный план их всех перетянуть на подготовку к каким-нибудь экзаменам))
Работа с детками для меня совсем другое. Это ни легче и не сложнее. Блестящие глазки малышей, которые понимают, говорят на английском – ни с чем не сравнимое удовольствие, гордость и много других чувств. Отдача от ребятишек намного больше, чем от взрослых. Но, лично я нашла себя в другом. Я очень прагматичный человек, мне нравится, когда у человека есть конкретная цель, которую я могу помочь достичь. Я люблю, когда есть дедлайн, точка А и точка Б. Для меня каждый ученик – это увлекательный проект, надеюсь, это не обидное слово. Потому что я к своим ученикам отношусь с большим уважением, проникаюсь в ситуацию, проблемы, запросы и максимально стараюсь принести пользу, потому что именно это меня зажигает, дает заряд энергии и желание двигаться дальше и развиваться как профессионалу.
Про опыт можно узнать из отзывов или спросить, с кем чаще всего работает преподаватель.
2. Следующий важный пункт – живое общение или онлайн
Если вы сторонник именно личного контакта с преподавателем, хочется куда-то съездить/сходить, тут всё просто – выбираете репетитора или школу в вашем городе по всем остальным пунктам.
Для меня, если честно, это немного странный вопрос в наше время, т.к. мы все уже практически всё можем делать, не выходя из дома: совершать покупки, развлекаться, общаться, учиться, заниматься спортом и т.д.
Однако, как обычно, везде есть свои плюсы и минусы.
Минусы онлайн занятий:
- дома больше вариантов отвлечься и пропустить занятие (сериальчик, диванчик, инстаграм),
- меньше ответственности (ехать никуда не надо, «давайте-ка сегодня отменим, что-то мне не здоровится»),
- можно незаметно залипнуть в мессенджеры/соцсети (препод же не видит, чем заняты ваши руки),
- могут прибежать дети, просить ням-ням, или муж в трусах пройти мимо камеры (да, это всё случаи из моей практики),
- возможны перебои с интернетом или отключение света,
- не нужно краситься, собираться, одеваться (а иногда так хочется «выйти в свет»),
- опасность поправиться (если всё время сидеть дома, конечно и всё делать только онлайн)
Плюсов, на мой взгляд, намного больше:
- не тратим время и деньги на дорогу,
- низкая вероятность опоздать на занятие,
- перебои со светом и интернетом в наше время очень редки,
- если хотите заниматься в группе/в онлайн школе/с частным преподавателем тет-а-тет/с носителем из любой точки мира – пожалуйста!
- можно тренировать все навыки, большой выбор ресурсов и материалов,
- для кого-то это плюс, что не нужно собираться, краситься и одеваться,
- а если хочется уйти из дома, всегда можно пойти в кафе/парк на часок,
- возможность заниматься в любое время и из любого места.
3. Еще один острый вопрос – важно ли образование репетитора?
Некоторые считают, что у педагога обязательно должно быть высшее образование, диплом педвуза. Другие выбирают людей просто с многолетним опытом проживания за границей.
Признаюсь, раньше я ОООчень предвзято относилась к русским, живущим в англоязычных странах и считающих себя сэнсеями. Потому что жить и работать можно 1)в русском, 2)в китайском, 3) в испанском квартале 4) в любом другом специфичном месте, и общаться с соответствующими нациями/слоями населения.
Однако, некоторое время назад я открыла для себя курсы TEFL/TESOL (Teaching English as a Foreign Language/Teaching English for Speakers of Other Languages), их огромное множество от разных компаний и университетов. Но приобрести эти курсы и учиться преподавать английский может абсолютно ЛЮБОЙ человек (было бы желание и деньги). Этот сертификат дает право преподавать английский как иностранный по всему миру. Плюс данных курсов – также и минус: такую «бумажку» может получить кто угодно. Да, там есть тесты, которые проверят знания по модулям, но такой формат оценки знаний уже давно стоит под большим вопросом у специалистов. Чаще всего эти сертификаты получают носители без профильного образования, чтобы иметь возможность преподавать свой родной язык.
По поводу качества курсов. Я с удивлением отмечаю, что в отечественной методике нас многому не учили. Я считаю российское образование очень хорошим и горжусь им, и безмерно благодарна своему вузу. Но, печальный факт – передовые исследования по большей части проводят зарубежные ученые. Сейчас даже существует такая тенденция – известные и действительно профессиональные врачи опираются в основном на англоязычные источники.
Мой вывод как всегда прост – ищите того, кто вам «по душе», обращайте внимание на то, что важно именно для вас – дипломы, сертификаты, факт проживания в стране, реальные истории успешных учеников или еще что-то.
4. Повышение квалификации
Этот пункт практически неразрывно связан с предыдущим. Сейчас важно обращать внимание, развивается ли учитель как специалист, или получил свой диплом 15 лет назад и больше вообще ни один семинар по методике не посетил, считает, что пяти лет в универе достаточно учебы, и пора бы уже самому всех учить.
Лично я безумно рада, что в нашем мире столько возможностей для профессионального развития, когда люди кайфуют от своей работы, становятся настоящими специалистами и постоянно развиваются.
И современные реалии диктуют нам условия – либо узнаешь что-то новое и «растёшь», либо стоишь на месте и деградируешь. Обычно такие преподаватели выкладывают в соцсети свои дипломы и сертификаты, или рассказывают, что нового узнали, в каких конференциях участвовали и т.д. Но всегда можно спросить у репетитора, как он повышает квалификацию или уровень языка. Чаще такие «неугомонные» преподы пишут диссертации, выступают на прямых эфирах, проводят марафоны, сдают международные экзамены, пишут свои курсы и программы (ведь для этого нужно очень много знаний, умений и навыков).
5. Личность учителя
История из моей жизни. Однажды я захотела похудеть, и пошла на марафон к одному тренеру. Вот вроде вся инфа была релевантная и правильная, и мне откликалась, но её манера говорения меня просто раздражала! Я не могу терпеть, когда мне «тыкают», приказывают и обзывают. Такой стиль: «давай, соберись, тряпка, а то так и останешься жирной!» лично мне не зашел. А кому-то именно это было и надо, было огромное количество женщин, подписавшихся на платные программы этого тренера, и миллион восторженных отзывов.
Итак, я считаю, что от отношений с преподавателем тоже многое зависит. Кому-то легче учиться у «подруги», с которой можно на ты, кому-то подавай строгую училку, которая ругает за каждую ошибку, дает кучу домашки и т.д.. Кто-то хочет очень теплых отношений с учителем, кто-то предпочитает держать дистанцию.
Еще опять же нужно смотреть, «подходите» ли вы с репетитором по стилям восприятия/подачи информации. Конечно, преподаватели, имеющие профильное образование и повышающие квалификацию, должны использовать это в работе, учитывать, КАК лучше учиться ученику, а не «чесать всех под одну гребенку», пичкая ТОЛЬКО табличками или песнями. Кстати, я совсем не против песен и грамматических схем, даю и то, и то, но в меру и не всем.
Мой вывод как всегда прост – ищите того, кто вам «по душе», обращайте внимание на то, что важно именно для вас – дипломы, сертификаты, факт проживания в стране, реальные истории успешных учеников или еще что-то.
А что важно для вас в выборе преподавателя?