Москву часто ругают за то, что здесь не сохраняется преемственность заведений. Например, в здании под исторической вывеской "Аптека" уже нет никакой аптеки. Легендарная булочная на Покровке, проработавшая сто лет, тоже закрылась. Недавно почил в бозе знаменитый "Елисеевский". Как противоположный пример приводят зарубежную практику, где память места - не пустой звук. Так, например, верные поклонники Джойса приезжают в Дублин, чтобы отыскать аптеку, где Блум покупал лимонное мыло. Та самая аптека существует до сих пор и, кстати, продает то самое мыло.
Однако на самом деле в столице еще остались легендарные места, сохранившие свое первоначальное назначение. Одно из них - кинотеатр "Художественный", в который ходили еще Лев Толстой и Сергей Есенин.
Этот кинотеатр расположен в самом центре, на Арбатской площади, прямо у выхода из метро "Арбатская". Недавно в кинотеатре закончилась большая реконструкция, после чего он открылся в обновленном виде и теперь в него стремится попасть вся Москва.
А еще здесь проводят экскурсии, на которых рассказывают историю здания. Несмотря на высокую цену, тысячу рублей, билеты раскупают очень быстро.
Лев Толстой и кинотеатр
Бородатый классик любил все модное и современное. А вот к кинотеатру относился скептически. Например, после кинопоказа в одной лечебнице он вынес вердикт, что кинематограф только расстраивает больных, а здоровым быстро приедается, потому что "все движения там выглядят ненатурально". Кинодрамы вызывали у Толстого раздражение своей глупостью и, по воспоминаниям очевидцев, Льву Николаевичу нравились только съемки животных.
— Вот это — настоящий кинематограф, — говорил он. — Невольно подумаешь, чего только не производит природа!
Тем не менее на открытие нового кинотеатра среди вип-гостей был приглашен и Лев Николаевич.
"Художественный" - это первый кинотеатр Москвы, построенный в 1909 году именно как кинотеатр. До этого времени показы проводили в жилых зданиях на первых этажах, в больницах, в театрах.
Едва появившись, "электро-театръ" предложил особую обстановку. В фойе играли музыканты, висели красивые люстры, внутри имелся фонтан. Также здесь предлагали особый сервис: заведение единственным в Москве доставляло купленные билеты на дом!
Как рассказывают на экскурсии по "Художественному", Льву Николаевичу увиденное понравилось. Он оставил запись в дневнике и даже решил писать для "электро-театра", отметив, что у него есть задумка создать "что-то кровавое".
Правда, осуществить задумку классик не успел. Хотя и зрил в корень.
Кто автор кинотеатра "Художественный"?
Вообще-то у кинотеатра два архитектора. Первоначально здание было спроектировано в 1909 году архитектором Николаем Благовещенским специально для показа фильмов, а спустя несколько лет было перестроено и существенно увеличено Федором Шехтелем. Современные реставраторы вернули зданию шехтелевский облик.
Прежде всего этот шехтелевский облик касается фасада. Дело в том, что в пятидесятые годы кинотеатр сильно изменился. С приходом к власти Никиты Хрущева началась борьба с излишествами, поэтому со здания сбили всю красоту и лепнину, а на ее место повесили афиши.
Современным реставраторам предстояло вернуть "излишества" обратно. И надпись "Электро-театръ", утраченную после реформы русского языка и отмены "еров" и "ятей". И барельефы, и маскароны с изображением Селены и Гелиоса - божеств Луны и Солнца, символизирующих природу кинематографа.
К сожалению, из-за того, что на Арбатской площади очень любят подкармливать голубей, пернатые уже начали портить внешний вид обновленного здания. Особенно достается маскарону с Селеной.
Сказались и последствия зимы. Не успел кинотеатр открыться после дорогой реконструкции, а на цоколе уже обозначились проблемы.
Что за странные деревья нарисованы на стенах "Художественного" и причем тут Муссолини?
Но на самом деле самая красота расположена внутри. Хотя аутентичной ее не назовешь. Современные архитекторы знали, как выглядит фасад, а вот как выглядело фойе и входная группа - абсолютно не знали. Никаких описаний не сохранилось. Поэтому ориентировались на специальный кодекс, который называется "венецианская хартия реставраторов". Эта хартия учит, что если мы не знаем, как оно было на самом деле, то итоговая концепция должна выглядеть современной. Чтобы мы не подделывали и не выдавали за историческое то, что таковым не является.
Поэтому специалисты предложили оформить фойе в духе дворцов где проходят европейские кинофестивали. Здесь светлые тона, неоклассика, белый мрамор и изображение пиний на стенах.
Причем тут пинии?
А это - привет Венеции, где проходит старейший кинофестиваль. Город засажен пиниями еще со времен Муссолини. Диктатор очень любил это дерево, считая, что выглядит оно очень благородно. Кроме того, хотим мы этого или нет, но именно Муссолини основал Венецианский фестиваль.
Как пройти в библиотеку. В три часа ночи?
Реставраторы нашли свидетельства, что в кинотеатре была библиотека. И тоже устроили библиотеку. Кинотеатр работает до трех часов ночи, а библиотека в нем - тоже. Если подняться по правой лестнице в углу, то как раз в нее попадешь. Можно почитать книги на месте, сидя на прекрасной дизайнерской мебели в стиле семидесятых. А можно записаться в библиотеку и взять почитать на дом.
Рядом библиотекой расположен вип-зал на 21 место. Здесь очень удобно вытягивать ноги. Но цена билетов не располагает: от двух до пяти тысяч рублей.
Пристроенный третий этаж - главная гордость
В этом месте должны взреветь все градозащитники, мол, а как же особо охраняемый статус кинотеатра! А ведь к нему ничего нельзя пристраивать и навешивать!
Все так. Согласно своего статуса, в здании подлежит защите три вещи. Во-первых, его назначение. Здесь может располагаться только кинотеатр, хоть тресни. Во-вторых, исторические барельефы. То, что сделано Шехтелем, должно остаться. И, наконец, в-третьих, - конфигурация здания.
Можно ли пристроить третий этаж, не нарушив внешнего вида с улицы? Оказывается, можно. В этом вопросе сильно помог Шехтель. Словно думая о страданиях строителей будущего, он сделал фасад выше, чем объем здания. Теперь к фасаду взяли и пристроили дополнительные площади.
На новом этаже оборудовали световой фонарь и повесили люстру из 750 килограммов хрусталя. (Кстати, люстра сделана в Твери). Здесь же - два небольших зальчика и симпатичное индустриальное панно, которое выглядит как старое, а на самом деле - новое.
Туалет неисторический, но классный
Отдельно рекомендую посетить туалет. Там красиво, как в Хогвардсе. И туалетные селфи получаются что надо. Правда, была какая-то незадача: замочки в кабинках не работали. А еще на открытии кинотеатра в уборных стояли баночки с мылом "Зелинский и Розен", а потом они исчезли. Сейчас "Зелинский" можно найти только в туалете Центра документального кино. Так что, не проходите мимо, мойте руки. Один кусочек этого дивного мыла стоит больше тысячи рублей!
Где поесть
В кинотеатре расположены три бара и это количество историческое: можно сесть на розовый диванчик и представить себя Шехтелем, который создавал свои гениальные проекты легко и быстро "между чертежной доской и бутылкой шампанского".
Попкорна, кстати, нигде не продают. Но специалитет местной пекарни - кофе со вкусом соленого попкорна. Там же в пекарне расположился бутик "Зелинский и Розен". И здесь я бы поспорила, что лучше: запах попкорна в кинотеатре или запах духов в пекарне. Тем не менее заглянуть в пекарню стоит. Выглядит уютно и имеется восстановленная шехтелевская лестница на второй этаж. Знаменитые лестницы архитектора легко опознать по "лишним" ступенькам, спускающимся волной.
А вот и местный ресторан Никки. Выглядит очень дорого-богато.
Чуть не забыли про самое главное. Главный зал. А там, между прочим, сохранилась вся Шехтелевская лепнина.
Ценовая политика
До реставрации кинотеатр был очень дешевым. Билеты стоили по пятьдесят рублей, а студенты журфака, расположенного поблизости, обожали прогуливать здесь лекции.
Сейчас цены, отнюдь не такие, но позволить себе сходить в исторический кинотеатр можно. По будням днем есть билеты за 290 рублей. А льготникам и студентам при предъявлении документов сеанс обойдется в двести рублей.
Подписывайтесь на мой канал, я рассказываю о самом интересном, что связано с литературой