И вот опять по сообщениям в прессе можно подумать, что ушёл актёр одной роли. Абдулла… Абдулла… Абдулла… Оно понятно, советский истерн «Белое солнце пустыни» — самый популярный фильм в долгой фильмографии Кахи Кавсадзе. И басмач Абдулла, сыгранный грузинским актёром в 34 года, остался самой узнаваемой его ролью. Но ведь были и другие, возможно, даже более талантливо сыгранные образы. Предлагаю вспомнить некоторые из лучших фильмов с участием Кахи Кавсадзе.
Мурман из фильма «Песнь Этери» (1956 год). Самая первая работа Кахи Кавсадзе в кино. Фильм рассказывает о жизни грузинского композитора Захария Палиашвили. У 21-летнего начинающего актёра совсем небольшая роль. Очень редкое кино, найти его не удалось, потому — без кадра из фильма.
Посетитель ресторана в трагикомедии «Жил певчий дрозд» (1970 год). Небольшой эпизод в замечательной арт-хаусной лента ещё не уехавшего во Францию Отара Иоселиани. Молодой герой — театральный музыкант — в перерыве между своими партиями носится по городу, посещая разные места. В том числе — ресторан, где за одним из столиков можно разглядеть Кахи Кавсадзе. Это эпизод без слов и камера даже не задерживается на человеке, которого уже вся страна знает, как Абдуллу.
Балетмейстер в мюзикле «Мелодии Верийского квартала» (1973 год).Несправедливо позабытый музыкальный фильме Георгия Шенгелая с Софико Чаурели в главной роли. Одна из первых комедийных ролей Кахи Кавсадзе, который играет здесь потешного итальянца, обучающего грузинских детей танцам. Аккомпанирует ему при этом, между прочим, Алиса Фрейндлих.
Давит Ласаберидзе в фильме «Саженцы» (1973 год). Тёплая комедия Резо Чхеидзе о том, как дед с внуком искал саженцы грушевых деревьев для своего сада. В своих поисках они встречают много добрых, приветливых, интересных людей, среди которых — и Давит, бывший односельчанин старика Луки. Он предоставляет ночлег двум путникам.
Бесо из серии грузинских короткометражек. В 1974-м году в Грузии была снята первая из 9 короткометражных кинокомедий про 3 дорожных ремонтников. Эти фильмы стали своеобразной визитной карточкой страны и навсегда наградили грузинскую кинематографию репутацией изобретательницей своего особого комедийного — очень тёплого и лирического — языка. Кахи Кавсадзе играл одного из трёх коллег-товарищей. Его персонажа зовут Бесо (и только в последней части этой «франшизы» он меняет имя на Кахи). Девять короткометражек этой серии такие: «Пари» (1974 год), «Субботний вечер» (1975), «Три рубля» (1976), «Термометр» (1976), «Лимонный торт» (1977), «Бабочка» (1977), «Покорители гор» (1977), «Три жениха» (1978) и «Удача» (1980-й).
Иорами из фильма «Древо желания» (1976 год). Поэтическая драма о любви в мире, где ей не рады. Фильм Тенгиза Абуладзе — всемирно признанный шедевр грузинского кино. Кахи Кавсадзе сыграл в фильме сельского бунтаря, немного нелепого, как и большинство персонажей этого фильма.
Государственный следователь Сабас из комедии «Короли и капуста» (1978 год). Экранизация сатирических рассказов американского писателя О’Генри в постановке режиссёра Николая Рашеева. Действие происходит в некоем вымышленном государстве, а Кахи Кавсадзе играет следователя, который разыскивает пропавший саквояж с крупной суммой.
Михаил Коришели из фильма «Покаяние» (1984 год). Ещё один шедевр Тенгиза Абуладзе, одно из самых ярких антитоталитарных высказываний в мировом кинематографе и заключительная часть своеобразной трилогии (в которой «Древо желания», кстати, располагалось посерединке). У Кахи Кавсадзе опять небольшая, но выразительная роль друга художника.
Дон Кихот в двух фильмах — «Житие Дон Кихота и Санчо» (1988 год) и «Прикованные рыцари» (1999 год). Одна из немногих главных ролей в кино у Кахи Кавсадзе. Так получилось, что героя Сервантеса он сыграл дважды. Первый раз — в необычной по киноязыку и стилистике, но всё же близкой к тексту экранизации литературного шедевра (её поставил Резо Чхеидзе), а во второй раз — в игривой фантазии на тему «что было бы, если бы Дон Кихот поехал в Грузию спасать прикованного к скале Прометея».
Вахтанг в фильме «Одинокий охотник» (1989 год). В поздне-советское время довольно нашумевшая, а теперь совсем забытая картина о мести. Главный герой мстит людям, которые 7 лет назад снасильничали его жену. Кахи Кавсадзе сыграл отца главного героя.
Иван Грозный в фильме «Царь Иван Грозный» (1991 год). Не самый лучший фильм про грозного русского царя (сложно снять лучше Эйзинштейна, да и с Лунгиным тягаться дано не каждому), но Кахи Квасадзе отыгрывает роль безупречно. Фильм славен ещё тем, что одну из главных ролей в нём сыграл певец Игорь Тальков.
Грузинский президент в лирической комедии «Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара» (1996 год). Нежная, весёлая и одновременно печальная лента Наны Джорджазе. Сняли её совместными усилиями двух стран — Грузии и Франции. Французы делегировали от себя Пьера Ришара, и это оказалась одна из лучших ролей всемирно известного комика. У Кавсадзе не сказать, что лучшая роль, но весьма достойная.
Гигиенишвили в экранизации «Золотого телёнка» (2006 год). Опять же. Не самая удачная экранизация гениального романа Ильфа и Петрова, но к актёрам в данном случае претензий никаких. Все играют, как могут, в том числе и грузинский артист в небольшой роли одного из жителей Воронье Слободки, «бывшего князя, а ныне трудящегося Востока».
Магомед Абдуллаевич в фильме «Ч/Б» (2014 год). Довольно любопытная жанровая мешанина из криминального боевика, комедии и фэнтези на тему «вор у вора дубинку украл». Главный герой — мелкий жулик, который не очень любит Грузию. Но волей судьбы именно по Грузии ему и приходится скрываться от гнева криминального авторитета. Кахи Кавсадзе играет сельского старика, по-грузински крепкого и умеющего за себя постоять.
Кахи Кипиани в фильме «Тэли и Толи» (2014 год). Небольшая по хронометражу трагикомедия Александра Амирова, высказывание о межнациональных «дружбе, равенстве и братстве». Копродукция, в которой поучаствовали кинематографисты Грузии, Греции, Канады и России. Последняя экранная работа Кахи Кавсадзе.
Вот такая насыщенная самыми разнообразными ролями фильмография. Почти безупречная. Не подпорченная участием в сомнительном телевизионном «мыле» или даже хотя бы в дешёвом, бездарном проходняке.