11 мая 2019 года Венедиктов на «Эхе» в передаче «Будем наблюдать» заявил: «Если в этой статье[1] покопаться, то обнаружено, что именно военными трибуналами было осуждено 2,5 миллиона человек в ходе Великой Отечественной войны. Смертный приговор был вынесен 284 тысячам. Приведено в исполнение, то есть расстреляно было 157 тысяч человек. Это 10 дивизий».
И далее - «А сколько солдат вермахта было расстреляно за эти 4 года по приговору военных трибуналов. 7800».
Публикация в «Новой»[2], на которую не раз ссылался Венедиктов, полностью основана на информации из моей книги «Война на весах Фемиды».
Причем, что важно подчеркнуть - "Новая" опубликовала этот материал именно 8 мая, приурочила к Дню Великой Победы.
Так что у меня есть все основания дать пояснения по этому вопросу.
За годы войны трибуналами действительно было осуждено более 2,5 млн. человек, из них приговорено к расстрелу – 157 593. Правда, в интерпретации «Новой» – это не десять, а «примерно пятнадцать дивизий!».
Цифры чудовищные, и, признаюсь, не сразу решился их обнародовать. Поскольку судебная статистика – вещь довольно коварная. А в руках непрофессионала – еще и крайне опасная…
Если судить, по моим книгам и публикациям, то многие, наверняка, причислят меня к антисталинистам. А данная публикация, вроде как, направлена на оправдание деятельности советской военной Фемиды. На самом деле – нет. Просто в любом деле надо стремиться к исторической достоверности, и ради справедливости стоит внести существенные коррективы в те выводы, которые сделаны в «Новой газете» и на радиостанции «Эхо Москвы».
Первое, на что обращаешь внимание – выборку они произвели избирательно и однобоко, вырвав из контекста данные, не вписывавшиеся в концепцию рождения мифа о «десяти» или «пятнадцати» дивизиях.
Во-первых, из 2,5 млн. осужденных в годы войны более 1,5 млн. чел. – это гражданские лица. Значительную их часть осудили не армейские трибуналы, а трибуналы НКВД. У последних, с трибуналами Красной армии – только название общее.
Трибуналы НКВД «пачками» репрессировали гражданских лиц за уклонения от работы и трудовой повинности, распространение ложных слухов, побеги из лагерей, пособничество фашистам и др.
Военными трибуналами Красной Армии в годы войны было осуждено 994,3 тыс. чел. Причем, к 422 тыс. военнослужащих (практически – к каждому второму) была применена отсрочка исполнения приговора (примечание 2 к ст. 28 УК РСФСР). 436 тыс. осуждены к лишению свободы. Остается – 136 тыс. чел. (в книге Г.Ф. Кривошеева – 135 тыс., со ссылкой на донесения трибуналов). Но среди приговоренных к ВМН не все были расстреляны. Многие остались живы – помилованы, амнистированы. Или - приговоры в отношении них были пересмотрены.
У того же Кривошеева можно прочесть, что «приговоры к высшей мере наказания заменялись (более 40 %) специальным судебным решением отсрочкой применения приговора до окончания военных действий». При этом, он ссылается на справку Управления военных трибуналов от 10.10.1990 о судимости военнослужащих в период войны.
Во-вторых, надо учитывать, что из 472 тыс. чел. приговоренных трибуналами, за «контрреволюционные» преступления (как гражданских, так и военных), значительная часть была осуждена обоснованно, поскольку в годы войны появились реальные диверсанты, предатели и изменники.
В-третьих, статистика применения смертной казни трибуналами Вермахта тоже нуждается в пояснениях.
Венедиктов и «Новая газета» озвучили цифру – 7810 чел. Между тем, в книге основательного военного историка Рюдигера Оверманса «Немецкие военные потери во Второй Мировой войне» приведены другие данные - расстрельные приговоры вынесены в отношении 11 тыс. военнослужащих Вермахта.
Разница, конечно, и в этом случае с нашей статистикой – существенная. Но здесь надо иметь в виду и учитывать наиболее принципиальное (при проведении сравнительного анализа) обстоятельство – во время вторжения фашистов на территорию СССР был установлен и действовал на практике принцип безнаказанности немецких солдат и офицеров за совершенные против мирных жителей преступления.
Этот порядок был нормативно закреплен в приказе начальника верховного командования вермахта Кейтеля от 13 мая 1941 г. «Об особом порядке подсудности в районе «Барбаросса»: «За действия против вражеских гражданских лиц, совершенные военнослужащими вермахта и вольнонаемными, не будет обязательного преследования, даже если деяние является военным преступлением или проступком...»[3].
Нюрнбергскому трибуналу были представлены и другие руководящие указания немецкого командования, существенно ограничивавшие уголовное преследование своих солдат[4].
Можно приводить и многие другие примеры, наглядно показывающие и подтверждающие, что война велась фашистами на уничтожение советского народа. По этой причине и в отношении советских военнопленных немецкое военное правосудие не церемонилось. Об этом можно прочесть в детальном исследовании профессора Гейдельбергского университета Кристиана Штрайта[5]. А вот в нашу судебную статистику были включены, между прочим, все преступления, совершенные советскими военнослужащими в отношении населения освобождаемых европейских стран. И прежде всего - Германии. В 45-году вынесены приговоры в отношении 357 тыс. чел. (от 2,5 млн. осужденных - это более 14%). На эту тему можно почитать мои статьи на Дзене. Например, эту - "Даже Героев Советского Союза судили за насилие в Германии" - здесь).
На основании всего вышеизложенного, вывод о десяти (по версии Венедиктова) или пятнадцати (по версии «Новой газеты») расстрелянных дивизиях, мягко говоря, не совсем корректен.
В дальнейшем автор планирует подготовить несколько публикаций, разоблачающих антироссийские мифы, связанные с расстрелами…
[1]Статья генерал-полковника юстиции А.И. Муранова «Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны» (Государство и право. 1995. № 8), была подготовлена мной, его помощником. Еще раньше – 3 июня того же года – была подписана в печать книга (В. Звягинцев, А. Муранов, Досье на маршала), в которой приведены те же цифры.
[2]П. Гутионтов. Дожить до рассвета. Новая газета. № 49 от 8 мая 2019 г.
[3] Война Германии против Советского Союза 1941-1945. Документальная экспозиция под редакцией Р. Рюрупа, на сайте - http://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/5.htm
[4] Нюрнбергский процесс. Т. 5. С. 82–83, 115-117; Т. 6. — М. 1996. С. 408–409.
[5] Кристиан Штрайт. Вермахт и советские военнопленные в 1941-1945 гг. М. РУССКАЯ ПАНОРАМА. 2009.