Найти тему
Архивариус Кот

«…то навсегда прощай»

Мне думается, В.Г.Белинский совершенно не прав, когда пишет: «Но у нас как-то всё это клеится вместе: поэзия - и жизнь, любовь - и брак по расчёту, жизнь сердцем - и строгое исполнение внешних обязанностей, внутренне ежечасно нарушаемых... Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить - значит для неё жить, а жертвовать - значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну; но общество пересоздало её». Мне не кажется, что «общество пересоздало» Татьяну. По-моему, она всё та же. Она просто не может причинить горе другим.

Некоторые мои читатели пофантазировали и написали «хэппи-энд» любви Онегина и Татьяны, где нашлось место и для благородного генерала, жертвующего своей любовью, и для первенца, названного в его честь… Думаю, что всё это – из категории «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Ф.М.Достоевский, конечно, многое «напридумывал» за Пушкина: чего сто́ят его постоянные утверждения о старике-муже (хотя, повторюсь, не первым он был: поместила же я в одной из статей портрет генерала, каким его увидел П.П.Соколов, один из ранних иллюстраторов романа; портрет генерала - и на его же рисунке, который вы видите в начале этой статьи). Однако о многом говорит Фёдор Михайлович совершенно верно. Так, он скажет о Татьяне: «Да, верна этому генералу, её мужу, честному человеку, её любящему, её уважающему и ею гордящемуся», «Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он её муж, и измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого?»

А дальше Достоевский скажет, на мой взгляд, ещё более интересную вещь: «Я вот как думаю: если бы Татьяна даже стала свободною, если б умер её старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным». И дальше разъясняет свою точку зрения: «Ведь она же видит, кто он такой: вечный скиталец увидал вдруг женщину, которою прежде пренебрёг, в новой блестящей недосягаемой обстановке, — да ведь в этой обстановке-то, пожалуй, и вся суть дела. Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет — свет, этот страшный авторитет для Онегина, несмотря на все его мировые стремления, — вот ведь, вот почему он бросается к ней ослеплённый!»

Я бы сказала немного по-другому. Конечно, Татьяна и сама изменилась. Наставление Онегина «учитесь властвовать собою» она хорошо усвоила

Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приемы скоро приняла!

Вероятно, Татьяна не просто преобразилась внешне, но и обогатилась духовно, многое узнав и осмыслив. В свете её явно уважают, с ней считаются:

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор её очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале…

Вспомним, Онегин заметит её, когда она с послом испанским говорит», - значит, нашлась тема для разговора! Она великолепно держится там, где сам Евгений теряется:

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась

Иль стала вдруг бледна, красна…

У ней и бровь не шевельнулась;

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.

С ней речь хотел он завести

И — и не мог.

Да, эта великолепная женщина явилась в полном блеске. Ну почему мне опять вспоминается А.Н.Островский? «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. - И хорошего ювелира. - Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником». У Пушкина, конечно же, нет цинизма этих «покупателей», но суть ясна: если, образно выражаясь, в деревне Татьяна была неогранённым алмазом, то здесь она превратилась в сверкающий бриллиант. А кто ювелир? Разумеется, её муж, разглядевший «не замечаемую никем» робкую, чуждую для света девушку и сам гордящийся делом рук своих. Понимает ли это Татьяна? Несомненно! И не вижу я, как некоторые мои комментаторы, никакой «напыщенности» в его поведении, вижу любящего и заботливого мужа, которого, хочется мне верить, жена любит – не пылкой страстью, повторюсь, но спокойной, крепкой любовью. И именно оттого она не может этого благородного и достойного человека обмануть, покрыть позором (ведь развод для людей того круга считался чем-то абсолютно невозможным).

Можно, конечно, возразить: значит, не желая огорчать князя, принесёт горе Онегину? Но снова вспомним: может ли она поверить Евгению? Ведь если он и изменился, то ей об этом ничего не известно, рассказать о себе новом он в письмах явно не удосужился. Или же, по словам снова Достоевского, «она твёрдо знает, что он в сущности любит только свою новую фантазию, а не её, смиренную, как и прежде, Татьяну!» И, признаться, если бы соединились Татьяна с Онегиным… А был ли бы счастливым финал? Сомневаюсь.

Иллюстрация Д.А.Белюкина
Иллюстрация Д.А.Белюкина

Говорят и об «открытом финале» романа. Возможно, он и открыт, но это касается только судьбы самого Евгения (я к этому ещё вернусь), а не его отношений с Татьяной.

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражён.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружён!

Опять же кто-то теперь уже из комментаторов поверил: «Татьяна настолько была откровенна с Онегиным, что открыла ему эту тайну [опять же, об «увечьях» мужа], от чего он и остался стоять "Как громом поражён"». Да, тайну, конечно, открыла, но совсем другую: «Я вас люблю (к чему лукавить?)». Но, как верно заметил кто-то из моих читателей, Онегина можно любить, но вступить с ним в брак нельзя. Вот и осознал, что «счастье было так возможно», а теперь «проиграл» и последнюю «ставку жизни». Есть от чего ввергнуться в «бурю ощущений»!

Такой изображена заключительная сцена романа на открытке из «табачной серии»
Такой изображена заключительная сцена романа на открытке из «табачной серии»

********************

И, наверное, последнее замечание – то, о чём я уже писала, но что нельзя не упомянуть сейчас. Вернёмся к хронологии романа.

Последняя встреча (а я думаю, она действительно последняя) происходит весной, и, по мнению большинства исследователей, это весна 1825 года. Впереди декабрь. Что будет с княжеской четой?

В своих статьях я написала о каждом из молодых генералов, чьи портреты поместила, говоря о муже Татьяны. Судьбы всех были переломаны 14 декабря… Кто-то оказался в Сибири, кто-то в опале, кто-то вообще ушёл из жизни.

Раз у отца, в кабинете,

Саша портрет увидал,

Изображён на портрете

Был молодой генерал.

Эти строки Н.А.Некрасова нельзя отнести ни к одному конкретному человеку – многократно исследовано и подсчитано, что ни один из генералов-декабристов здесь не описан. Это, наверное, обобщённый образ поколения «молодых генералов». Но, возможно, и муж Татьяны – такой же обобщённый образ? А что же она? Вспомним строки из той же поэмы:

Пел о красавицах чудных

С ангельской лаской в очах;

Пел он об их увяданье

В дикой, далёкой глуши

И о чудесном влиянье

Любящей женской души...

Не знаю, как вы, дорогие мои читатели, а вот я не сомневаюсь ни на минуту, что, окажись Татьяна в положении этих «красавиц чудных», - и она бы стала увядать «в дикой, далёкой глуши», ибо и «любящая женская душа», и чувство долга сошлись бы здесь воедино…

Наверное, не случайно в самом конце романа будет сказано: «О много, много рок отъял!»

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Навигатор по всему каналу здесь