Найти тему
Катехизис и Катарсис

Женщина, организовавшая успешное производство и покорившая Европу

Кто сказал, что женщина не может создать успешное производство, изделия которого останутся в веках и будут экспонироваться в музеях Европы? Знакомимся – несвижская княгиня Анна Катажына Радзивилл и Налибокская мануфактура. Но всё по порядку.

Родилась барышня в 1676 году в Ракове, в семье королевского придворного. Но радость детства была недолгой, родители умерли, а родня сдала девочку в пансион одного из католических орденов в Варшаве. И тут девочке везёт и её забирает к себе на поруки Марысенька, жена Яна Собесского, короля Речи Посполитой.

На одном из королевских балов Анну заприметила сестра короля Катажина. Молодая Анна ей была как раз в тему, непутёвый сынок Кароль Станислав Радзивилл влюбился в простолюдинку, тоже Анну, и надо было срочно его поженить с приличной барышней. Сказано, сделано. Анна не сильно сопротивлялась, какой идиот откажется стать частью рода Радзивиллов?

Насколько был счастлив их брак? А чёрт его знает. Но она всегда сопровождала мужа в государственных поездках по Европе, родила 14 детей, из которых до зрелого возраста дожило только 4 и по ним она всю жизнь носила траур.

В 1719 помер муж и всё хозяйство упало на Анну. А дела были очень печальными: частично заложенные поместья, долги мужа. А самый большой бонус – уничтоженное имущество и покоцанный замок, последствия поддержки в Северной войне Августа II.

Но Анна не приуныла, ввела жёсткий контроль администраторов, поменяла арендаторов поместий и инвентаризацию. Одновременно с этим пошёл приказ ремонтировать разрушенное войной – дороги, мельницы, корчмы. Это дало свои плоды, наладилась торговля, поднялось хозяйство и вскоре ей захотелось большего.

Приведя дела в порядок и вспомнив поездки по Европе, у Анны появилась мысль: «а чего б и не сделать как в Европе?» и через пару лет после смерти мужа, построила кучу мануфактур: и по производству сукна, и гобеленов, но самой первой была мануфактура в Налибоках, которая производила изысканную стеклянную посуду…

Анна была дамой неглупой и своим управляющим дала конкретную задачу по поиску места для гуты (стекольного производства): поблизости хороший лесной массив, рядом с хорошим торговым путём и рекой. Остановились в итоге на местечке Налибоки, как раз неподалёку лежали пути что связывали Несвиж с Вильно и Новогрудок с Минском. А близость Нёмана в будущем обеспечила связь с прусским Крулевцом, откуда поставляли некоторые виды сырья и отправляли туда на огромных плоскодонках стеклянные изделия. Соседняя пуща могла обеспечить производство дровами.

Княгиня к строительству подошла основательно. Своим советникам строительства не доверила, настаивала на поиске человечка с зарубежья, из династии стеклоделов, ибо только такой мастер может обеспечить наиновейшее производство и заодно за звонкую монету раскрыть все секреты. Мастер, не будучи дураком, много раз отказывался, пока не предложили гору золота и место управляющего мануфактурой.

Сердцем свежепостроенной мануфактуры была гута, а вокруг возведены были иные строения: кузница, плотницкая, слесарная, склады. Позже рядом с ними появятся дома для работников.

Уже спустя год работы, управляющий мануфактурой заметил пару недостатков в работе, но попытка исправить их, привела к конфликту с иными зарубежными мастерами. Благо вмешалась княгиня и всё закончилось модернизацией, которая привела к постройке новых мастерских – шлифовальной и гравировочной, а вербовка ещё пары мастеров позволила производить хрусталь.

Вскоре заводик начал процветать и магазины с его изделиями появились в округе: Несвиж, Мир, Кореличи. Примерно в тот же период изделия вышли на рынок Крулевца и начали расходиться по Европе.

Несмотря на то, что благодаря управляющему мануфактура встала на ноги и обрела известность, Анна Катажына предпочла разорвать контракт с ним. Шутка ли, 1/7 дохода уходила чисто на управленца. После на мануфактуру ненадолго сошли тёмные времена: периодически менялись арендаторы, а дохода она стала приносить меньше. Заметив это, княгиня вновь вмешалась и управленцем стал один из первых зарубежных мастеров. Ему повезло, мастера не успели разбежаться и осталось просто навести порядок, да трудовую дисциплину поправить. Со временем была возведена вторая мануфактура в Уречье, точная копия Налибокской. После княгиня отходит от дел и передаёт младшему наследнику управление делами.

Налибокские мастера делали разные предметы – кубки, рюмки, бокалы, чарки, тарелки, да даже бутылки и ампулки для аптекарских дел, не говоря уже о стекле для различных часов. Не откажешь им и в оригинальности, ведь создали два вида шуточных бокалов. Первый — «куляўкі», которые не поставишь на стол, пока не выпьешь из них всё. Чаще всего изготавливали в виде пушек. Второй — «дубельты» — два перекрещенных посередине бокала. Судя по таким изделиям, шляхта на своих приёмах развлекалась

Со второй половине 18 века ХVIII у мануфактуры начались тёмные времена. Умерла сама основательница, которая иногда поглядывала за деятельностью сына, а в стране активно шли разборки шляхты, мануфактуры периодически грабили, мастера разбегались. Радзивиллы убили двух зайцев сразу — поставили гарнизон из двадцати солдат для охраны и поимки мастеров.

Беглых мастеров задерживали не только в окрестностях, но и довольно далеко от Налибок. На это звонкой монеты не жалели, кому захочется отдавать свои секреты конкурентам? Был случай, что наёмники нашли гравировщика и шлифовальщика в городе Любешове. Новый хозяин естественно дураком не был и отдавать таких работников не захотел. Радзвиллы отреагировали простенько – отправили под сотню конницы, конкурент после таких раскладов передумал и выдал мастеров назад. И это ещё до применения силы не дошло.

Многочисленные войны в будущем сильно сказались на мануфактуре, она неоднократно горела, после войны 1812 года там сожгли полностью мастерские с инструментами, погибло много мастеров. Где-то во второй половине ХIX века мануфактура окончательно закрылась.

Просуществовав добрую сотню лет, Налибокская гута оставила о себе память в виде многочисленных изделий в музеях Варшавы, Кракова, Праги, Берлина, Киева, Санкт-Петербурга.

Автор - Вiталій Бугаеў