«Я видел его начало и конец: пожелтело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными, они задевали колокольни. Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом. Грянула буря, и стало холодно. Над Сокольниками спустилась чёрная туча — она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг всё закрутилось … среди зигзагов молний вспыхивали жёлтые огни, и багрово-жёлтый огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья; огромная Анненгофская роща была сбрита; столетние деревья или расщеплены, или выворочены с корнем. Было разрушено огромное здание Кадетского корпуса и Фельдшерской школы. По улицам — горы сорванных железных крыш, свёрнутых в трубочку, как бумага. Кое-где трупы. Много убитых и раненых…»
В. А. Гиляровский, «Русское слово», 1904 год
О чем же пишет известный журналист и бытописатель Гиляровский? Присаживайтесь поудобнее, котаны! Сегодня я расскажу вам о весьма нехарактерном для России виде природного буйства - о смерче, прошедшем над Москвой и ее окраинами 29 (16 по старому стилю) июня 1904 года.
Вообще, по этимологии «смерч» - исконно русское слово, происходящее от слова «сумрак». Перед его появлением на небе сгущаются чёрные облака, заслоняя свет. Воздух в воронке урагана вращается с бешеной скоростью, а диаметр смерчей может быть более километра.
Однако, мы немного отвлеклись - думаю, всем знаком клишированный образ торнадо. Так вот смерч по сути - родственное явление (это если на пальцах). Так вот, описываемое природное явление родилось из сильнейшего урагана, прошедшего по всему центральному региону России. При этом сильнее всего пострадала Тульская губерния. Не остановившись на достигнутом, ураган направился в сторону Ярославля и на пути его была Москва. На подступах к Подольску к пяти часам вечера образовалась воронка (а судя по всему и не одна) и начались первые разрушения.
По свидетельствам очевидцев, ветер срывал крыши с домов, вырывал деревья с корнями, поднимал неподъемные предметы - в общем вёл себя в типичном торнадовском стиле. Не брезговал он и засасыванием в себя людей и домашней скотины. Город накрыла кромешная тьма - на улицах стало настолько темно, что извозчики, не привыкшие ездить в ночное время, сталкивались повозками друг с другом.
Смерч усугублялся обильными осадками, в том числе и градом. Ураган чудом прошёл восточнее центра города, сильно потрепав восточные окраины нерезиновой.
Сам процесс природной катастрофы был очень живо описан по горячим следам Владимиром Гиляровским (и я вынес даже это описание в эпиграф). Однако не единым Гиляем живет память газетная. Были и другие описания иных журналистов, в основном о разрушениях, причинённых смерчем.
Один из них находился в районе подмосковной станции Подосинки, где наблюдал, как чёрная туча соединилась с землей и образовала воронку, тут же направившуюся в сторону Москвы. Она с особой силой принялась за разрушение поселения при станции Перово, снося крыши с домов. В соседнем селе Карачарово была обезглавлена церковь - смерч снес купол с колокольни. Также в репортаже были упомянуты опрокинутые вагоны на станции Сортировочная.
В летописи Богородицерождественской церкви села Суханово упоминается что в селе Капотня было снесено ураганом 200 домов, в Чагине из 67 домов уцелело лишь 2, а Хохлова вся уничтожена.
На восточной окраине Москвы, в Басманной части дома срывало с фундаментов и буквально перебрасывало через улицы.
По сей день нет точных данных о количестве пострадавших и масштабах разрушений - различными источниками приводятся весьма разнящиеся данные. Согласно подсчетам 1904 года, разрушено было более 1000 домов - крестьянские избы, подмосковные дачи, торговые и жилые городские здания. Сильно пострадали и пригородные рощи - по образовавшимся просекам шириной 200-300 метров можно было отследить путь воронки. Анненгофская роща была практически полностью уничтожена.
Число погибших было более двух сотен человек, раненые исчислялись в пределах тысячи.
По существующей ныне пятибальной классификации силы смерча Фудзиты ураган 1904 года относят к ураганам средней мощности (показатель F-3 на шкале). Скорость его перемещения, по современным подсчетам, достигала 55-60 км/ч.
Разбушевавшийся не на шутку смерч прошёлся по Сокольникам и Лосиному Острову и рассеялся лишь в окрестностях Мытищ.
Автор - Александр Горячев