Найти в Дзене
Story driving, Story telling

Интервью с игровым сценаристом: Как прокачать навыки нарративного дизайнера?

Сегодня мы поговорим о том, как прокачивать навыки игрового сценариста. В этом нам поможет эксперт в нарративе, пришедший к нам прямиком из геймдева - Оксана Чистовская, игровой сценарист и нарративный дизайнер, финалист чемпионата творческих компетенций ArtMasters-2020. Оксана приложила руку к таким проектам, как “Вега Микс” (10 млн. игроков), “Сказочный городок” (почти 700 тыс. игроков), Vegamix Adventure (более 100 тыс. скачиваний в Google Play) и Skydom (топ-1 игра в 2020 г. по версии ВК). Оксана, поделись, пожалуйста, над чем ты сейчас работаешь? В данный момент работаю гейм-дизайнером в игровой студии “PecPoc Games” и занимаюсь разработкой собственной игры “4 этажа”. Параллельно провожу независимые исследования, публикую научные статьи. У тебя серьезный подход к работе. Как ты все успеваешь? Стараюсь всегда развиваться и прокачивать навыки. Главное, не переутомляться. Пытаюсь удержать баланс между работой и отдыхом. Прямо как в играх. Расскажи, как ты попала в геймдев? Мой профес

Сегодня мы поговорим о том, как прокачивать навыки игрового сценариста. В этом нам поможет эксперт в нарративе, пришедший к нам прямиком из геймдева - Оксана Чистовская, игровой сценарист и нарративный дизайнер, финалист чемпионата творческих компетенций ArtMasters-2020.

Оксана приложила руку к таким проектам, как “Вега Микс” (10 млн. игроков), “Сказочный городок” (почти 700 тыс. игроков), Vegamix Adventure (более 100 тыс. скачиваний в Google Play) и Skydom (топ-1 игра в 2020 г. по версии ВК).

Оксана, поделись, пожалуйста, над чем ты сейчас работаешь?

В данный момент работаю гейм-дизайнером в игровой студии “PecPoc Games” и занимаюсь разработкой собственной игры “4 этажа”. Параллельно провожу независимые исследования, публикую научные статьи.

У тебя серьезный подход к работе. Как ты все успеваешь?

Стараюсь всегда развиваться и прокачивать навыки. Главное, не переутомляться. Пытаюсь удержать баланс между работой и отдыхом.

Прямо как в играх. Расскажи, как ты попала в геймдев?

Мой профессиональный путь начался в 2016 году. Тогда я услышала, что в игровых компаниях существует отдел геймдизайна, с которого начинается вся игра. Меня не сразу заинтересовала эта профессия, потому что в тот момент я считала игры детским развлечением. Но потом стала чаще слышать истории, как гейм-дизайнеры сидят ночами и придумывают механики. Потом стало интересно, чем занимаются эти самые гейм-дизайнеры.

Почитала. Погуглила. Поспрашивала. В итоге поняла, что все мои навыки, которые я получила в жизни, могу объединить именно в геймдизайне. Только не в том, где придумывают механики, а в том, где придумывают сюжет.

О каких навыках идет речь?

В детстве я любила играть на старом компьютере, который представлял собой только клавиатуру, блок питания и джойстик. Тогда можно было только использовать какие-то функции, чтобы что-то создавать. Мне кажется, это был момент, когда я стала разработчиком игр. Мне нравился этот процесс программирования, если можно так назвать.

Потом в юности мы с подругой любили писать рассказы. Придумывала истории почти до последнего, до окончания университета. Это стало одним из главных факторов, которые повлияли на мое решение уйти в игровую сценаристику.

Плюс я отучилась на менеджера организации, даже некоторое время работала по специальности. Это дало мне практические навыки в ведении проектов. А в геймдеве проекты и есть главный результат работы.

Интересно, то есть все это происходило еще до геймдева. Поговорим на тему нашего интервью. Ты упомянула о том, что стараетешься развиваться. Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь, какими методами “прокачиваешься”?

Для начала я, конечно же, стараюсь больше играть в игры. Всем, кто хочет стать игровым сценаристам, да вообще всем, кто хочет попасть в геймдев, я советую больше играть. Потому что наигранность развивает кругозор, помогает больше понимать механики игры, способы повествования и т.д.

Еще читаю много статей по теме, в том числе изучаю научные публикации. Для меня это очень важно, потому что нынешнее положение игровой индустрии с точки зрения академического изучения, мне не очень нравится. Я имею в виду, что мы все разрабатываем игры, но не изучаем их и не выстраиваем никакую теоретическую базу. Хотя она так же важна, как и практика. Научные статьи и другие публикации помогают понять как минимум устоявшуюся терминологию нарративных дизайнеров и методы разработки сюжетов.

Кстати, как один из хороших способов прокачать свои навыки, как игрового сценариста, это пойти на курсы в смежных сферах деятельности. Например, я проходила курсы по режиссуре в анимационном кино, психологии в игровой разработке и по геймдизайну. Они очень хорошо расширяют кругозор, в голове появляется больше инструментов для создания истории.

А что скажешь по поводу нарративного дизайна? Можно ли его развивать, как отдельный навык?

Можно, но осторожно. Я к тому, что сейчас нет полноценных курсов или литературы, посвященных именно нарративному дизайну. Есть материал для игровых сценаристов, но по встраиванию механик в игру, почти ничего нет. Как я говорила уже ранее, нет теоретической базы, которая помогла бы новичкам быстро прокачать нарративный дизайн. Есть только мнения других разработчиков по поводу работы тех или иных инструментов.

Тогда как ты считаешь, какими способами сейчас можно “прокачать” в себе нарративного дизайнера?

Пожалуй, сегодня есть только один способ - это заняться самостоятельным разбором игр. Советую начать с небольших сюжетных квестов и отмечать для себя, какими механиками подается сюжет. То есть взять блокнот с ручкой или телефон, сесть за игру и записывать каждую геймплейную точку, где проявлялось повествование. Потом можно перейти на сложные игры, в которых есть несколько развилок.

Это поможет выработать в голове схему разработки нарративных механик, их различия и как вообще они влияют на игрока.

Что для тебя самое трудное в работе, как с этим справляешься? И что по твоему мнению самое простое?

Мне всегда сложно дается начало написания сюжета с чистого листа. Вроде бы банальная проблема, есть множество способов ее решить. Но каждый раз мне это дается с трудом. Обычно в такие моменты я иду на пробежку. Вообще, смена деятельности помогает отключиться от проблемы, а потом вернуться к ней со свежей головой. Но, конечно, пробежка не всегда помогает. И тогда я составляю план. Он помогает начать работу над проектом постепенно, и я медленно вливаюсь в работу.

А самое простое для меня всегда был нейминг. Люблю придумывать персонажам, городам или всему проекту интересные названия. Например, когда участвовала в игровом джеме, придумала для игры название “Удачно ошибиться!”. По-моему, удачно вышло.

Хах. Что ты думаешь по поводу современных российских игр? Ждать ли от разработчиков больших интересных проектов?

Кстати, мне часто задают такой вопрос. Но конкретного ответа пока нет. Вижу, что многие инди-разработчики пытаются создать тот самый ААА-проект на уровень “Ведьмака” или Uncharted. Но из-за того, что инди это априори небольшая команда, то и проекты получается не такими масштабными.

Большие игровые компании в основном нацелены на прибыль. А прибыль сейчас в большинстве случае идет от мобильных проектов. Тут даже и речи быть не может о крупных интересных играх. Пока ждем.

И последнее. Раз уж ты сказала, что в геймдеве главное наигранность, то в какие игры ты бы посоветовала сыграть тем, кто хочет стать нарративным дизайнером?

The Last of Us, Brothers: A Tale of Two Sons, What remains about Edith Finch и Journey. Пожалуй, это те игры, которые могут стать примерами отборного нарративного дизайна. На них можно равняться любому нарративщику, как начинающему, так и уже с опытом.

Интервью подготовил: Дмитрий Соколов