Найти в Дзене

Смерть Умара ибн аль-Хаттаба и назначение халифа

Смерть Умара ибн аль-Хаттаба и назначение халифа
Смерть Умара ибн аль-Хаттаба и назначение халифа

Во времена Посланника Аллаха всем давалась равная доля из общей казны (Байт аль-Мал). Абу Бакр продолжал эту практику. Однако в период правления второго халифа в этом вопросе был предпринят другой подход. Когда Умар распределял средства, он руководствовался, по словам ат-Табари, соображения племенной принадлежности (‘асабийат аль-кабилийа)[1].

В результате такого подхода неарабы начали питать к арабам ненависть.

В книге «Накши-вуаз дар Ислам» (Роль проповедников в Исламе) на 84 странице написано:

«Целью того, что я превозношу одних над другими, является ничто иное, как умение проникать в сердца. Если бы я буду жив в новом году, я обеспечу равенство между всеми вами, устраню все разделения, уравняю белых и черных, арабов и неарабов, как это делали Пророк и Абу Бакр…».

Поскольку Умар видел в последние дни своего правления, что некоторые люди стали обладателями чрезмерного богатства. Однако он не прожил достаточно долго, чтобы исправить эту ошибку, и был убит рабом Мугиры б. Шубы – Абу Лулу. Событие произошло следующим образом:

«Иранец Фируз (Абу Лулу) был вынужден каждый день зарабатывать себе средства на жизнь и при этом был обязан давать своему господину Мугире по два дирхема в день.

Однажды Абу Лулу повстречался с халифом Умаром на рынке. Он сказал: «Мугира возложил на меня очень тяжкую ношу». Халиф спросил его: «Что ты умеешь делать?». Абу Лулу сказал: «Я владею столярным, кузнечным и малярным делом». Тогда халиф сказал ему: «Поскольку ты владеешь столькими профессиями, тебе нужно отдавать не так много. Я слышал, что ты можешь построить ветряную мельницу. Можешь ли ты построить для меня такую ветряную мельницу?».

Абу Лулу очень обиделся на эти слова и сказал халифу: «Я построю тебе такую мельницу, что подобной ей не будет ни на западе, ни на востоке».

Это была косвенная угроза убийства. Халиф сказал человеку, стоявшему рядом с Фирузом (Абу Лулу): «Этот иранский (слуга) угрожает мне смертью».

Умар не позволял неарабам селиться в Медине. Фируз жил в Медине, потому что ранее получил на это разрешение[2].

Тот факт, что Умар не особо благоволил неарабам и не любил их, упоминается в исторических источниках.

В итоге, Умар был ранен кинжалом Абу Лулу и умер спустя три дня.

Когда халиф доживал последние мгновения свои жизни, находясь на смертном одре, все внушали ему, что необходимо избрать очередного халифа после себя. Некоторые даже предложили ему назначить в качестве халифа своего сына Абдаллаха. Однако, поскольку Умар знал, что его сын недостоин этого, и говорил: «В семье Хаттаба достаточно и одного халифа»[3].

Позже он сказал следующее:

«…Пусть решение о халифате примут следующие люди: Али, Усман, Абд ар-Рахман, Са’д, Зубайр и Тальха. Пусть они выберут между собой халифа. Вы же помогайте выбранному человеку наилучшим образом»[4].

Затем он позвал к себе Мухаммада б. Масламу и сказал ему:

«После того, как вы вернетесь с моих похорон, вместе с пятидесятью вооруженными людьми собери этих шестерых в одном доме и ожидай вместе с войском у этого дома до тех пор, пока они не выберут одного человека в качестве халифа. Если пятеро из них будут придерживаться одного мнения, а шестой – воспротивится им, то отруби ему голову. Если четверо будут единодушны, а двое – будут против, то убей этих двоих. Однако, если эти шестеро разделятся поровну, то правыми среди них будут те, среди которых окажется Абд ар-Рахман. Тогда призови остальных трех последовать им, а если они не последуют твоему призыву – уничтожь их. Если эти шестеро не смогут принять решение в течение трех дней, казни их всех и предоставь свободу выбирать себе руководителей самим мусульманам».

В это время он повелел видным представителям ансаров приготовиться к выборам халифа, но предупредил их, что у них не будет полномочий по его избранию[5].

В этой связи на ум приходит следующее:

Почему такой человек, как Умар, который был непосредственным свидетелем Гадир Хума и слышал слова Достопочтенного Пророка о назначении после себя Али в качестве халифа, воздержался от того, чтобы передать халифат непосредственно Достопочтенному Али? Ведь именно Умар был одним из первых, кто поздравил Достопочтенного Али в день Гадир Хум.

Ответ на этот вопрос мы можем найти в книге «Тарих» ат-Табари, в которой приводится беседа Умара с Ибн Аббасом.

Умар обратился к Ибн Аббасу: «Клянусь Аллахом, твой брат (Али) является самым достойным после Посланника Аллаха, однако мы побоялись, что он станет халифом, из-за двух вещей».

Ибн Аббас: «Из-за каких двух вещей?».

Умар: «Мы побоялись того, что он был еще молод и любил сыновей Абд аль-Мутталиба».

На другом собрании Умар говорит Ибн Аббасу:

«О Ибн Аббас! Знаешь ли ты, что помешало людям передать халифат вам?».

Ибн Аббас: «Нет, о повелитель правоверных».

Умар: «Лишь я один знаю».

Ибн Аббас спросил: «Так что же?».

Тогда Умар ответил:

«Курайшиты не хотели, чтобы пророчество и халифат соединились в вас, потому что в таком случае вы соединили бы в себе все хорошие качества и привилегии и возвысились бы над людьми. Поэтому курайшиты посмотрели на положение и сделали свой выбор, преуспели и поступили весьма правильно».

Ибн Аббас дал ему следующий ответ:

«Сможет ли повелитель правоверных сдержать свой гнев?».

Умар заверил его о том, что не разозлится, и сказал: «Говори, что хочешь».

Ибн Аббас сказал: «Что касается слов о том, что твои курайшиты не пожелали… Аллах сказал по поводу одного народа:

«они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния» (сура «Мухаммад», аят 9).

Что касается слов о том, что мы соединили бы в себе все блага и привилегии… Если бы мы превознеслись из-за халифата, то мы превознеслись из-за того, что мы являемся родней Достопочтенного Пророка. Однако мы таковы, что обладаем нравственностью Посланника Аллаха. Аллах сказал о нем:

«поистине, ты – человек превосходного нрава» (сура «аль-Калам», аят 4).

«и простри крылья своего [благоволения] над теми из верующих, кто следует за тобой» (сура «аш-Шу’ара», аят 215).

Что касается слов о том, что курайшиты сделали свой выбор… Всевышний Аллах сказал:

«Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора» (сура «аль-Касас», аят 68).

Ты же знаешь, о повелитель правоверных, Аллах выбрал из своих рабов избранного. Если бы курайшиты посмотрели на того, на кого смотрит Аллах, тогда бы они преуспели и поступили бы лучше всего».

Умар на какое-то время задумался (эти слова расстроили его), а потом сказал:

«Потише ты, сердца Хашимитов не занято ничем, кроме вмешательства в дела курайшитов. В ваших сердцах имеется неистребимая ненависть к курайшитам».

Ибн Аббас ответил следующее:

«Не обвиняй сердца Хашимитов в смутьянстве. Их сердца восходят к сердцу Пророка, очищенному Аллахом. Они принадлежат к Ахль аль-Бейт, о которых Аллах сказал следующее:

«О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (сура «аль-Ахзаб», аят 33).

Затем Ибн Аббас продолжил:

«Что касается ненависти, разве может сдержать ненависть человек, у которого отобрали принадлежащее ему и который видит это в руках у другого?».

Умар рассердился и закричал: «Я слышал, что ты повсюду говоришь: «Принадлежащий нам халифат был отобран у нас из-за зависти и не по справедливости».

Ибн Аббас не отступал и не сдавал своей позиции:

«Да, он был отобран у нас из-за зависти. К тому же, Иблис тоже завидовал Адаму и стал причиной его изгнания из рая. Да, он был отобран у нас несправедливо. О повелитель правоверных! Разве ты не считаешь обладателей истины правыми по отношению к немусульманам, а арабов – правыми благодаря Посланнику Аллаха? Разве ты не считаешь курайшитов более правыми по сравнению с другими арабами? Мы же ближе к Посланнику Аллаха, чем курайшиты и все остальные, и имеем большее право говорить обо всем, что связано с ним».

Умар сказал:

«Убирайся от меня, Ибн Аббас».

Когда Умар увидел, что он собирается встать и уйти, он побоялся, что он сделает что-то плохое, и мягким голосом сказал:

«Эй, уходящий человек! Невзирая на все исходящие от тебя неприятности, я соблюдаю твои права».

Ибн Аббас повернулся к нему и сказал:

«Благодаря Посланнику Аллаха у меня пред тобой и другими мусульманами есть право. Кто защитит это право, тот защитит свои права. Кто нарушит его, тот нарушит свои права»[6].

Если вернуться к теме, то вышедший от больного и лежащего в постели халифа Достопочтенный Али сразу же понял, что подготовлен план для того, чтобы опять отстранить его от халифата, и очень расстроился. По пути он встретился со своим дядей Аббасом и сказал ему: «Дядя, у нас вновь отобран халифат». Аббас спросил: «Откуды ты знаешь об этом?». Достопочтенный Али дал такой ответ:

«Усмана поставили на один уровень со мной. Кроме того, Умар сказал: «Будьте вместе с большинством. Если двое поддержат одного, а другие двое – другого, поддержите позицию, занятую Абд ар-Рахманом б. Ауфом. Са’д не станет перечить сыну своего дяди Абд ар-Рахману, а сам Абд ар-Рахман приходится сватом Усману. Они не станут препираться друг с другом. Или Абд ар-Рахман сделает халифом Усмана, или Усман сделает халифом Абд ар-Рахмана. Если двое других будут со мной, то от этого мне не будет никакой пользы»[7].

Достопочтенный Али в своей проповеди «аш-Шикшикийа» говорит следующее об организованном Умаром совещании:

«О Аллах, что это было за собрание! Меня приравняли к людям, похожим один на другого»[8].

Др. Хайдар Баш

[1] Тарих-и Табари, т. 3, с. 291-292.

[2] Мурудж аз-захаб, т. 1, с. 42.

[3] Аль-Имама ва-с-сийаса, т. 1, с. 22.

[4] Тарих-и Табари, т. 3, с. 293; аль-Камиль фи-т-тарих, т. 3, с. 66.

[5] Тарих-и Табари, т. 3, с. 294; Табакат Ибн Са’д, т. 3, с. 261; Аль-Имама ва-с-сийаса, с. 42; аль-Камиль фи-т-тарих, т. 3, с. 68.

[6] Тарих-и Табари, т. 3, с. 289-290.

[7] Тарих-и Табари, т. 5, с. 226.

[8] См. Шарх нахдж аль-балага.

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"

Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"

Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"