Уверена, что многих, неравнодушных к моде, так же завораживал один эпизод из "Хождения по мукам", как и меня. И о нём-то я и хотела бы с вами поговорить.
Помните? "Жиров широким размахом указал на вешалки, где рядами висели собольи, горностаевые, черно-бурые палантины, шиншилловые, обезьяньи, котиковые шубки. Они лежали на столах и просто кучками на полу. В раскрытых чемоданах навалены платье, белье, коробки с обувью. Казалось, сюда были вывезены целые склады роскоши".
В детстве это преображение скромной девушки в роскошную женщину в серебряном вечернем платье и "седом" собольем палантине меня просто восхищало. И как могли бы выглядеть эти корсеты, платья, меха я когда-то писала.
А Мамонт Дальский? "...Драматический актер, трагик, чье имя в недавнем прошлом гремело не менее звучно, чем Росси. Это был человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый. За последние годы он выступал редко, только в гастролях. Его встречали в игорных домах в столицах, на юге, в Сибири. Рассказывали о его чудовищных проигрышах. Он начинал стареть. Говорил, что бросает сцену. Во время войны участвовал в темных комбинациях с поставками. Когда началась революция, он появился в Москве. Он почувствовал гигантскую трагическую сцену и захотел сыграть на ней главную роль в новых "Братьях-разбойниках".
То, что он красавец, я знала точно, поскольку ещё до Толстого, читая собрание сочинений Шекспира, увидела его фотографию в роли Гамлета. И да, тогда он казался мне просто демоническим красавцем! :)
Словом, вся эта сцена была для меня исполнена мрачной тягучей романтики. И, конечно, я совершенно не задумывалась над тем, откуда же брались меха и шампанское. И нет, эта фраза проходила мимо моего детского сознания: "Когда отдельные группы молодежи, усиленные уголовными личностями, начали реквизировать особняки, - он объединил эти разрозненные группы анархистов, силой захватил Купеческий клуб и объявил его Домом анархии". Познаний в истории не хватало, чтобы понять, что стоит за ней. А потом, когда я уже стала студенткой истфака, было как-то не до Толстого...
Но недавно вся эта история вновь ожила, когда в Музее русского импрессионизма проходила выставка художника Сергея Виноградова. Дело в том что в 1918-19 он был хранителем собрания произведений искусства в особняке сахарозаводчика и мецената Павла Харитоненко. И вот однажды туда ворвалась банда анархистов во главе... да-да, с Мамонтом Дальским. И рассказывая эту историю на экскурсиях, я всякий раз вспоминала "Хождение по мукам"! И ведь беда была не просто в том, что анархисты захватывали очередное здание - они ломали и крушили всё, что попадалось под руку...
Виноградов в ужасе, опасаясь за судьбу коллекции, мчится к властям - а всем не до того... Ситуацию спас его друг, Константин Коровин, которого знала едва ли не вся Москва. Он сумел воспользоваться своими связями, приехал вооружённый отряд, и, говорят, даже пулемёты на особняк навели. Тогда анархисты решили, что оставаться там себе же дороже, и бежали.
И вот после этой истории я на весь этот "анархистский" эпизод смотрела уже совсем другими глазами...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory