Найти тему

Схема обмана с заявкой на кредит от Сбера

Оглавление

Звонит робот с голосом похожим на голосового ассистента Сбербанка, и сообщает, что несколько минут назад от вашего имени в Сбербанк On-Line была подана заявка на кредит на солидную сумму. И просит подтвердить факт подачи заявки.

Опешивший человек, что на него оформляют такой огромный кредит теряет всякую бдительность. Тем временем, ассистент вне зависимости от ответа или молчания сообщает, что переключает на оператора.

Оператор в курсе всех личных данных клиента, которому звонят: знает Фамилию Имя Отчество клиента банка, его паспортные данные, реквизиты счёта и даже последние 4 цифры карты.

Иными словами, создаёт ощущение, что клиент реально разговаривает с сотрудником банка.

Прогрев клиента

Естественно, клиент банка, которому позвонили, в панике, что на него оформляют значительную сумму кредита, пытается как можно быстрее доказать, что никаких заявок не подавал.

При этом оператор сообщает, что в случае одобрения денежные средства будут переведены на указанный в заявке расчётный счёт в каком-то другом банке, чем вызывает ещё большую панику у клиента. Поскольку тут становится понятно, что деньги могут уйти вообще в непонятном направлении.

По сути, после такого «прогрева» клиент уже теряет окончательно бдительность.

Естественно, пытается доказать этому оператору, что ничего не оформлял и кредит ему не нужен.

Оператор же гнёт своё, и начинает говорить о каких-то доверенных лицах, доступах к личному кабинету Сбербанк On-Line, доверенности на распоряжение средствами со счёта и пр.

На этом этапе у клиента вообще отрубается логика напрочь, срывает крышу и пробивает на холодный пот.

Нужно скорее отменить операцию пока деньги не ушли!

Процедура отмены заявки на кредит

Мнимый оператор банка, как заправский иллюзионист продолжает усыплять бдительность и готовит клиента к «развязке».

Сообщает клиенту, что заявку может отменить только после верификации клиента!

Вот сюрприз, а кому ваш недоделанный робот позвонил, если не своему клиенту?!

И тут бы послать этого оператора на хер после этих слов, но «подготовка» для большинства клиентов не проходит бесследно, и просто уже потеряна бдительность от слова «совсем».

Оператор говорит, что ему нужно, чтоб вы сообщили номер договора или ещё какие-то данные из банковских документов, которых естественно ни у кого нет под рукой.

Конечно же клиент говорит, что нет у него таких сведений.

Тогда оператор сообщает, что может верифицировать клиента по карте банка.

Ловушка захлопнулась

Дальше по накатанной…

Если на этом этапе у клиента не включается мозг, то он делает всё, что ему говорят. Как следствие – теряет деньги со счёта.

И тут могут быть вариации:

  • Банальное выманивание всех данных карты, чтоб можно было совершать покупки On-Line.
  • Привязка карты к номеру телефона мошенника, тогда к клиенту перестают приходить уведомления, а мошенник получает полный контроль над счётом.
  • Совершение операций On-Line в режиме реального времени, пока оператор разговаривает с жертвой.

Вероятно, что есть и другие варианты, поскольку эти негодяи весьма изобретательны.

Звонок с номера +7-495-236-0510 – мошенники

В моём случае звонили с номера +7-495-236-0510.

На момент написания статьи проверка номера телефона на сайте Сбербанка показывала только, что это подозрительный номер.

Результат проверки телефона +7-495-236-0510 мошенников на сайте Сбера
Результат проверки телефона +7-495-236-0510 мошенников на сайте Сбера

Причём всё у них достаточно серьёзно уже. Даже голосовой помощник с голосом, как у помощника Сбербанка.

Сообщили, что на имя жены оформили заявку на 90 тысяч рублей 11 минут назад в Сбербанк On-Line.

Соли в этом вопросе добавляло и то, что в этот момент Сбербанк On-Line был открыт на моём компьютере. Я было, грешным делом, подумал, что сам тыкнул в заявку на кредит. Но она так просто не оформляется, в смысле того, что нельзя случайно ткнуть даже в предодобренное предложение и тебе сразу зарегистрируют заявку. Так это в Сбербанке не работает.

Кроме этого, раньше с подобными заходами не сталкивалась ни она, ни я. И на момент звонка, такой схемы не описано было и на сайте Сбербанка в специальном разделе, где перечисляются способы обмана, которыми могут выманить деньги у клиентов Сбера.

Естественно, она растерялась после звонка и передала свой телефон мне.

В иной бы ситуации сразу бросил бы трубку, но тут взяло верх любопытство. Решил послушать, как меня станут разводить. Дошёл до этапа верификации. Только после этого послал оператора по накатанному интимному маршруту в направлении мужского причинного места.

Как обезопасить себя

Думаю, что ничего нового не сообщу. Все меры информационной безопасности перечислены на сайтах банков.

Мошенников определить несложно вне зависимости от схемы.

Сотрудники банка не будут:

  1. Просить сообщить свои личные данные. Они у них и так есть.
  2. Не станут звонить по своей инициативе по вопросам безопасности. Банковская служба безопасности не звонит сама клиентам, а просто блокирует сразу счета при подозрительных операциях.
  3. Получение кредита – это полностью инициатива клиента. Никогда банк не звонит с подтверждением дистанционной выдачи кредита. При мелких суммах или кредитной линии средства переводятся сразу и только на счёт клиента. При крупных суммах или первом получении кредита банк требует личного присутствия в отделении.
  4. Просить сообщить данные карты, фотографии карт с двух сторон, трёхзначный код с оборотной стороны карты CVC/CVV (Card Verification Value), коды подтверждений из СМС или приложения Сбебанка, паспортные данные клиента, фотографии паспорта и пр. Эти сведения сотрудникам банка не нужны ни для каких целей.

Если возникло малейшее подозрение на обман, самое лучшее – положить трубку и позвонить в контакт центр банка по номеру телефона на официальном сайте банка или на карте, и убедиться, что с вашим счётом не производят никаких операций.

Или сразу приостановить все операции по своим картам и счетам до выяснения обстоятельств.

Полезные ссылки

Послесловие

Мошенники придумывают новые схемы обмана, поскольку старые уже всем известны и ведётся на них всё меньше людей.

К сожалению, расслабляться нельзя и нужно быть постоянно начеку, чтоб не оказаться без денег или имущества.

Нужно помнить, если деньги украдут, даже, если мошенников найдут, вернуть их будет уже крайне проблематично, если вообще невозможно.

Печально, что на эти уловки легко попадаются самые незащищённые граждане, в первую очередь – пожилые люди, у которых и так денег не много. А получаемый стресс может серьёзно повлиять на здоровье.

Нужно быть внимательным и разъяснять своим пожилым или наоборот молодым и неопытным родственникам ситуации, в которых их могут обмануть.

Разобраться с информационной гигиеной и не раздавать личные данные направо и налево. Их и так много утекает из банков, госорганов и различных организаций.