В отличие от собаки и лошади, которых человек приручал намеренно, кошка пришла к нему сама. И здесь – самое место вспомнить слова хвостатой героини сказки Р.Киплинга: «Я, кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе». Так как же случилось, что свободолюбивое создание стало домашним животным?
Археологи свидетельствуют
Изначально считалось, что кошки были одомашнены древними египтянами около 5,5 тыс. лет назад. Однако, во время раскопок, датируемых эпохой неолита (IX–VII тыс. до н.э.), в Турции и Палестине, а также на Крите и Кипре, были обнаружены каменные фигурки людей с кошками, а также общие захоронения, имеющие, несомненно, ритуальное значение. Ведь диких животных вряд ли стали бы так аккуратно хоронить рядом с людьми.
Изучение следов содержания углерода и азота в костях позволило сделать вывод, что кошки уже в тот период ели ту же пищу, что и их владельцы, а, значит – жили рядом с человеком.
В результате был сделан вывод, что кошка была одомашнена около 10 тыс. лет назад земледельцами Средиземноморья и лишь впоследствии попала в Египет через Ближний Восток. Как только люди стали вести оседлый образ жизни, они стали создавать поселения с сельскохозяйственными объектами, которые и привлекали диких кошек обилием грызунов.
Помимо угрозы урожаю, вездесущие мыши и крысы являлись переносчиками смертельных болезней, поэтому мурка в прямом смысле слова спасла цивилизацию, инициировав некий симбиоз с человеком, предусматривающий взаимовыгодные, но свободные отношения.
ДНК-анализ
Бельгийские исследователи проанализировали биологический материл, взятый как от современных представителей разных пород, так и с кошачьих останков, найденных на обширной территории – от Румынии до Анголы. В результате были обнаружен общий характер ДНК митохондрий, позволяющий сделать вывод, что предком домашних мурок является степной кот – подвид дикой лесной кошки (Felis silvestris lybica). Подобный митохондриальный геном назвали «типом А».
Генетические свидетельства подтверждают, что кошки, похожие по «митохондриальному портрету» на степного кота, впервые появились более 9 тыс. лет назад на территории современной Турции. Примерно 4,5 тыс. лет до н. э. кошки этого типа распространяются по территории современной Болгарии, ещё через тысячу лет – по территории Румынии и далее – в Европу, Азию и Африку. Однако, учитывая стойкую территориальность этого вида животных, путешествовать и покорять новые континенты мурки могли только вместе с людьми.
Примечательно, что генетический материал, взятый у египетских кошачьих мумий, отличался от ДНК кошек «типа А» и был обозначен как «тип С». В связи с этим возникла теория, что египтяне одомашнили кошек независимо от других народов, взяв за основу местную дикую популяцию. Но, скорее всего, появившиеся в стране фараонов ближневосточные кошки «типа А» скрестились с аборигенами и дали отличный от исходного «митохондриальный портрет».
Заслуга египтян в дом, что они вели своеобразную селекцию кошачьего племени, отбирая не только ловких охотников, но и приятных компаньонов. Избавление от дикого наследия, происходящее в характере египетских кошек, прослеживаются и в искусстве, так что поздние фрески изображают этих животных в ошейниках рядом с охотящимися, трапезничающими или спящими людьми.
Одновременно менялась и окраска кошек, долгое время остававшаяся «дикой». Вероятно, гены, контролирующие цвет шерсти, претерпели мутацию и, начиная с XIV в. н. э., котейки «переодеваются в домашнее», так что полоски «табби» сглаживаются, размываются или заменяются пятнами.
Отношение людей к кошкам в разные эпохи
В Древнем Египте кошку считали священной и отождествляли с Бастет – богиней домашнего очага, любви и плодородия. Кошки массово жили при храмах и пользовались особыми привилегиями, а после смерти подвергались бальзамированию, подобно телам вельмож. Умерших домашних питомцев оплакивали как смерть члена семьи, хоронили с почестями и даже носили траур, сбривая брови и обстригая волосы. За убийство кошки казнили смертью.
Позднее, благодаря торговым путям, кошка попала на территорию Европы. Древние римляне сохраняли почтенное отношение к этому животному, считая олицетворением свободы и спутницей богини Либертас. Во многих исламских странах в отличие от «грязных» собак, кошка была весьма почитаема и даже вхожа в мечеть. В качестве иллюстрации к «Запискам у изголовья» придворной дамы Сэй Сёнагон известна старинная японской гравюра под названием «Женщина отрезает подол кимоно, чтобы не потревожить спящую кошку», отражающая трепетное отношение к пушистому зверьку в стране Восходящего Солнца.
В средневековой Европе кошек считали пособниками колдунов, безжалостно уничтожая. А вот на Руси отношение к этим животным было двояким: от учтивого олицетворения домового до оборотнической ведьминской маски.
У вас кошка? Ждем вас в нашем телеграме"Кошки в порядке" - секреты правильного питания, ухода и содержания кошки в одном канале. Присоединяйтесь!