Слово «удаленка» может стать символом 2020-2021 года наряду с понятиями «самоизоляция» и «ковид». Ну, кто не знает, что это значит? Конечно, все знают. Даже детсадовская ребятня из старших групп. Для многих россиян этот формат работы ⎯ удаленка ⎯ очень быстро превратился из малоизвестной и далекой абстракции в самую что ни на есть жесткую реальность и стал единственной возможностью продолжить трудиться и зарабатывать на жизнь.
В процессе перехода на удаленку и адаптации к новому режиму работы людям открылась совершенно иная реальность рабочих взаимодействий, во многом более сложная и противоречивая для их восприятия, привычек и поведения. Многие работники оказались неготовыми морально и психологически работать в условиях разобщенности с коллективом и отсутствия привычного антуража рабочей атмосферы. У многих резко упала замотивированность на активный и вовлеченный труд, его результаты. Возникли тревога, ощущение потерянности.
В этой статье рассмотрим основные причины снижения вовлеченности сотрудников «на удаленке» в общекомандную работу и способы, как их мотивировать к активному труду.
Определение удаленки
На сегодняшний день в Российской Федерации законодательно установлено понятие «удаленка» (статья 312.1 ТК РФ). В свободном изложении и коротко определение удаленки звучит примерно так: «это выполнение рабочих функций по трудовому договору вне стационарного рабочего места, находящегося во владении или под контролем работодателя с использованием для выполнения этих функций и взаимодействия между работодателем и работником современных средств связи». Не путать с фрилансом и аутсорсингом! (фрилансер ⎯ «вольный стрелок», аутсорсинг – найм исполнителя на какую-то конкретную работу. В штате никто не состоит!)
Формы удаленки с 2021 года
Этой же статьей ТК РФ (312.1) удаленка подразделяется на постоянную и временную, которые устанавливаются в каждом конкретном случае по договоренности сторон. Постоянный режим удаленной работы действует на весь период трудового договора. Временная удаленка делится на:
- непрерывную, когда сотрудник работает удаленно не более 6 месяцев в году и затем возвращается в офис;
- периодическую или смешанную, когда работа ведется удаленно и в офисе попеременно в согласованной последовательности.
Статьей 312.9 ТК РФ предусмотрено право работодателя ввести режим удаленной работы временно без согласия работника в случаях форс мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) или при принятии таких решений органами власти (центральными или местными).
Статистика по удаленке мировая (и российская)
Здесь важно оговориться сразу, что дистанционный (удаленный) режим работы сотрудников компаний в мире возник не в связи с пандемией, а практикуется уже давно. Ну, относительно давно, скажем. Данные анализа более 11000 рабочих мест, проведенного еще в 2019 году и размещенных на ресурсе сообщества удаленных работ WWR показали, что 70% работников уже тогда работали дистанционно в течение 3 лет и более. Подавляюще большинство (более 71%) удаленных рабочих мест приходилось на компании из США, Великобритании, Канады и Австралии. Очевидно, что эпидемия добавила ускорения этой мировой тенденции.
Россияне не очень хорошо восприняли эту самую удаленку. Может потому, что это была вынужденная мера в связи с пандемией. По результатам исследования агентства социологических исследований Ipsos Group в апреле 2020 года, 78 % работников российских компаний оценили дистанционный режим работы негативно, и только 18,3 % опрошенных заметили прилив сил и повышение продуктивности.
Причины снижения мотивации сотрудников на удаленке
Конечно, причин много, они разные и у каждого человека их набор и степень воздействия на сознание и, как следствие ⎯ реакция и поведение работника, индивидуальны. Назовем основные и наиболее распространенные:
- чувство одиночества, изолированности;
- ощущение своей ненужности и бесценности (в отрицательном смысле);
- тревога из-за неопределенности будущего и опасение потерять работу, стать невостребованным;
- осознание и мучительное чувство невозможности самоорганизоваться, личностное свойство «оттягивать» решение важных дел «на потом» и постоянный режим «цейтнот» в работе;
- удручающее чувство непреодолимости проблемы быстрой смены «домашнего» режима на «рабочий» и обратно;
- возросшее давление бюрократии: постоянное сканирование, пересылка подписание, распечатывание документов и пр.;
- чрезмерный контроль со стороны руководства: постоянные отчеты, неотрывное присутствие у монитора, да еще и при камере;
- и т. д.
Мотивация сотрудников на удаленке. Инструменты
Всем известно, что мотивация сотрудников может быть и есть материальная и нематериальная. Про материальную не говорим здесь: она не меняется и с переходом на дистанционную работу. Принцип сохраняется: «как потопаешь, так и… будешь жить!» Русские поговорки, как правило ⎯ не в бровь, а в глаз!
Поговорим о нематериальной мотивации «удаленных» работников. Акцент проблем объективно смещен сюда. Здесь людям больше всего нужна помощь и содействие.
__________________________________________________________________
«Согласно исследованию аналитической компании Bersin, продуктивность сотрудников в компаниях, предлагающих программы мотивации, на 14% выше, чем в компаниях, которые их не предлагают. В организациях, где есть программы мотивации, текучесть кадров снижается на 31%».
_______________________________________________
Первым или одним из первых правильных шагов в повышении мотивации своих сотрудников к эффективной и вовлеченной работе в новых условиях труда является обеспечение их полным комплектом офисной техникой, удобным креслом и хорошим интернетом. Это необходимое и обязательное условие, если хотите. За счет компании. Конечно. И по закону, и по совести.
В результате физической разобщенности коллектива компании приобретает неоценимое значение практика постоянной коммуникация руководителя со своими работниками. Используйте современные средства коммуникации.
Необходимо установить определенное время и каждый день выходить на связь с командой на 10-15 минут, чтобы обсудить рабочую ситуацию в компании, подкорректировать узловые моменты текущих бизнес-процессов, сверить фактические показатели с плановыми цифрами и т. д.
Внедряйте и используйте сервисы индивидуальных коммуникаций с отдельными подразделениями своей компании, чтобы не перегружать общий портал и не отвлекать сотрудников других подразделений несвойственными им задачами и лишней информацией. Такие, как Slack, Hipchat,Trillion и Zoom.
Удалите элементы излишней бюрократии. Переходите на электронный документооборот. Создайте возможность работы сотрудников с ЭЦП (электронными цифровыми подписями).
Регулярно проводите «пульс-опросы» сотрудников, выявляя их объективные проблемы и неудовлетворенности условиями и обстоятельствами удаленной работы. Не гнушайтесь этим. Анализ и решение возникающих трудностей у работников пойдет на пользу вам и, в первую очередь.
Не «перегибайте» с чрезмерным контролем за удаленным работником. Оказывайте больше доверия сотруднику. Ведь у него есть рабочий план, понимание объемов задач, известные сроки исполнения и т. д. Пусть человек спокойно работает в его собственном комфортном режиме. Он же все понимает и старается сделать все как надо. Бездарей и лентяев вы давно уволили.
Создайте корпоративный портал, чтобы сотрудники могли в общем чате получать новости компании и обмениваться своими мыслями и эмоциями.
Это как-то компенсирует у людей ощущение разобщенности, создаст иллюзию, но благотворную принадлежности всех и каждого к общей команде.
Не растеряйте с этой «удаленкой», а всемерно поддерживайте и постоянно практикуйте идеи корпоративных традиций хвалить лучших и отличившихся в конкретном проекте сотрудников, причем во всеуслышанье и с уважением, а также поздравлять именинников, юбиляров, молодых мам, отцов и т. д., и т. п.
Не игнорируйте важность свободного доступа штатных сотрудников к базе знаний вашей компании и стимулирования пользования этими знаниями, к тому же закрепив к каждому новичку опытного наставника.
Создайте возможность сотрудникам проходить тренинги и обучения по повышению профессиональных знаний и навыков. Благо, что сейчас до 90% всех обучающих ресурсов находятся в он-лайн. Окупится сторицей!
Изучите обучающие продукты нашей компании Бойлерная. Познакомьтесь с нами! Специально для вас мы подготовили пакет инструкций и отчетов для наиболее эффективного управления сотрудниками на удаленке. Переходите по ссылке, берите бесплатно и пользуйтесь. Удачи!
Кто-то из умных и дальновидных людей сказал, что удаленка ⎯ логическое и естественное развитие работы с цифровыми технологиями. Наверно, так и есть.
В любом случае, сегодня она стала уже большим и существенным фактором нашей жизни. С этим не поспоришь. Надо адаптироваться! Удачи всем!