Начиная обучение в начальной школе, дети – и, соответственно, их родители – сталкиваются с тем, что довольно регулярно по различным предметам нужно реализовывать проекты. Иногда это становится сложной задачей, поскольку этот опыт в большинстве случаев для школьников в новинку. Что такое проекты в школе, зачем они нужны и как подготовить действительно интересный и сильный проект, мы расскажем сегодня в нашей публикации.
Проект – это одна из форм организации учебного процесса. Метод обучения, который включает в себя несколько подходов – например, исследовательский, проблемный и творческий. Проекты имеют множество плюсов для школьников:
- получение новых знаний;
- более глубокое изучение темы или предмета;
- во время работы над проектом ребенок учится самостоятельному мышлению, учится решать проблемы;
- проекты помогают ученикам всесторонне развиваться;
- осваивается важный навык – работа с информацией;
- развивается дисциплина;
- в групповых проектах приобретается навык коллективной работы;
- если к подготовке привлекаются родители или другие домочадцы – то это сплачивает всю семью.
Не нужно относиться к проекту как к повинности, проблеме или тяжелой обязанности. Надо дать понять вашему ребенку, что это еще одна возможность проявить себя, получить дополнительные знания по предметам и отточить множество полезных навыков, которые непременно пригодятся ему и в будущем.
Интересный факт: впервые метод проектов возник в США еще в конце 19 века! В СССР проектная деятельность пришла полвека спустя.
Директора Yummy United уже неоднократно реализовывали различные проекты и сегодня они делятся своим опытом и наработками. Говорит Гульнара Г. (12 лет, Дюртюли): «Больше всего мне нравятся проекты по моим любимым предметам – английскому языку и биологии. Во 2 классе мой класс занял 1 место с проектом «Ваше детство» – мы до сих пор с гордостью об этом вспоминаем! Чтобы сделать хороший проект, нужно поверить в себя – но при этом не задаваться (не считать, что ты самый умный), не опускать руки, если что-то не получается и стремиться выполнить все поставленные цели. Я всегда рассказываю о проектах своей семье – и они всегда меня поддерживают! Понять, что проект получился хорошим, можно сразу – по глазам жюри: они начинают сиять и в них появляется какой-то огонек…».
Слово – директору YU Анне Л. (11 лет, Талица): «Мои самые любимые предметы – это математика, физкультура и ИЗО. Недавно мне задавали проект по ИЗО на тему «Герб семьи», работать над ним было очень интересно и познавательно! У меня есть наработка: чтобы проект получился оригинальным, для этого в него нужно добавить свою изюминку. Как я работаю над проектом: сначала смотрю общий объём работы, потом прописываю по пунктам всю работу, которую предстоит сделать и начинаю действовать. Я понимаю, что проект получился хорошего уровня, если в нём всё понятно, нет лишних слов и всё по теме».
Какие бывают проекты
Видов и классификаций проектов существует множество. Они бывают индивидуальные и групповые, краткосрочные или долгосрочные, монопредметные (когда затрагивается только один предмет) или междисциплинарные. Проект может быть исследовательским, поисковым, творческим, информационным, практико-ориентированным, игровым и т.д. Например, тема проекта «Как разработать идеальный зимний маршрут отдыха для всей семьи» ориентирована на прикладной результат, а тема «История самых известных математических открытий» имеет информационную направленность. Тема «Криптография и методы ее практического применения» относится к исследовательским проектам, а «Как провести в школе День самоуправления» – к игровым.
Проект может быть реализован в виде презентации, доклада, учебного пособия, бизнес-плана, справочника, экспозиции, мультимедийного продукта (в котором сочетаются разные формы содержания – звук, текст, видеоряд и т.п.), постановки, сайта или лендинга, модели, макета и т.д.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап
Проект начинается с выбора темы – а если выбор не предоставляется, то придется проявить фантазию и найти интересные стороны или ракурсы в тех темах, которые имеются. Конечно, в идеале если тема будет нравиться вашему школьнику, тогда он займется ее изучением с вдохновением и высокой производительностью.
Как считают многие специалисты по проектному менеджменту – успешность проекта во многом определяет ведущая идея, которая лежит в его основе. Например, ваш ребенок выбрал тему «5 гениальных предпринимателей ХХ века». Идеей такого проекта может стать рассмотрение путей достижения богатства и славы героями проекта. Или же можно сравнить их методы работы, либо жизненные принципы. А вот фишкой и оригинальной идеей какого-то исторического проекта может стать мини-постановка отрывка литературного произведения рассматриваемой эпохи.
На этом же этапе ставятся задачи проекта, определяется его проблематика. Например, тема проекта – «Любовная лирика А.С. Пушкина». Задачами могут быть: раскрыть любовную лирику как основное направление творчества Пушкина; рассмотреть автобиографичность любовной лирики поэта; подобрать стихотворения, иллюстрирующее биографию поэта с точки зрения рассматриваемой проблематики.
- Основной этап
Составляется план работы над проектом (с датами), определяется формат проекта, подбирается команда (если проект групповой). Проводится изучение материала, подбирается визуальный ряд (иллюстрации). Выбирается способ подачи информации и то, как будет проект представлен – в виде какого готового продукта.
- Заключительный этап
Презентация или защита проекта, получение оценки, самоанализ. После того, как работа над проектом завершена, можно предложить школьнику ответить на следующие вопросы:
- Доволен ли ты тем, как тебе удалось реализовать этот проект?
- Что ты узнал нового в процессе работы над проектом?
- Приобрел ли ты какие-то новые навыки? (Например, достигать поставленных целей, идти вперед несмотря на ошибки и разочарования, обосновывать и доказывать свою точку зрения и т.д.).
- Что бы ты изменил в проекте, если бы была такая возможность?
Ответы дадут возможность провести работу над ошибками и взять на заметку на будущее те моменты, которые можно улучшить и доработать.
Еще несколько полезных советов
Важно не только сделать проект качественным и интересным по содержанию – также необходимо уделить внимание его оформлению. Иногда самые сильные и достойные работы проигрывают при презентации именно по причине того, что их авторы не смогли – или не нашли достаточно времени – красиво оформить свои проекты. Сейчас существует много возможностей сделать всё стильно – и при помощи компьютерных программ, и вручную. Вот на этом этапе может понадобиться помощь старших братьев/сестер или родителей.
Пусть ребенок внимательно изучит и будет придерживаться стандартов и правил оформления, принятых в его школе. В чем-то они общие, а в чем-то различаются. Всегда важно правильно оформить обложку и титульный лист, сделать оглавление, оформить приложения.
Посоветуйте ребенку выбирать не самую легкую тему, а ту, которая даст ему возможность узнать что-то новое, в идеале – применить полученные знания в жизни. Кстати, иногда именно из проектов рождается понимание о том, чем ваш школьник хотел бы заниматься во взрослой жизни.
Проекты – интересная и оригинальная форма изучения школьного материала, возможность выйти за его рамки, узнать что-то новое, проявить личностные качества. Постарайтесь приучить вашего школьника к мысли, что проекты – это возможности, а не обязанности и дополнительная нагрузка. И пусть все его проекты будут интересными и успешными!