Анализ данных по сбыту и складу - жизненная необходимость для ритейла. Залог успеха и необходимый навык. Хотел сказать - конкурентное преимущество, но это уже в прошлом, на текущий день плотный анализ данных производят уже практически все участники отрасли.
Какие три операционных KPI основные в данном бизнесе? Наиболее частые ответы - выручка, оборачиваемость и маржа.
Выручка показывает непосредственный финансовый результат. Она сразу позволяет оценить эффективность торговой точки или конкретного продавца, товарной группы или конечной SKU. В динамике, в сравнении с другими продавцами и т.д.
Оборачиваемость отвечает за скорость оборота позиции и соответственно влияет на выручку. Чем выше оборачиваемость, тем выше выручку за период генерирует товарная позиция.
Маржа (или валовая прибыль), как ни странно, хоть и признается одним из ключевых показателей, но часто игнорируется на уровне анализа. Многие участники отрасли, особенно на этапе активного роста, не смотрят на маржу, поскольку регулируют ее через типовую наценку. Установка одинаковой наценки на товарную группу, действительно делает возможным ориентироваться только на выручку по данным группам. Что многие и делают.
Но так или иначе все участники сталкиваются с задачей анализа данных. И здесь проявляется многообразие подходов. Кто-то мучает Excel, кто-то дорабатывает 1С. В основном это происходит из-за незнания возможностей современных аналитических инструментов и имеющихся решений к ним.
Одним их таких инструментов является программная платформа Power BI от Micrоsoft. Эта специализированная и выпущенная именно под аналитические задачи среда позволяет автоматизировать аналитику в компании, поскольку система сама получает данные для анализа непосредственно из 1С или иных источников, сама рассчитывает показатели и выводит их в интерактивной графике на экран.
У такого подхода есть ряд неоспоримых преимуществ:
- все отчеты постоянно готовы и актуальны
- исключены случайные и целевые ошибки в расчетах
- доступ с любого устройства в любой момент времени
В принципе подобную систему можно создать самому. Затратно по времени и ресурсам, поскольку придется погрузиться в методологии получения данных, языки программирования DAX и тд. С целью обучения можно использовать варианты от дешевых видеокурсов для самостоятельного обучения (https://clck.ru/UXksg), до более дорогих онлайн-курсов с наставничеством и тестированием (https://skillbox.ru/course/powerbi).
Зачастую более выгодной альтернативой является применение уже готовых аналитических решений, разработанных с учетом отраслевых задач и специфики. На внутреннем рынке их не так много. Одним из них является аналитический комплекс отчетов "Продажи + Склад", разработанный компанией BI-TEAM. Набор интерактивных дашбордов позволяет видеть бизнес насквозь по всем основным срезам: номенклатура, контрагент, каналы сбыта.
Поскольку аналитика сквозная, то все срезы работают с учетом имеющихся классификаций и иерархий, которые имеются в учете клиента.
Компания-разработчик BI-TEAM обеспечивает, соответственно, и подключение комплекса, и его настройку под клиента, а также обучение сотрудников заказчика его эффективному применению.
Подробнее о комплексе «Продажи + Склад» - https://clck.ru/UXkPW
Буров Андрей, компания BI-TEAM
Узнать больше об остальных решениях компании BI-TEAM – https://clck.ru/UXkiy