Всю следующую неделю я пропадала на огороде. Погода стояла по летнему тёплая, и хотелось успеть сделать на грядках как можно больше. Дед Михей вспахал мне маленький огород, где мама выращивала овощи и ягоды. А большой картофельный огород трогать не стали. Сосед обещал позже скосить на нём бурьян, чтобы был приличный вид.
Участки в Малом Острове были большие, до пятидесяти соток доходили, и большую половину всех участков занимали картофельные поля. Раньше эти поля каждый год пахались трактором из соседнего села, где был колхоз. А потом все деревенские жители дружно выходили на посадку картошки, обычно числа второго мая, если тепло стояло. Первомай праздновали, а на следующий день картошка. Затем всё лето прополка и окучивание. Каждый день по несколько рядочков и мне было задание протяпать, а уж потом можно на речку бежать. Купание еще надо было заслужить. А пока пройдешь всё поле от начала до конца, то первые рядочки опять уже полоть пора.
Ненавидела с детства я эту картошку! Особенно копать её осенью. На дворе последние тёплые деньки перед хмурой осенью, хочется после уроков побегать с друзьями, но нас загоняли на картофельные поля. С утра уроки, после обеда картошка, а вечером при свете дворового фонаря эту картошку еще и перебрать надо было. Уставали сильно, но нужно было успеть выкопать всё до затяжных осенних дождей, а то картошка могла сгнить в земле.
Сажали по 20-30 соток картошки в деревне не только на еду, но больше скотине и на сдачу перекупщикам, разъезжающим по деревням и скупающим картошку по самой низкой цене. Но для деревенских это была какая-никакая копейка к зарплате. На вырученные деньги обычно покупали зимнюю одежку ребятишкам, потому что с зарплаты колхозников сразу не насобирывалось денег на дорогие обновки.
Вот тогда еще, в детстве, я дала себе зарок, что никогда не буду сажать картошку! Никогда сама корячиться не хочу на картофельном поле и детей своих не загоню на эти мучения.
Видимо не я одна так в детстве решила, потому и стояли картофельные поля у дачников заросшие бурьяном. В маленьких огородах еще как-то теплилась жизнь, а картошка в таких диких количествах никому не нужна стала. С одной стороны грустно, что деревня из-за этого неухоженной выглядит, но с другой, понять людей можно. Зачем тратить силы и время на картошку, которую в магазине за копейки купить можно?!
Но я всё-таки посадила на своих грядках десять кустиков картошки, чтобы летом молодую можно было подкопнуть. Такую в магазине не купишь, с тоненькой шкуркой, которую даже чистить не нужно. Буду себе готовить её в мундире, а потом с маслицем сливочным да с малосольными огурцами есть. Мммм! Аж слюнки потекли от предвкушения.
Еще я на огородчике своём сделала несколько маленьких грядок, и на каждой посеяла всего помаленьку. Грядка моркови, грядка горошка, несколько лунок выделила под кабачки и тыквы. Конечно же, зелени насеяла всякой: укроп, петрушка, салатики. Даже базилик посеяла, хоть и не умею я его выращивать. В детстве этой диковинной травки у нас не было, но живя в городе, я оценила пряный вкус базилика и часто добавляла его в мясные блюда.
Тётя Шура дала мне своих семян, которые она каждый год собирает с огорода: огурцы, тыквы, кабачки, укроп. А помидорки пять корней уже рассадой принесла, потому что семенами сеять их в мае бесполезно, не успеют за лето вырасти. Я хотела ей денег за рассаду дать, но она только руками замахала. Мол, у неё столько насеяно, что девать некуда, вот и ходит по соседям раздает. Тогда я ей подарила несколько пар перчаток садовых и оду из хороших штыковых лопат, которые стояли в сарае деда. Как-то заикнулась тётя Шура, что лопат хороших сейчас днём с огнём не сыскать, а у неё только две лопаты старенькие остались с прежних времен. Лопате тётя Шура очень обрадовалась.
Так пролетали в деревенской суете дни. С утра зарядка с растопкой уличной печурки, потом воды из колодца натаскивала в большие ёмкости для полива, потом в огороде шуршала – то грядку сформировать, то посеять, то полить. В первые дни без сил к ночи на кровать валилась.
Но постепенно втянулась в тяжелую работу на земле, и не казалась она мне такой уж тяжелой. Наоборот, я не замечала времени, проведенного на грядках. Испытывала какое-то первобытное удовольствие от возни с землёй, от посева семян в грядки, от того, что участок обретал ухоженный вид. Радовалась как ребёнок первым всходам травки-муравки во дворе. Почистив палисадник, я обнаружила стрелки тюльпанов и мускарей – значит, скоро они расцветут и будут дарить мне свою красоту.
Я наслаждалась ежедневными изменениями вокруг себя. Двор оживал от молодой муравки, зелень, которую я нашла в огороде, шла в рост и я каждый день делала себе витаминные салаты из топинамбура с луком и щавелем. Ласточки свили гнездо под крышей сарая. Тётя Маня сказала, что если в дом первый раз за многие года прилетели ласточки, и парочка гнездо свила, то быть в этом доме свадьбе. Ну-ну! Не верю я в эти приметы, но все равно радостно было, что дом оживает и эти изменения моя заслуга.
И, что для меня было неожиданностью, я сама стала меняться. Как-то утром заметила, что с меня сваливаются штаны, в которых я приехала в деревню. Да и складок жировых на боках почти не стало. Теперь под кожей я чувствовала крепкие мышцы, готовые много работать. Энергии у меня прибавилось, а в городе я всё время уставала.
Вот что значит здоровая деревенская жизнь! Никаких фитнесов не надо, никаких СПА салонов и особых диет чтобы быть в форме. Всё очень просто оказалось - чтобы быть красивой и здоровой нужен огород, деревенская простая еда и русская баня!
Меня зовут Ольга Блохина. Это 20 глава из повести "Возвращение домой". Все опубликованные главы смотрите по ссылке
Читайте мою новую историю "Бабий год"