Альбом Black Sabbath «Vol. 4», записанный весной 1972-го, и вышедший в сентябре того же года, ознаменовал собой не только поворот в музыке группы, но и сделал наконец-то музыкантов миллионерами, несмотря на загребущие руки их нового менеджера Патрика Михэна
Альбом Black Sabbath «Vol. 4», который поступил на прилавки в конце сентября 1972 года – это совсем не очередное творение именитой группы. Это самая настоящая смена стиля, причем она настолько кардинальная, что можно говорить уже совсем о другой группе, которая просто забыла придумать себе новое название, и оставила старое.
И на самом деле, если брать только музыку, представленную на этом альбоме, и не учитывать другие обстоятельства его записи, то вполне очевидно, что она и на самом деле кардинально отличается от того, что группа сочиняла и записывала до этого. А вызвано это было обстоятельствами, которые довольно долго скрывались от музыкальной прессы.
Ну, во-первых, «Vol. 4», в отличие от первых трех альбомов, записывался не в Лондоне, а на другом конце земного шара – в Лос-Анджелесе. Нельзя, конечно, сказать, что американская студия Record Plant была более продвинутой, чем лондонские Regent Sound и Island, в которых BS работали до этого. Однако оторванность музыкантов от родины сказалась на их музыкальной ориентации. Дело в том, что если в Англии музыканты жили с семьями, то в Америке их поселили в одном доме, где они могли творить что хотели. А что хотят музыканты после трудного дня, и особенно черносубботинцы, и особенно в Америке?
Правильно, они хотят кайфа и веселья, поэтому, пребывая в Лос-Анджелесе, они стали так сильно злоупотреблять порошкообразными веществами (сами понимаете, какими), что у каждого из них начинало буквально срывать бошки. В результате очень сильно повысилась эмоциональная сила, но понизилась сила мыслительная. Как итог – музыка, которую стали записывать Осборн и Ко, получилась уже не раздумчивая, чуть ли не психоделическая, а скорее рок-н-ролльная и бешено-металлическая.
К тому же перед записью этого альбома предыдущий продюсер Роджер Бэйн, вылизывавший каждую ноту и неохотно разрешавший Тони Айомми использовать гитарные наложения, был уволен, а вместо него продюсером назначили Патрика Михэна, который был скорее коммерсантом, чем музыкантом. Михэн отстранился от процесса работы над музыкой, подготавливая коммерческую сторону нового граммофонного проекта группы, а пульт полностью оккупировал Тони Айомми.
А вы представляете себе продюсера, который заряжает в обе ноздри порошки (сами понимаете какие) по многу раз в день?
В общем итоге музыка, которой музыканты Black Sabbath порадовали своих почитателей с выходом четвертой своей пластинки, стала очень мощной, очень громкой, и во многих местах супер-скоростной. Правда, Оззи Осборн стал петь как-то более отстраненно, то есть в его голосе на этой пластинке заметно меньше эмоций, чем на предыдущих. Ну, в принципе, его можно понять, учитывая, в каком состоянии он находился во время записи. Ведь луженая глотка – это вам не гитары или барабаны, её чрезмерное перенапряжение может быстро вывести из строя всю вокальную систему (то есть О. Осборна целиком).
Поэтому в то время как трое коллег Оззи вовсю использовали свою мускульную силу, вокалист сосредоточился на текстах, написанных Гизером Батлером. Но так как тексты по очевидным причинам получились, в отличие от предыдущих альбомов, чересчур вялыми и до банальности банальными, то и Оззи решил не сильно перенапрягаться. Он просто следовал гитарным рифам, стараясь не выбиваться из общей колеи, а уже громкость голосу добавил Тони Айомми при микшировании записи.
Однако, несмотря на все негативные обстоятельства, сопровождавшие запись альбома, очередное произведение Black Sabbath получилось таким же прекрасным и таким же классическим, как и предыдущие диски. Правда, часть фанатов группы не совсем хорошо оценила поворот музыки своих любимцев в совершенно иное русло, из-за чего «Vol. 4» просел в чартах чуть ли не вдвое в сравнении с предыдущим релизом (№13 против №8 в США, и №8 против №5 в Великобритании и Германии).
Зато благодаря этому альбому музыканты стали полноценными миллионерами, причем не только в долларах, но и в фунтах стерлингов.
Однако формальный продюсер Патрик Михэн сделал все, чтобы очистить карманы своих подопечных, погрязших в «порошковой чесотке», и делал это настолько открыто и масштабно, что даже невменяемым Оззи и Ко всё стало видно очень быстро, и они уволили своего хапугу сразу же после записи следующего альбома.
Но это уже совсем другая история.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О BLACK SABBATH НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Master of Reality» 1971 г. ~ самый успешный альбом Black Sabbath по американским стандартам
Black Sabbath «Paranoid» 1970 г. Так в истории рок-музыки официально появился первый металл
Black Sabbath 1970 года ~ первый хэви-металлический альбом в истории всемирной рок-музыки