Найти в Дзене
Механический балет

Другой "Оскар"? Сюрпризы и разочарования церемонии

Трансляцию "Оскара" я благополучно проспала. Запись удалось посмотреть только сегодня. Награждение получилось откровенно скучным. Порадовали лишь камерная обстановка (лично я ощущала кожей какое-то цеховое единство, но, может, это фантазии), включения из других стран, добавившие разнообразия, речь победившей за роль второго плана в "Минари" Юн Ё-джон, которая обрадовалась встрече с Бредом Питтом, и тверк Гленн Клоуз. Совершенно разочаровали пафос и политическая манифестация в выступлениях ведущих.

Все мы немножко Юн Ё-джон. Фото: Яндекс-Картинки.
Все мы немножко Юн Ё-джон. Фото: Яндекс-Картинки.

Но это пенка, а по сути церемония во всех отношениях неординарная. Впервые в своей истории премия Американской киноакадемии уделила такое большое внимание независимым студиям. Из-за пандемии рухнул прокат, но был "Санденс" (знаменитый фестиваль независимого кино в США), а еще вовсю работали стриминговые сервисы. В результате недорогие авторские фильмы звучали во всех номинациях. Повестка "Оскара-2021" больше напоминает какой-нибудь европейский киносмотр. Еще два года назад представить такой разворот было невозможно. Триумфатором премии стала медитативная "Земля кочевников", провозгласившая рождение героев нового времени. Причем это было предсказуемо, учитывая успех "Земли" на "Золотом глобусе" и в Венеции. Невероятно красивая картина рассказывает о бродягах, колесящих по Штатам за сезонной работой.

Хлоя Джао - она и режиссер, и сценарист, и монтажер - переосмысливает классический американский сюжет об исследовании земель. В фокусе ее внимания пожилые женщины, оставшиеся у разбитого корыта, но не потерявшие достоинства, свободные, которые находят покой и смысл в слиянии с природой.

Золотая Кэри Маллиган второй раз проигрывает в оскаровской гонке. На этот раз в юбке, которая велика. Фото: Яндекс-Картинки.
Золотая Кэри Маллиган второй раз проигрывает в оскаровской гонке. На этот раз в юбке, которая велика. Фото: Яндекс-Картинки.

Впервые "Оскар" взяла женщина азиатского происхождения - та самая мультинструменталистка Хлоя Джао. Впервые среди пяти номинантов-режиссеров - сразу две дамы. А еще в режиссерской номинации - трое дебютантов, что тоже - рекорд.

Дэниэл Калуя - один из лучших актеров поколения - все еще многообещающий, то есть подающий надежды, но уже с "Оскаром".
Дэниэл Калуя - один из лучших актеров поколения - все еще многообещающий, то есть подающий надежды, но уже с "Оскаром".

Тридцать пять (!) номинаций на премию у "Netflix", для платформы это настоящий триумф. Больше признания получила лишь студия "United Artists" в 1940 году. Этот факт говорит о перераспределении сил в Голливуде, об установлении новой монополии. Такое вот следствие цифровой революции.

Сюрпризы оскаровской ночью начались под конец церемонии, когда заговорили об операторской работе и актерах лидирующих партий. Оператор синефильского "Манка" Эрик Мессершмидт неожиданно обошел бойфренда Хлои Чжао Джошуа Джеймса Ричардса, отвечавшего за картинку в "Кочевниках". Эрик работал с историческим материалом, но при этом экспериментировал, и получилось чистое искусство, которое можно пить, как мед. У Ричардса, снимавшего в полевых условиях и почти в документальной манере, изображение поет. Как можно было выбрать между ними - загадка. Но выбрали форму в высоком академическом смысле.

Почти вся команда "Земли кочевников". Фото: Яндекс-Картинки.
Почти вся команда "Земли кочевников". Фото: Яндекс-Картинки.
А здесь вся. Фото: Яндекс-Картинки.
А здесь вся. Фото: Яндекс-Картинки.

Лучшей актрисой вопреки ожиданиям стала не Виола Дэвис, сыгравшая "мать блюза", а Фрэнсис МакДорманд за работу в "Земле кочевников". У Фрэнсис теперь аж четыре "Оскара": три актерских и один - продюсерский.

Сэр Энтони Хопкинс получил статуэтку за лучшую мужскую роль. Но победу прочили Чедвику Боузману, номинированному посмертно.

Среди мультфильмов предсказуемо выиграла "Душа", и это обидно, потому что такая абсолютная, не требующая возражений, то есть объективная победа "на голову" доказывает прочную и порочную гегемонию гигантов-студий в мультипликации. Какая может быть конкуренция, если "Дисней" и "Пиксар" с их коммерческой рисовкой контролируют технологии и сгребают все профессиональные сливки? И соответственно - какой может быть прогресс? Тут только руками развести. Обидно за самобытную "Легенду о волках". Напомню, что революция в анимации в 90-е случилась, когда на рынке у "Диснея" появился зубастый конкурент.

Датский фильм "Еще по одной" тоже ожидаемо, благодаря присутствию его автора, Томаса Винтерберга, среди претендентов на режиссерский приз, победил в категории "лучший иностранный фильм".

Несмотря на успех французского сценариста, датского монтажера и корейской актрисы в этом году, кинематографическое гетто, ограниченное дурацкой номинацией "лучший иностранный фильм", на самой желанной кинопремии, все еще умаляет ценность национальных школ и выдвигает вперед голливудский конвейер. Но чего я брюзжу? Премия-то американская.

Соединенные Штаты продолжают наслаждаться собой. Такое послевкусие осталось от церемонии - слащавое. Скучно было на "Оскаре", кажется?

Тот самый момент с танцем Гленн Клоуз. Фото: Яндекс-Картинки.
Тот самый момент с танцем Гленн Клоуз. Фото: Яндекс-Картинки.

Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.