Палаты Сверчковых (Сверчков переулок, д. 8, стр. 3)
Палаты Сверчковых (Сверчковы палаты) — памятник допетровской светской архитектуры в Москве.
Построенные в конце XVI века — начале XVII века, они принадлежали купцу И. М. Сверчкову. Здание было поставлено в глубине большой усадьбы с садом и прудами, доходившей до улицы Покровки.
О самом купце известно немного, практически все источники подчеркивают, что он финансировал строительство великолепной Успенской церкви на Покровке, которую не тронул Наполеон, но которая помешала в 1936 году большевикам и ее разобрали «в силу чрезвычайной необходимости расширения улицы Покровки».
Прозванная «восьмым чудом света», церковь Успения на Покровке была национальным символом Москвы. Восхищался Успенской церковью на Покровке и В.В. Растрелли. Она вдохновила его на создание Смольного собора в Петербурге.
Даже Наполеон был потрясён этой церковью и, по легенде, воскликнув «О русский Нотр-Дам!», поставил особый караул охранять её от пожара и мародеров.
Впрочем, другая легенда гласит, что он приказал разобрать её по кирпичику и перенести в Париж.
Храм разобрали, но его фрагменты и элементы можно и сейчас увидеть. Так, резные наличники вмонтированы в северную стену ограждения Донского монастыря.
Это я несколько увлекся, не мог не познакомить читателей с такой утраченной красотой. Но вернемся к палатам.
Владельцы усадьбы с начала XVIII века часто менялись. В нем размещались различные учреждения. В 1790 году оно принадлежало ведомству Оружейной палаты. С 1813 года в нем располагался отдел Комиссии для строений в Москве. С 1836 года усадьба вновь становится частным владением. С 1867 года – владение Абрикосовых.
В 1978 году в Палаты Сверчковых въехал Российский Государственный дом народного творчества, который находится там и в наше время.
Палаты дьяка Андреяна Ратманова (Большой Козловский переулок, 13 /17)
На углу двух московский переулков: Большого Харитоньевского и Большого Козловского, по соседству с Палатами Юсуповых, стоит двухэтажное с антресолью здание. И пусть его внешний облик, характерный для рядовой постройки эпохи русского классицизма, не введет Вас в заблуждение. Так особняк начал выглядеть во второй половине 18 века после многочисленных перестроек палат XVII в.
Древнее владение ведет свою историю с конца XVII века, когда в них проживал дьяк Поместного приказа Андреян Ратманов.
Андриан (Андриян, Андреян) Григорьевич Ратманов известен тем, что, будучи дьяком Приказа военных дел, в 1703 году был послан в сибирские города (Верхотурье, Тюмень, Пелым, Туринск) с поручением провести перепись жителей, годных взять в солдаты, а с торговцев и промышленных людей собрать десятинный налог. За эту трудную командировку ему выдали жалованье за год вперед.
Этот адрес известен в Москве, благодаря проживавшей здесь семье участника Отечественной войны, раненного под Аустерлицем, полковника Василия Сухово-Кобылина: он владел этим домом в 1800–1830-х гг.
По некоторым сведениям, в палатах одно время был театр Юсупова.
В советские годы палаты занимало общежитие, затем — некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека».
В мае 2016 года арендатором стала «Тульская региональная молодёжная военно-патриотическая спортивная общественная организация «Призвание».
Сейчас палаты отличаются от более поздних частей особняка как архитектурой, так и более светлым цветом.
Усадьба Тверитинова (Колпачный переулок, д. 3, стр. 2)
Небольшие каменные палаты в Колпачном переулке в начале XVIII века возвел подьячий Сытного приказа А. Онучин (Анучин). И уже в 1711 году продал Дмитрию Тверитинову.
Ну, Тверетиновым он стал называться уже по пришествии в Москву куда пришел из Твери с одним родным и тремя двоюродными братьями в 1692 году «в самой мизерности», в состоянии, то есть крайней нищеты. А вообще то он – Дерюшкин.
Это как же смог бедный стрелец обзавестись каменными палатами в Москве? Прям какой-то «оборотень в погонах». На самом деле не так.
Стремительный путь бывшего тверского стрельца к славе и достатку начался с момента, как тот решает переквалифицироваться и пуститься «искать науки у дохтуров и лекарей». Велика была его тяга к знаниям. Обучение он проходил в Лефортово в аптеке у московского иноземца Иоганна Готфрида Грегориусаи и к моменту приобретения усадьбы он занимал должность врача главной московской аптеки.
Однако, слаб оказался человечишко то. В аптеке Тверитинов, по-видимому, пропитался учениями протестантизма, а там разработал и собственное, отвергавшее церковные обряды, иконы, таинства.
Только заступничество Петра I, который знал стрельца еще с Азовских походов, спасло еретика от пыток и смерти.
Тверитинова предали церковному проклятию и заключили в монастырь, откуда освободили в 1718 году на поруки. А по причине высочайшего ходатайства, спустя пять лет тот и вовсе был прощен.
Палаты Зиновьева-Юсуповых (Большой Афанасьевский переулок, д. 24)
В Большом Афанасьевском переулке расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых.
Участок на этом месте достался представителям рода Зиновьевых в 1649 году и оставался в их собственности вплоть до 1755 года. Из архивных источников известно, что стольник Петр Петрович Зиновьев получил ссуду на производство каменного строительства. Датируется документ 1685 годом, хотя специалисты-реформаторы относят здание к 1680-1690-м годам постройки.
Изначально на месте нынешних палат подняли два небольших дома, один из которых выстроили при П.П. Зиновьеве, а второй лишь в середине восемнадцатого столетия. Со временем их объединили в единое целое и пристроили второй этаж.
Из рода Зиновьевых, владельцев этого дома, была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова Ирина Михайловна.
В 1776 году палаты числятся уже за графом Андреем Иванович Толстым, приходящегося дедом писателю Льву Николаевичу Толстому.
В XIX веке дом перестроили в ампирный особняк с мезонином. В 1860-е годы он был переделан в формах модной тогда эклектики, а к концу столетия был надстроен третий этаж и декор фасадов еще раз изменен. Так что пока в наше уже время над домом не стали работать реставраторы в нем невозможно было узнать палаты XVII века.
В советское время это был жилой дом, который расселили в 1980-х годах. Много лет дом здание оставалось без крыши и разрушалось.
В 2010—2012 гг. на объекте проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы Здание было воссоздано в облике середины XVIII в. с характерной высокой крышей, некоторой асимметричностью фасадов и высоким крыльцом XVII в.
Настоящим открытием стало выявление сохранившегося окна XVII в. первого этажа дворового фасада. Находка позволила восстановить первоначальный облик всех окон первого этажа дворового фасада. Мастера сделали невозможное — они воссоздали дом таким, в каком жили Зиновьевы-Юсуповы в XVII–XVIII веке.
Сейчас в палатах уютно расположился международный нумизматический клуб.