Найти в Дзене

Палаты каменные. Допетровская Москва (Часть VI). Есть еще, что посмотреть.

Из открытых источников
Палаты Сверчковых (Сверчков переулок, д. 8, стр. 3)
Палаты Сверчковых (Сверчковы палаты) — памятник допетровской светской архитектуры в Москве.
Построенные в конце XVI века — начале XVII века, они принадлежали купцу И. М. Сверчкову. Здание было поставлено в глубине большой усадьбы с садом и прудами, доходившей до улицы Покровки.
Из открытых источников
Из открытых источников

Палаты Сверчковых (Сверчков переулок, д. 8, стр. 3)

Палаты Сверчковых (Сверчковы палаты) — памятник допетровской светской архитектуры в Москве.

Построенные в конце XVI века — начале XVII века, они принадлежали купцу И. М. Сверчкову. Здание было поставлено в глубине большой усадьбы с садом и прудами, доходившей до улицы Покровки.

Палаты Сверчковых (фото из открытых источников)
Палаты Сверчковых (фото из открытых источников)

О самом купце известно немного, практически все источники подчеркивают, что он финансировал строительство великолепной Успенской церкви на Покровке, которую не тронул Наполеон, но которая помешала в 1936 году большевикам и ее разобрали «в силу чрезвычайной необходимости расширения улицы Покровки».

Церковь Успения на Покровке на дореволюционном фото
Церковь Успения на Покровке на дореволюционном фото

Прозванная «восьмым чудом света», церковь Успения на Покровке была национальным символом Москвы. Восхищался Успенской церковью на Покровке и В.В. Растрелли. Она вдохновила его на создание Смольного собора в Петербурге.

Даже Наполеон был потрясён этой церковью и, по легенде, воскликнув «О русский Нотр-Дам!», поставил особый караул охранять её от пожара и мародеров.

Впрочем, другая легенда гласит, что он приказал разобрать её по кирпичику и перенести в Париж.

Храм разобрали, но его фрагменты и элементы можно и сейчас увидеть. Так, резные наличники вмонтированы в северную стену ограждения Донского монастыря.

Наличники храма, вмонтированные в стену  Донского монастыря.(фото из открытых источников)
Наличники храма, вмонтированные в стену Донского монастыря.(фото из открытых источников)

Это я несколько увлекся, не мог не познакомить читателей с такой утраченной красотой. Но вернемся к палатам.

Владельцы усадьбы с начала XVIII века часто менялись. В нем размещались различные учреждения. В 1790 году оно принадлежало ведомству Оружейной палаты. С 1813 года в нем располагался отдел Комиссии для строений в Москве. С 1836 года усадьба вновь становится частным владением. С 1867 года – владение Абрикосовых.

В 1978 году в Палаты Сверчковых въехал Российский Государственный дом народного творчества, который находится там и в наше время.

Палаты дьяка Андреяна Ратманова (Большой Козловский переулок, 13 /17)

На углу двух московский переулков: Большого Харитоньевского и Большого Козловского, по соседству с Палатами Юсуповых, стоит двухэтажное с антресолью здание. И пусть его внешний облик, характерный для рядовой постройки эпохи русского классицизма, не введет Вас в заблуждение. Так особняк начал выглядеть во второй половине 18 века после многочисленных перестроек палат XVII в.

Древнее владение ведет свою историю с конца XVII века, когда в них проживал дьяк Поместного приказа Андреян Ратманов.

-5
Палаты дьяка Ратманова (https://www.liveinternet.ru)
Палаты дьяка Ратманова (https://www.liveinternet.ru)

Андриан (Андриян, Андреян) Григорьевич Ратманов известен тем, что, будучи дьяком Приказа военных дел, в 1703 году был послан в сибирские города (Верхотурье, Тюмень, Пелым, Туринск) с поручением провести перепись жителей, годных взять в солдаты, а с торговцев и промышленных людей собрать десятинный налог. За эту трудную командировку ему выдали жалованье за год вперед.

Этот адрес известен в Москве, благодаря проживавшей здесь семье участника Отечественной войны, раненного под Аустерлицем, полковника Василия Сухово-Кобылина: он владел этим домом в 1800–1830-х гг.

По некоторым сведениям, в палатах одно время был театр Юсупова.

В советские годы палаты занимало общежитие, затем — некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека».

В мае 2016 года арендатором стала «Тульская региональная молодёжная военно-патриотическая спортивная общественная организация «Призвание».

Сейчас палаты отличаются от более поздних частей особняка как архитектурой, так и более светлым цветом.

Усадьба Тверитинова (Колпачный переулок, д. 3, стр. 2)

Небольшие каменные палаты в Колпачном переулке в начале XVIII века возвел подьячий Сытного приказа А. Онучин (Анучин). И уже в 1711 году продал Дмитрию Тверитинову.

Ну, Тверетиновым он стал называться уже по пришествии в Москву куда пришел из Твери с одним родным и тремя двоюродными братьями в 1692 году «в самой мизерности», в состоянии, то есть крайней нищеты. А вообще то он – Дерюшкин.

Это как же смог бедный стрелец обзавестись каменными палатами в Москве? Прям какой-то «оборотень в погонах». На самом деле не так.

Усадьба Тверитинова (фото из открытых источников)
Усадьба Тверитинова (фото из открытых источников)

Стремительный путь бывшего тверского стрельца к славе и достатку начался с момента, как тот решает переквалифицироваться и пуститься «искать науки у дохтуров и лекарей». Велика была его тяга к знаниям. Обучение он проходил в Лефортово в аптеке у московского иноземца Иоганна Готфрида Грегориусаи и к моменту приобретения усадьбы он занимал должность врача главной московской аптеки.

Однако, слаб оказался человечишко то. В аптеке Тверитинов, по-видимому, пропитался учениями протестантизма, а там разработал и собственное, отвергавшее церковные обряды, иконы, таинства.

Только заступничество Петра I, который знал стрельца еще с Азовских походов, спасло еретика от пыток и смерти.

Тверитинова предали церковному проклятию и заключили в монастырь, откуда освободили в 1718 году на поруки. А по причине высочайшего ходатайства, спустя пять лет тот и вовсе был прощен.

Палаты Зиновьева-Юсуповых (Большой Афанасьевский переулок, д. 24)

В Большом Афанасьевском переулке расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых.

Участок на этом месте достался представителям рода Зиновьевых в 1649 году и оставался в их собственности вплоть до 1755 года. Из архивных источников известно, что стольник Петр Петрович Зиновьев получил ссуду на производство каменного строительства. Датируется документ 1685 годом, хотя специалисты-реформаторы относят здание к 1680-1690-м годам постройки.

Изначально на месте нынешних палат подняли два небольших дома, один из которых выстроили при П.П. Зиновьеве, а второй лишь в середине восемнадцатого столетия. Со временем их объединили в единое целое и пристроили второй этаж.

Из рода Зиновьевых, владельцев этого дома, была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова Ирина Михайловна.

Палаты Зиновьева-Юсуповых (фото из открытых источников)
Палаты Зиновьева-Юсуповых (фото из открытых источников)

В 1776 году палаты числятся уже за графом Андреем Иванович Толстым, приходящегося дедом писателю Льву Николаевичу Толстому.

В XIX веке дом перестроили в ампирный особняк с мезонином. В 1860-е годы он был переделан в формах модной тогда эклектики, а к концу столетия был надстроен третий этаж и декор фасадов еще раз изменен. Так что пока в наше уже время над домом не стали работать реставраторы в нем невозможно было узнать палаты XVII века.

В советское время это был жилой дом, который расселили в 1980-х годах. Много лет дом здание оставалось без крыши и разрушалось.

Жилой дом Зиновьевых-Юсуповых. Фото 2003 г. (http://borisova-art.ru/)
Жилой дом Зиновьевых-Юсуповых. Фото 2003 г. (http://borisova-art.ru/)
Жилой дом Зиновьевых-Юсуповых. Фото 2008 г. (http://borisova-art.ru/)
Жилой дом Зиновьевых-Юсуповых. Фото 2008 г. (http://borisova-art.ru/)

В 2010—2012 гг. на объекте проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы Здание было воссоздано в облике середины XVIII в. с характерной высокой крышей, некоторой асимметричностью фасадов и высоким крыльцом XVII в.

Настоящим открытием стало выявление сохранившегося окна XVII в. первого этажа дворового фасада. Находка позволила восстановить первоначальный облик всех окон первого этажа дворового фасада. Мастера сделали невозможное — они воссоздали дом таким, в каком жили Зиновьевы-Юсуповы в XVII–XVIII веке.

Сейчас в палатах уютно расположился международный нумизматический клуб.