Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины: Шторма и мели/ 21. Когда реверс бывает необходим

Два случая посадки на мель - "Судак" и "Минога".
Уважаемые друзья, продолжаем рубрику, в которой вспоминаем аварии отечественных подводных лодок (даже самые незначительные), причем с разным исходом и от разных причин, используя открытые источники. Таких происшествий было очень много, к счастью не все они привели к гибели людей, не часто о них упоминается и в литературе, так как некоторые они довольно скромные, но не менее опасные....

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - вот только некоторые источники опасности для корабля, тем более подводного. А по мере поступления подводных лодок на флот случаев, которые приводили к авариям и происшествиям становилось больше, а условия военного времени еще добавили таких причин. Некоторые происшествия до сих ждут своих пояснений.

Рассматриваемые сейчас два случая оказались довольно рутинными, и не привели к трагедиям и гибели людей, однако показали, что экипажи всегда должны быть готовы ко всяким неожиданностям.

Первый случай произошел в довоенном 1913 году на Черном море. В июне 1913 года подводная лодка «Судак», под коман­дованием лейтенанта Т. Л. Фон-дер Рааб-Тиллена, во вре­мя очередного учебного выхода в море, из-за ошибки счис­ления, села на риф в бухте Казачья под Севастополем.

Бухты Севастополя, там есть и Казачья с рифом для "Судака"
Бухты Севастополя, там есть и Казачья с рифом для "Судака"

Ока­зия, как назло, случилась во время прилива и прочно сидевшему на мели «Судаку» работой двигателей стащить свое пузатое брюхо на чистую воду не удалось. Радовало только то, что прочный корпус выдержал удар о дно, и эк­стренных мер по спасению экипажа не потребовалось.

Для справки: "Судак" (тип "Сом")- водоизмещение 105/124 т, запас плавучести - 15%, экипаж - 22 человека ( в том числе 2 офицера). В строю с июня 1907 ода ,срок службы - 6 лет.

Ве­чером того же дня подводную лодку снял с мели вызванный по радио миноносец. Однако от предложений букси­ровать лодку в базу экипаж «Судака» отказался, и субмарина са­мостоятельно вернулась в Севастополь.

Тот самый "Судак" в доке
Тот самый "Судак" в доке

Второй случай относится к Балтийскому морю, причем к самому началу Первой мировой войны, и связан с подводной лодкой "Минога". Подводная лодка Балтийского флота «Минога» считалась более совершенной, чем другие подводные лодки того времени. Однако некоторые усовершенствования, например реверс, практически не использовались. Менять ход с переднего на задний на «Ми­ноге» можно было только без нагрузки, то есть с выключен­ной разобщительной муфтой, что не обеспечивало нужной маневренности, поэтому перемена хода совершалась по­средством гребного электродвигателя. Реверс дизелей на «Миноге» пригодился только однаж­ды и при необычных обстоятельствах.

Подводная лодка "Минога", схема внешнего вида
Подводная лодка "Минога", схема внешнего вида

В августе 1914 лодка возвращалась из боевого похода, перенеся в море жестокий шторм. Ей предстояло пройти Ирбенским проливом в Рижский залив, определившись по маяку Люзерорт (Курляндия, южный берег Балтийского моря). По счислению лодка должна была подойти к маяку утром, но в расчётное время маяк не открылся - видимость была плохая. Вскоре на горизонте показался маяк, очерта­ния которого отличались от Люзерорта. Командир решил подойти поближе для лучшей ориентировки. Через неко­торое время лодка неожиданно с хода вылезла на отмель (на скорости 11 узлов) и повалилась на бок. Из-за дифферента на нос гребной вал оголился и гребной винт оказался над водой.

Для справки: "Минога" - водоизмещение 123/152 т, запас плавучести - 24%, экипаж - 22 человека ( в том числе 2 офицера). В строю с 31 октября 1909 года ,срок службы - около 5 лет.

Как выяснилось, лодка подошла к маяку Фильзанд, со стороны богатой на отмели западной части острова Эзель. Причиной неправильного курса лодки послужил выход из строя магнитного компаса во время шторма. С маяка Филь­занд наблюдатели видели приближение лодки и приняли её за германскую, так как знали, что свои лодки в этот рай­он заходить не должны. На острове Эзель находилось авиационное соединение. Один из его гидросамолётов прилетел к месту «посадки» лодки и долго кружил над ней, рассматривая кормовой флаг. Опознав Андреевский флаг, гидросамолёт сел, но неудач­но: повредил один из поплавков, и взлететь с воды был уже не в состоянии.

Подводная лодка "Минога" в доке
Подводная лодка "Минога" в доке

Лётчик и рассказал командиру «Миноги» где она нахо­дится. С Эзеля пришёл катер, взял самолёт на буксир и по­вёл его к острову. Положение лодки на отмели было опас­ным ввиду возможности появления с моря кораблей про­тивника. Поэтому командир лодки перед уходом буксира попросил лётчика сообщить на маяк Церель, около кото­рого базировались подводные лодки в Рижском заливе, что­бы прислали миноносец. На самой лодке радиостанции не было, и послать сообщение в базу она не могла.

После полудня погода стала свежеть. Набегавшая волна стала опасно раскачивать «Миногу». Промерами вокруг установили, что глубина за кормой позволяла лодке нахо­диться на плаву. Требовалось как-то стянуть её на эту глу­бину. Здесь и пригодилось реверсивное устройство дизе­лей. Решили заполнить кормовую балластную цистерну (накачиванием в неё воды помпой) и таким образом притопить корму до погружения в воду гребного винта. Маневр удался. После этого дали задний ход гребным электродви­гателем, затем к нему подключили кормовой, потом и но­совой дизели. Лодка со скрипом сползла с мели. Промеряя глубины лотом, лодка вышла в море и, определившись по маяку Фильзанд, засветло дошла до маяка Люзерорт, отту­да в Ирбенский пролив и благополучно вернулась на базу. При осмотре корпуса «Миноги» были обнаружены вмя­тины и течь в районе машинного отделения и лодку отпра­вили в Ревель для восстановительного ремонта.

Вообщем, и обошлось, и проверили новинку, ))

Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г.Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.; В.А. Кучер, Ю.В. Мануйлов, В.П. Семенов. Русские подводные лодки. История создания и использования. 1834-1923 гг. Научно-исторический справочник. Том I, часть 1. - СПб.: ЦКБ МТ "Рубин", 1 ЦНИИ ВМФ МО РФ (кораблестроение ВМФ), РГА ВМФ, 1994. - 226 с.; Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века.- СПб.: Морской клуб истории флота, №18