Найти тему
История КАМАЗа

«Из жизни испытателей КАМАЗов». Рассказывает Афанасьев Алексей Алексеевич. Часть 1.

Афанасьев Алексей Алексеевич (внизу на фотографии) передал в Музей КАМАЗа очередной свой рассказ. Предлагаю его вашему вниманию.

Памяти Плаксина Владимира Николаевича (внизу на фотографии).

-2

Анекдот для затравки. - Привет! Кем работаешь? - Испытателем. - А что испытываешь? - Нужду!

В самом конце лета 1977 года, после срочной армейской службы, с дипломом Московского автомобильно-дорожного института и чемоданом амбиций, я прилетел в Набережные Челны, на КАМАЗ с миссией, если не оставить след в отечественном автостроении, то хотя бы «наследить» в становившемся «на крыло» камазовском автоспорте! Тем более, кое-какой опыт в этом направлении имелся, да и тема дипломного проекта была, что называется «непосредственно в дырочку» - «Организация кросса и багги на базе автомобиля ВАЗ»!

Однако, суровый начальник отдела по доводке автомобилей УГК КАМАЗа Зубов Ростислав Васильевич, сходу пригасил мой энтузиазм, заявив, что у него, в группе спортивных автомобилей, своих автокроссменов хоть «ложкой черпай» и предложил альтернативу-должность инженера-конструктора без категории, да ещё и «подснежником»! Поняв, что против лома нет приёма, кроме другого лома, которого у меня не было, я согласился, в том числе и на оклад в 115 «рэ» (против 225 рублей лейтенанта, командира учебного автомобильного взвода)! А что было делать? Охота пуще неволи! Таким образом, 6 сентября 1977 года я стал камазовцем в отделе эксплуатационной надёжности УГК и с койко-местом в общаге 28/13! Ни дня не проработав в ОЭН, уже в ноябре 1977 года, был переведён в КИБ по доводке автомобилей типа 6х4,6х6 отдела «до водки и после неё», как стебались местные шутники, где уже официально был представлен «старшим машины» «боевому» экипажу опытного образца седельного тягача КамАЗ-54122 в составе водителей-испытателей Чернухина Владимира (внизу на фотографии первый справа).

-3

Статья «Первый и ...последний» здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/pervyi-lichnokomandnyi-avtokross-na-gruzovyh-avtomobiliah-v-naberejnyh-chelnah-pervyi-i-poslednii-5fcdd4f2702d845a136a279b ) и Лоншакова Виктора (о его трагической судьбе расскажу на канале «Музей КАМАЗа» послезавтра, 29 апреля 2021 года).

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Известно, что формула счастья грузового автоперевозчика простА, как советские три копейки - «грузи больше, вези дальше»! В свою очередь производители грузовиков, кто как может, стараются не огорчать своих кормильцев, предлагая одну машинку краше другой! Понятно, что КАМАЗу по предназначению суждено было попасть в эту же «колею» и включиться в пожизненную гонку без финиша, естественно при талантливых «рулевых»! И вот уже через год после выпуска первого «восьмитонника», КАМАЗ заявляет повышенные весА и в марте 1977 года выставляет на межведомственные (государственные) испытания опытные образцы «десятитонников» - КАМАЗ-5320(?!) и длиннобазный КАМАЗ-53202. Председателем межведомственной комиссии был крупный учёный и конструктор, доктор технических наук, профессор Осепчугов В.В.

Более ветеранистые ветераны УГК меня поправят, но по народным преданиям, рабочую группу испытателей от УГК возглавлял, светлой памяти, Владимир Шевалдин, принципиальная позиция которого, опять же по молве людской, не позволила попасть на конвейер, из-за многочисленных, выявленных в ходе МВИ, недостатков, 10-тонному КАМАЗ-5320, он же «новокрещёный» КАМАЗ-5321.

А вот длиннобазный КАМАЗ-53202 оказался более удачливым и в 1978 году получил путёвку в жизнь как КАМАЗ-53212!

Однако вернёмся в осень 1977 года. Ещё продолжаются МВИ вышеупомянутых «десятитонников», а КАМАЗ, естественно под чутким руководством Минавтопрома, поднимает «планку» ещё выше и начинает заводские (они же «предварительные») испытания опытных образцов бортового автомобиля-тягача КАМАЗ-53222, грузоподъёмностью 14 тонн (полная масса прицепа 16 тонн),

-4

седельного тягача КАМАЗ-54122 с нагрузкой на седло до 15 тонн (полная масса полуприцепа типа КрЗАП 31 тонна)

-5

и самосвала КАМАЗ-5511 грузоподъёмностью 11,5 тонн.

Это были, так называемые, экспортные модификации, предназначенные для эксплуатации по дорогам, допускающим осевую нагрузку до 10 тонн.

Экипаж автомобиля КАМАЗ-53222 возглавлял инженер-конструктор Виктор Штулас (внизу на фотографии в центре), водители-испытатели Рязанцев Александр и ... , увы, имя второго водителя затерялось в закоулках памяти!

-7

Руководителем нашей рабочей группы был «зубр» испытаний, начинавший ещё на ЗИЛе, выпускник Челябинского политеха, Плаксин Владимир Николаевич, год назад ушедший от нас «дорогой цветов»! Человек, без малого полвека, даже в непродолжительный период «служения» под знамёнами Государственной приёмки, занимавшийся любимым делом!

-8

В соответствии с программой испытаний автомобилям надлежало «пробежать» 30 000 километров по 4-м видам дорог для бортового тягача и седёлки и по 6-ти видам, в том числе - реальная эксплуатация в карьере, для самосвала. С учётом этого обстоятельства «совок» от нашей компании «откололся», только мы его и видели...

Продолжение следует …

Следите за новыми публикациями.