Общеизвестный факт, что наше окружение, сфера деятельности и условия, в которых мы проводим много времени, так или иначе отражаются на нашем эмоционально-психологическом состоянии, а как следствие — в поведении и действиях. Большую часть времени мы, как педагоги, проводим на работе, поэтому нет ничего удивительного в том, что это отображается на нашем уме и психике. Несмотря на то, что многие профессиональные привычки и навыки могут сыграть положительную роль в нашей жизни, некоторые преподаватели сталкиваются с профессиональной деформацией — негативным влиянием рабочей деятельности.
Типы профдеформации
Евгений Рогов, профессор в области профессиогенеза, разделяет профессиональную деформацию на четыре основных типа:
- Просветитель склонен к размышлениям, философствованию, что может проявляться как морализаторство или наставление для других.
- Коммуникатор — гипер общительный человек, который часто может нарушать личные границы при коммуникации с другими;
- Предметник — человек, который вносит «научный смысл» в разговоры абсолютно любого характера.
- Организатор проявляет чрезмерную активность в попытках командовать, организовывать «все, вся и всех», склонен отчитывать и строить людей за их слова и действия.
В чем кроется опасность?
Профессиональная деформация всегда отражается на нашем отношении к другим людям. Так, например, психологи могут начать манипулировать другими людьми, преподаватели начинают вести себя авторитарно или становятся чрезмерно требовательны. Зачастую процесс профессиональной деформации у учителей сопровождается синдромом эмоционального выгорания. Он отражается на качестве жизни человека, потере мотивации и интереса к предмету своей деятельности, и может привести к невротическим заболеваниям и психосоматическим проявлениям.
Причины появления профессиональной деформации:
- повышенное чувство ответственности за результаты своей профессиональной деятельности;
- огромный объем информации для получения и усвоения;
- перегрузки, много рутинной и однообразной работы;
- сложности в семье из-за профессиональной деятельности (дополнительные внеклассные занятия, проверка домашних работ, репетиторство);
- сужение интересов до профессиональных;
- зависимость от работы - аддикция;
- чувство конкурентности и желание быть лучшим;
- необходимость в дополнительном заработке;
- неспособность к отдыху;
- страх ошибок и неудач;
- сложные отношения с учениками или их родителями;
- отсутствие разнообразного социального и творческого отдыха и многие другие факторы.
Подобным стрессовым ситуациям подвержены все представители профессий, связанных с общением с людьми: педагоги, воспитатели, коучи, психологи, обслуживающий персонал, юристы, менеджеры и так далее.
Проявление профессиональной деформации
У педагогов чаще всего встречаются следующие личностные качества и негативные изменения характера:
- демонстративность: человек воздействует на других с целью удовлетворить свои потребности или желания;
- авторитарность: активное использование запретов, ограничений, рамок, ярко выражены отрицательные установки и система поощрение/наказание;
- доминантность: превышение властных функций, давление авторитетом, склонность командовать и переходить личные границы.
Также могут встречаться информационная пассивность, педагогическая агрессия, социальное лицемерие, формализм, неадекватная самооценка, консерватизм.
Способы борьбы
Полностью предотвратить профессиональную деформацию невозможно, но можно успешно ее контролировать. И первый шаг — признать, что мы этому подвержены.
Один из самых действенных способов — уйти в отпуск на одну-две недели, полностью оторвав себя от сферы преподавания: не читать, не смотреть ничего, что связано с профессией, не проводить дополнительных занятий, не проходить курсы повышения квалификации, не читать рабочую почту и не говорить о работе. В идеале, и не думать. Это поможет снизить тревожность и освободить место в голове для других дел и мыслей, которые насыщают нашу жизнь смыслом, хоть и не связаны с любимой работой.
Если нет возможности уйти в долгосрочный отпуск, составьте план практик, помогающих снизить уровень профессионального стресса. Освойте дыхательную технику, установите лимиты на использование социальных сетей, четко разграничьте рабочее время и не прикасайтесь ни к каким рабочим делам в выходные дни.
Проводите больше времени на свежем воздухе, найдите время для любой, интересной вам физической активности, следите за количеством выпиваемой воды и качеством вашей еды.
Сталкиваясь с профессиональной деформацией, обязательно нужно замедлиться, прислушаться к себе и расставить приоритеты.