Найти тему

Профессиональная деформация у педагогов: практические советы

Оглавление

Общеизвестный факт, что наше окружение, сфера деятельности и условия, в которых мы проводим много времени, так или иначе отражаются на нашем эмоционально-психологическом состоянии, а как следствие — в поведении и действиях. Большую часть времени мы, как педагоги, проводим на работе, поэтому нет ничего удивительного в том, что это отображается на нашем уме и психике. Несмотря на то, что многие профессиональные привычки и навыки могут сыграть положительную роль в нашей жизни, некоторые преподаватели сталкиваются с профессиональной деформацией — негативным влиянием рабочей деятельности.

Типы профдеформации

Евгений Рогов, профессор в области профессиогенеза, разделяет профессиональную деформацию на четыре основных типа:

  1. Просветитель склонен к размышлениям, философствованию, что может проявляться как морализаторство или наставление для других.
  2. Коммуникатор — гипер общительный человек, который часто может нарушать личные границы при коммуникации с другими;
  3. Предметник — человек, который вносит «научный смысл» в разговоры абсолютно любого характера.
  4. Организатор проявляет чрезмерную активность в попытках командовать, организовывать «все, вся и всех», склонен отчитывать и строить людей за их слова и действия.

В чем кроется опасность?

Профессиональная деформация всегда отражается на нашем отношении к другим людям. Так, например, психологи могут начать манипулировать другими людьми, преподаватели начинают вести себя авторитарно или становятся чрезмерно требовательны. Зачастую процесс профессиональной деформации у учителей сопровождается синдромом эмоционального выгорания. Он отражается на качестве жизни человека, потере мотивации и интереса к предмету своей деятельности, и может привести к невротическим заболеваниям и психосоматическим проявлениям.

Причины появления профессиональной деформации:

  1. повышенное чувство ответственности за результаты своей профессиональной деятельности;
  2. огромный объем информации для получения и усвоения;
  3. перегрузки, много рутинной и однообразной работы;
  4. сложности в семье из-за профессиональной деятельности (дополнительные внеклассные занятия, проверка домашних работ, репетиторство);
  5. сужение интересов до профессиональных;
  6. зависимость от работы - аддикция;
  7. чувство конкурентности и желание быть лучшим;
  8. необходимость в дополнительном заработке;
  9. неспособность к отдыху;
  10. страх ошибок и неудач;
  11. сложные отношения с учениками или их родителями;
  12. отсутствие разнообразного социального и творческого отдыха и многие другие факторы.

Подобным стрессовым ситуациям подвержены все представители профессий, связанных с общением с людьми: педагоги, воспитатели, коучи, психологи, обслуживающий персонал, юристы, менеджеры и так далее.

Проявление профессиональной деформации

У педагогов чаще всего встречаются следующие личностные качества и негативные изменения характера:

  1. демонстративность: человек воздействует на других с целью удовлетворить свои потребности или желания;
  2. авторитарность: активное использование запретов, ограничений, рамок, ярко выражены отрицательные установки и система поощрение/наказание;
  3. доминантность: превышение властных функций, давление авторитетом, склонность командовать и переходить личные границы.

Также могут встречаться информационная пассивность, педагогическая агрессия, социальное лицемерие, формализм, неадекватная самооценка, консерватизм.

Способы борьбы

Полностью предотвратить профессиональную деформацию невозможно, но можно успешно ее контролировать. И первый шаг — признать, что мы этому подвержены.

Один из самых действенных способов — уйти в отпуск на одну-две недели, полностью оторвав себя от сферы преподавания: не читать, не смотреть ничего, что связано с профессией, не проводить дополнительных занятий, не проходить курсы повышения квалификации, не читать рабочую почту и не говорить о работе. В идеале, и не думать. Это поможет снизить тревожность и освободить место в голове для других дел и мыслей, которые насыщают нашу жизнь смыслом, хоть и не связаны с любимой работой.

Если нет возможности уйти в долгосрочный отпуск, составьте план практик, помогающих снизить уровень профессионального стресса. Освойте дыхательную технику, установите лимиты на использование социальных сетей, четко разграничьте рабочее время и не прикасайтесь ни к каким рабочим делам в выходные дни.

Проводите больше времени на свежем воздухе, найдите время для любой, интересной вам физической активности, следите за количеством выпиваемой воды и качеством вашей еды.

Сталкиваясь с профессиональной деформацией, обязательно нужно замедлиться, прислушаться к себе и расставить приоритеты.