Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как в СССР строили самую быструю подводную лодку в мире? Новейшие разработки, огромные сложности, победа учёных и конструкторов

Оглавление

С 1958 года советское руководство официально задумалось о создании нового типа подводной лодки. Было выпущено соответствующее постановление, в котором указаны все важнейшие направления, над которыми следовало работать.

Лодка проекта 661
Лодка проекта 661

Начало работ

Первое поручение по началу проектирования опытной подводной лодки проекта 661 получило ЦКБ-16 Госкомитета по судостроению. Главному конструктору было назначено несколько заместителей, которые отвечали за различные направления работы. Наблюдающими назначили несколько офицеров от ВМФ.

В работе участвовали десятки заводов и научно-исследовательских институтов. Создавались новые лаборатории, производственные участки и испытательные стенды. Работы по проекту 661 в подводном судостроении занимали на этот период первоочередное место.

Менялись люди на должности главного конструктора, но работы не прекращались ни на минуту. Только предэскизных проектов было сделано 14. После рассмотрения из них остался один, но он не мог дать достаточной скорости лодки.

Создание ракет

Чтобы лодка могла бороться с авианосцами, нужно было иметь на ней не меньше 10-12 ракет. Решили делать ракеты с подводным стартом. Первую такую ракету «Аметист» начали проектировать с весны 1959 года.

Сам Н. С. Хрущёв придавал огромное значение оснащению флота крылатыми ракетами. Но до проекта 661 все пуски проводись из надводного положения. Поэтому работы начинались с «чистого листа». Сначала проводились пуски макета, затем непосредственно ракеты. Дорабатывалась конструкция, системы управления ракетой и системы комплекса на корабле.

Первая ракета «Аметист» поступила на вооружение флота в 1968 году. Серьёзным её недостатком стала возможность пуска только с подводной лодки и только в погружённом состоянии. Поэтому ракетный комплекс был оставлен только на субмаринах двух проектов – 661 и 670.

Ракета комплекса "Аметист"
Ракета комплекса "Аметист"

Выбор сплава корпуса

Следующим важнейшим вопросом стал выбор материала корпуса лодки – сталь, титан или алюминий. Титан привлёк особой прочностью, высокой стойкостью к коррозии и отсутствием магнитных свойств. Освоение титановых сплавов в стране ещё только начиналось. Его применение могло затянуть работу над проектом, но было выбрано с учётом возможной значимости для дальнейшего использования при строительстве подводных лодок с большой глубиной погружения.

Необходимость качественных титановых сплавов для проекта 661 дала стимул для становления их производств в стране.

Тип атомной энергетической установки

Выбор был возможен между водой и жидким металлом (сплав свинца с висмутом) в первом контуре. Второй вариант давал выигрыш по водоизмещению, но установку невозможно было остановить без «замораживания», что делало сложнее и дороже систему базирования. Немаловажным фактором выбора водо-водяной установки стали и сроки сдачи, которые в этом случае можно было сократить.

Проектирование эскиза и тактико-технические задачи

После согласования всех принципиальных вопросов с февраля 1960 года началось эскизное проектирование. К работам привлекли несколько союзных и республиканских министерств, 5 государственных комитетов, 33 совнархоза, ведущие НИИ, конструкторские организации и заводы. Было создано пять вариантов проекта, отличающихся техническими решениями.

В качестве тактико-технического задания были поставлены: уничтожение авианосцев и быстроходных кораблей, проверка взаимодействия на лодке нового вооружения и технических средств, возможностей скорости и маневренности, новых материалов корпуса и оборудования. Всё проектировалось только на основе последних достижений науки, техники и производства. Это удлиняло сроки проектирования и, в дальнейшем, строительства.

Новая гидроакустическая «начинка» и навигационный комплекс

Впервые был создан отечественный гидроакустический комплекс «Рубин», включающий массу новых разработок. Первой отечественной гидроакустической станцией обнаружения якорных мин стал «Радиан-1». Как и «Рубин», «Радиан-1» стали использовать на многих проектах атомных субмарин II поколения. Первый советский навигационный комплекс «Сигма» подходил для всех широт при свободном маневрировании и подлёдном плавании.

ГАК "Рубин"
ГАК "Рубин"

Скоростные характеристики

Необходимость увеличения скоростных характеристик потребовала работы над созданием комплекса противоаварийных систем. Они должны были предотвращать хотя бы две наиболее вероятные аварийные ситуации – провал за предельную глубину при ошибках в управлении или всплытие при заклинивании кормовых горизонтальных рулей. Впервые в мире был создан новый класс автоматического противоаварийного управления техническими средствами «Турмалин».

Начали активно внедрятся автоматизированные и дистанционные системы управления различными техническими средствами, что получило дальнейшее развитие в подводных лодках II и III поколений.

Испытания

Для практических испытаний были специально переоборудованы несколько подводных лодок. На каждой из них испытывали определённый комплекс или ракету. В программу входил поход экспериментальной лодки в сторону Северного полюса.

Строительство

Работы по непосредственному строительству лодки проекта 661 начали на заводе № 402 в Северодвинске. Руководили здесь легендарные люди, стоящие у истоков строительства первых советских кораблей и атомных подводных лодок.

Впервые шли работы с конструкциями из титановых сплавов. Проводились предварительные испытания полунатурных отсеков. Осваивалась технология сварки. По ходу работ возникала масса сложнейших технических проблем. Для их решения был создан совет директоров. В него вошли директора ведущих профильных НИИ и главные инженеры нескольких заводов.

В последних числах декабря 1963 года состоялась официальна церемония закладки корабля. При максимальном количестве внедрения новейших систем разного типа и даже использования нового материала для корпуса строительство шло медленно и трудно. При устранении любого дефекта испытания начинали заново.

Вывод подводной лодки из цеха
Вывод подводной лодки из цеха

В 1967 году завод посетили руководители партии и правительства. Решено было использовать достижения, полученные при строительстве лодки из титанового сплава и в смежных отраслях оборонной промышленности.

Сначала планировалась серия из 10 подводных лодок проекта 661, затем их максимальное число сократили до пяти. С 1964 года строительство серии было отменено. Это произошло потому, что не выдерживались сроки поставки титанового сплава и изготовление стало слишком продолжительным и трудоёмким.

Швартовые испытания

Лодка была спущена на воду 21 декабря 1968 года. Через 5 дней начались швартовые испытания. В связи с низким качеством титанового сплава, поставленного с завода, ещё на стапелях заменили почти 20% поверхности. Затем обнаружилась негерметичность десяти цистерн главного балласта. Лодку поставили в док. Потребовала доработки часть оборудования.

Чтобы сдать лодку в намеченном 1969 году, на заводе постоянно работала группа конструкторов и технических специалистов числом порядка 40 человек.

Ещё с 1966 года интенсивно обучался сформированный для лодки офицерский состав. Учитывая поджимающие сроки, подводная лодка К-162 вышла в море 13 декабря 1966 года. Оставалось 19 дней, чтобы пройти заводские и государственные испытания. Всё успели провести за 12 суток.

С первых заводских испытаний стало ясно, что подводная лодка является уникальным по скоростным качествам объектом. Ряд участвовавших в испытаниях офицеров сравнили скоростные возможности К-162 с полётом самолёта на сверхмалой высоте с крутыми виражами.

В последний день 1969 года главнокомандующий ВМФ подписал акт о приёмке в состав флота опытной крейсерской подводной лодки К-162 проекта 661. В характеристике к ней все заявленные тактико-технические задачи объявлены полностью достижимыми.

Главное

Субмарина, построенная в качестве опытного боевого корабля, позволила испытать множество новых приборов, технических средств и систем, сплавов, которые были использованы при создании подводных лодок следующих поколений.

Основная группа учёных - создателей подводной лодки проекта 661
Основная группа учёных - создателей подводной лодки проекта 661

Корабль давно закончил свой боевой путь, но остался в истории, как первая в мире подводная лодка из титана, имеющая самые высокие в мире показатели скорости. Спущенная на воду в единственном экземпляре, она смогла стать целым этапом в строительстве подводного флота страны. Величайшие инженеры и учёные социалистического государства Советский Союз создали одну из самих уникальных субмарин прошлого века.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал