Операции люфтваффе увязывались с общим планом операции. Еще до утверждения операции "Цитадель" 12 апреля в штабе группы армий "Центр" обсуждались задачи, которые стояли перед командованием военно-воздушных сил "Восток" (12 июня 1943 г. преобразована в 6-й воздушный флот).
Бомбардировщики должны были сорвать переброску подкреплений по железной дороге из районов южнее Москвы через Елец и Касторное к району Курска. Истребители вместе с зенитчиками должны были организовать надежную противовоздушную оборону районов сосредоточения и развертывания немецких войск.
За день до операции нужно было парализовать железнодорожное движение на участках Узловая - Елец - Касторная - Курск посредством разрушения этих станций и мелких железнодорожных объектов.
Потом нужно было разрушить базу советского снабжения в Ливнах, которую они считали центральной.
С началом операции нужно было оказать наибольшую поддержку 47-му танковому корпусу, препятствуя подходу советских резервов.
Предполагалось завоевать господство в воздухе в районе Курска разгромив базы ВВС Красной Армии.
8-й авиакорпус должен был действовать по целям на поле боя, поражая укрепленные пункты и сосредоточения артиллерии. Также должны поражаться железнодорожные составы и автомобили, если речь идет о передвижении крупных сил Красной Армии.
По замыслу начальника Генштаба люфтваффе генерал-полковника Ешоннека основные усилия немецкой авиации требовалось направить на поражение целей над полем боя. В директиве он считал необходимым отметить, что ВВС КА набрали необычайную мощь, личный состав лучше обучен, имел более высокий боевой дух и был готов к крупным наступательным действиям. Ожидалось, что советское наступление будет на северном фасе Орловско-Курской дуги и предполагали ввести крупные силы люфтваффе для противодействия этим атакам, одновременно не ослабляя нажим на район Курска. Воздушное наступление приобретает особую значимость, во время недостаточного количества дивизий, особенно танковых и нехватки артиллерии. Поскольку снабжение наступающих войск опиралось на железную дорогу Брянск - Орел и скудную сеть дорог в случае успешного продвижения войск, люфтваффе взяли на себя роль дальнобойной артиллерии.
Советские планы боевого применения авиации были разработаны в мае, в контексте общих планов оборонительных операций и были отражены в приказах командующих воздушными армиями.
Замыслы командования 16-й и 2-й воздушной армии во многом оказались похожими, различия были только в деталях. Было разработано четыре плана на разные варианты направлений главного удара противника.
План боевого использования авиации 16-й воздушной армии, который был подписан командармом Руденков и командующими Центральным фронтом Рокоссовским, а Жуков его утвердил 21 мая 1943 г., определял первые 4 - 5 дней оборонительной операции.
Авиация должна была была содействовать войскам Центрального фронта в срыве наступления противника и уничтожать его войска. Нужно было завоевать господство в воздухе, уничтожить живую силу и технику врага, прикрывать с воздуха советские войска.
Начать активные действия следовало, когда враг займет исходное положение для наступления. Экипажи должны были атаковать вражеские скопления войск и техники, взаимодействуя с артиллерией, а также фронтовые аэродромы, для этого выделялись небольшие силы из 2-й гвшад и 6-го сак.
В светлое время суток над своими войсками должны патрулировать группы 12 - 30 истребителей, которые должны прикрывать действия своих бомбардировщиков и штурмовиков, которые должны были обрушиться на врага, когда определятся направления его главных ударов.
Разработали подробные графики вылетов групп штурмовиков и бомбардировщиков, что не позволило гибко реагировать на изменение наземной обстановки и сыграет потом отрицательную роль.
Истребители должны были делать 3 - 4, а бомбардировщики и штурмовики - 2 - 2,5 боевых вылета на самолет в сутки.
При общей убыли в 20 % от всего парка воздушной армии за 5 дней операции общее напряжение оценили в 6 800 - 8 400 самолето-вылетов. Как впоследствии выяснится штабы оптимистично оценивали свои силы и возможности.
Если на одном из участков сражения возник бы кризис, совместно должны были действовать 16-я, 2-я и 17-я воздушные армии. Особенно тесно должны были действовать армии Красовского и Судца, предполагалось усилить одно из объединений силами 180 самолетов из состава соседнего, которые должны были сделать больше 900 самолето-вылетов.
Предусматривалась также возможность аэродромного маневра.
Спасибо за прочтение.
Источник: Хазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. — М., 2004.