Найти тему
ПроАвтобизнес

Шины в массы – деньги в кассы

Постановлением № 1958 от 31.12.2019 введена обязательная маркировка шин. для защиты прав потребителей разработана система, введение КОТОРОЙ предполагает повышение уровня доверия к соответствующим товарам и услугам, а также устранение правовых коллизий.

Возможно ли это?

Как будет жить розничная продажа шин по новым правилам?

Об этом - в нашем материале.

Цель принятого документа – максимально прозрачный шинный бизнес, исключение контрафактной продукции. Проект находится под покровительством компании «Честный знак» в рамках общей стратегии государства по регулированию товаров: будь то лекарства, обувь, продукты, сигареты, шубы или ювелирные украшения. С 1 марта 2021 года все участники автоотрасли обязаны промаркировать товарные остатки и передать сведения по обороту шин в систему.

При маркировке шин наносятся уникальные идентификационные знаки: код Data Matrix. Он отвечает за информацию о происхождении продукта, производителе и основных характеристиках. Если покрышка импортная, указывается представительство в РФ. Единожды использованный код уже не присваивается. Шину продали конечному покупателю? Код удаляют из системы. Как и при утилизации товара. При этом его невозможно подделать или скопировать, а данные распознаются даже при частичном повреждении.

Что говорит закон?

Маркируют все шины, кроме велосипедных, авиационных, восстановленных и б/у, резиновых камер и взаимозаменяемых протекторов. Расшифровать информацию поможет специальное приложение «Честный знак». Любой покупатель легко отсканирует код Data Matrix, чтобы проверить, внесен ли товар в систему.

Немаркированная продукция будет изыматься без возможности возврата. Запуск в продажу шин без кодов - это финансовые риски. Штраф за производство шин без кодов до 100 тыс. руб. За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки - до 300 тыс. руб. Уголовное преследование - при значительных объемах “серого” товара.

Как это работает?

После того, как производитель получает коды в системе маркировки, он должен разместить их на товар. В оборот продукция будет выпускаться только после их нанесения. Одновременно с этим в систему мониторинга отправляется электронный УПД с данными о смене собственника продукции, размере партий, возврате товара.

Далее дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО. Для розничного магазина также формируется УПД с кодами. Уже на этой стороне сканируют всю партию, сверяют информацию, подтверждают. При продаже шины сканируется код маркировки, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему, откуда он успешно удаляется.

Есть ли последствия для рынка?

Внедрение электронной маркировки - уход от бумажного документооборота. Требования предполагают точный и быстрый обмен данными между сторонами. Придется изучить устройство системы маркировки, настроить передачу данных в единой системе мониторинга, минимизировать ошибки в документации. Нужны компетентные специалисты, их надо будет обучать. Количество магазинов может уменьшиться, а товары при этом - подорожать.

Как и в большинстве инициатив, в документе есть и разумное зерно, и подводные камни. Нововведения инициировали компании-представители крупного бизнеса. Pirelli, Cordiant, Goodyear, Nokian Tyres, Michelin, Bridgestone, Continental и «Татнефть-Нефтехим» согласились на некоторые расходы по обновлению ИТ-инфраструктуры, полагая, что окажутся в плюсе из-за избавления рынка от «серой» продукции. Очевидно, они лоббируют не только отраслевые интересы, но и свои. Станет ли автосообщество цивилизованнее, или всем будет сложнее жить и договариваться, мы узнаем позже.

По принятому закону запрещена продажа и любое введение в оборот продукции, которая не отвечает требованиям маркировки. Для импортных шин - это гарантия законности ввоза на территорию РФ и легальности производства. Контрафакт промаркировать государственными знаками идентификации крайне проблематично.

источник