- Мариванна! А отпустите нас сегодня пораньше! - в свойственной ему манере попросил Толик. - Ну, сколько можно грызть этот ваш гранит науки? Так и без зубов можно остаться раньше времени!
Ребята, привыкшие к юмору одноклассника, захихикали, но всё же с надеждой посмотрели на классного руководителя.
- Толя, ученье - свет, а неученье...
- Тьма, - разочарованно продолжил ученик фразу учителя. - Только что-то, сколько не учись, светлее не становится в нашем посёлке.
Одноклассники снова захохотали. Гена, подающий надежды отличник и гордость всех учителей, недовольно посмотрел на Толика и сказал:
- Ну, сколько уже можно отвлекать Марью Ивановну? Через два дня экзамен. Вот школу окончишь и займись вопросом электрификации в деревне.
- Каким вопросом ? - не понял Толя.
Чтобы не дать разгореться скандалу, классный руководитель пояснила:
- Вопросом освещения, Толя. Гена прав: все возмущаются, но никто ничего не делает. Вот ты видишь проблему в нашем посёлке, попробуй её решить!
За разговором время пролетело незаметно. Прозвенел звонок, и ученики одиннадцатого "Б" засобирались домой. Уже в коридоре одноклассники продолжили спор.
- А вот и решу! - с азартом в голосе пообещал Толик.
- Давай! А мы посмотрим! - подначивал его Гена.
Привыкшие к постоянным спорам Толи и Гены одноклассники уже не реагировали на них.
- Да ладно вам! - сказала проходившая мимо Катя, самая красивая девочка в классе, в которую были влюблены все мальчишки, но особое внимание ей оказывали вечные соперники Толя и Гена.
- Катюха, придёшь сегодня в клуб? - поинтересовался Толя.
- Нет. К экзамену буду готовиться, - ответила Катя и помотала головой.
- Вот и правильно! - поддержал её Гена. - Нечего по клубам мотаться! Учиться надо!
- Зануда! - не сдержался Толик. - Посмотрим, чего ты добьёшься своей учёбой!
- Обязательно увидишь мои успехи, - дразнил его одноклассник. - Закончу институт, найду хорошую работу, женюсь на Катьке. Она нарожает мне кучу детей... А ты так и будешь ходить оболтусом!
Услышав последнюю фразу, Толик замахнулся на одноклассника, но Гена, предвидевший его реакцию, побежал к выходу. От школы до их дома было пятьсот метров. Всю дорогу они бежали, то и дело переговариваясь и подначивая друг друга.
Гена и Толя жили в одном подъезде трёхэтажного дома. Они знали друг друга с детства, сидели в одной песочнице, ходили в одну группу в садике и учились в одном классе. Они были абсолютно разные по характеру, поэтому в других обстоятельствах вряд ли стали бы друзьями. Но близкое соседство и нахождение в одном коллективе их "подталкивало" друг к другу, хотя родители мальчиков особо не общались. Отец Гены, Семён Семёнович, директор продуктового магазина, считал недостойным общество "работяг", как он любил выражаться.
- Ни к чему хорошему такое общение не приведёт, - говорил он. - Они умеют только пить и жаловаться на свою жизнь. А хоть один из них сделал что-то для её улучшения?
Гена слушал отца и "мотал на ус". С малых лет ему внушали родители, что нужно учиться, чтобы чего-то в жизни достичь. Вот он и старался радовать их своими успехами. Все учителя хвалили его и прочили ему "большое" будущее, в отличие от Толика, который особо не напрягал себя изучением разных наук. В его аттестате пятёрки стояли только по физкультуре и труду. Однако одноклассники его уважали и ценили за доброту, безотказность, чувство юмора и смелость. Будучи учеником третьего класса, он залез на дерево и снял сидевшего на нём больше суток котёнка. В шестом классе он заступился за соседского мальчишку, на год младше его, которого обижали одноклассники. А в девятом - спас девочку, побежавшую за своей собакой и провалившуюся под лёд вместе с ней. Об этом случае даже рассказывали по центральному телевидению. Каждый в посёлке городского типа знал героя Толика. Девчонки заглядывались на него, но он неровно дышал в сторону Кати. Она жила в соседнем подъезде, однако песочницы у них были разные. Её отец Андрей Сергеевич был военным, но три года назад ушёл в отставку и вместе с семьёй переехал в их посёлок, где у него жила сестра. Мать устроилась бухгалтером в магазин Семёна Семёновича, что послужило поводом для общения. А узнав, что их дети учатся в одном классе, они решили "дружить домами". Катюшка не обращала внимания на заигрывания одноклассников. В свободное от учёбы время она занималась танцами и мечтала о славе и "большой" сцене. Андрей Сергеевич был не в восторге от увлечения единственной дочери, но "Лучше пусть танцует, чем обжимается с парнями по углам!" говорил он. Со временем отцы Кати и Гены подружились. Непонятно, что их объединяло, но в беседе они часто, шутя, высказывались за то, чтобы через несколько лет породниться.
- А что? - говорил Андрей Сергеевич. - Генка - парень умный, перспективный. За ним дочка будет, как за каменной стеной.
- Ну, что ты торопишь время? - возмущалась его жена Таисия. - Какой муж? Какая свадьба? И потом, не тебе решать, за кого Катюше замуж выходить! Разве это главное в семейной жизни?
Таисия не одобряла шуток мужа на эту тему. Она общалась с женой директора, хотя и была от неё не в восторге.
- Высокомерная, надменная, лицемерная женщина, - делилась она своим мнением с супругом. - В глаза улыбается, а за спиной каждого обсудит. Не думаю, что это - лучший вариант для Кати.
- Но ей не с его матерью жить, а с Генкой, - настаивал на своём Андрей Сергеевич. - А он парень хороший!
- Этот твой "хороший парень" сегодня на экзамене подставил Толика! - не сдержалась Катя, услышав разговор родителей. - Мало того, не подсказал товарищу, так ещё и нажаловался учителю, что тот списывает. Его и выгнали с экзамена.
- Да, жаловаться, конечно, нехорошо, - почесав затылок, ответил отец, - но кто не ошибается? Наверняка, он уже пожалел о своём поступке.
- Ага, пожалел, - с ехидством повторила Катюшка, - поэтому после экзамена хвастался: "Справедливость, наконец, восторжествовала! Какой смысл "тянуть" ученика, который не хочет ни к чему стремиться?!".