Найти тему
КиноРаритет

Ковидный «Оскар»: кто был на церемонии в маске и как ещё эпидемия изменила главную американскую «раздачу слонов»

Коварный коронавирус многим подгадил. Даже голливудские небожители — такие богатые, такие известные, такие влиятельные — вынуждены с ним считаться. Вот и церемонию вручения «Оскара» им пришлось передвигать по времени: с запланированного февраля на конец апреля. Такие переносы случались ранее дважды, но по самым важным причинам. В 1968-м году церемонию сдвинули на 2 дня из-за убийства Мартина Лютера Кинга, а в 1981-м году мероприятие отложили на день из-за покушения на Рональда Рейгана. Ковид оказался ещё более весомым аргументом, поэтому и перенос события парой дней не ограничился.

Конечно, саму церемонию тоже пришлось значительно изменить. Способы подстраховать кинозвёзд от риска заразиться «короной» видны были прямо на экране телевизоров (ну, или на мониторах компьютеров). Так, обошлись на это раз без традиционной многолюдной ковровой дорожки с обилием зевак и прессы. Вместо этого номинантов встречали на некоей огороженной территории под открытым небом, где они могли слоняться в ожидании начала «раздачи слонов» и хвастаться нарядами.

Вместо огромного переполненного кинозала — «ресторан» на ступеньках.
Вместо огромного переполненного кинозала — «ресторан» на ступеньках.

В самом зале лос-анджелесского театра Dolby было на удивление пусто. Никакого обычно переполненного кинозала. Вместо этого — небольшое помещение (похоже, фойе) со столиками, расставленными максимально далеко друг от друга. Всё это больше походило на ресторанный ужин или на званный вечер в ночном клубе: очень камерно, тихо, без толкотни. Звёзды для объявления победителей выходили не на сцену, как это было заведено, а куда-то на задник «ресторана», за столики, так что некоторым из присутствующих приходилось выворачивать шеи, чтобы увидеть, кто там щебечет.

А могло быть ещё хуже! Распространялся слух, что все присутствующие будут в защитных масках на лицах. Но, обошлось! Маски действительно были, но у считанных единиц. Не открывал своего лица молодой человек, который показывал дорогу счастливым победителям со статуэтками в руках. Ну, да его лицо мало, кого из зрителей интересовало.

Фрэнсис МакДорманд не побоялась оказаться в зале неузнанной. Ей это и не грозило — было очевидно, кому достанется Оскар за лучшую женскую роль.
Фрэнсис МакДорманд не побоялась оказаться в зале неузнанной. Ей это и не грозило — было очевидно, кому достанется Оскар за лучшую женскую роль.

А вот из звёзд рискнула быть неузнанной только Фрэнсис МакДорманд. Со своего узнаваемого лица она снимала маску только для того, чтобы сказать благодарственные слова за приз. Делать ей это пришлось несколько раз, поскольку «Землю кочевников» (Nomadland) осыпали наградами довольно щедро (3 победы из 6 возможных). МакДорманд, как продюсер фильма, вынуждена была выйти не только за «актрисским» «Оскаром», но и получать его в категории «Лучший фильм года».

Были в зале и менее знаменитые кинематографисты, которые прятались от ковида за масками и открывали лица, когда к ним приближалась телекамера. А вот Гленн Клоуз, например, предпочла сидеть с незащищённым лицом, но прикрытыми руками — перчатки у актрисы явно не были частью вечернего платья, хоть и в цвет ему.

Гленн Клоуз спасалась от коронавируса перчатками, а вот от тверка её не уберёг даже солидный возраст.
Гленн Клоуз спасалась от коронавируса перчатками, а вот от тверка её не уберёг даже солидный возраст.

Кстати, с Гленн Клоуз был связан самый смешной, хоть и довольно дурацкий момент церемонии. По замыслу устроителей, малочисленных собравшихся примерно в середине мероприятия решили развлечь конкурсом в духе «Угадай мелодию». К Гленн Клоуз подошли с чуть ли не рэп-мелодией — вроде как, такую музыку возрастная актриса точно не знает. А та возьми, да и в точности назови саму композицию, кто её исполняет, и где песня звучала. Зря она это сделала, потому что её тут же заставили танцевать тверк под эти ритмы. И пришлось 8-кратной номинантке на «Оскар» крутить… ну, вы сами знаете, чем крутят, танцуя тверк.

Вообще, церемония получилось очень компактной, стильно-скромной и какой-то уютной. Без особых ярких моментов, но и без надрывного пафоса. Чувствуется, что поставил мероприятие человек со вкусом. И мы даже знаем, кто этот человек. В этом году на «Оскаре» «рулил» в качестве продюсера известный сценарист и кинорежиссёр Стивен Содерберг («Секс, ложи и видео», «12 друзей Оушена»). И есть некоторая ирония в том, что «ковидную» оскаровскую церемонию организовывал человек, в 2011-м году фильмом «Заражение» (который у нас чаще переводят, как «Эпидемия») предсказал многое из того, что человечество огребло спустя десять лет.

«Всемирная эпидемия коронавируса неизбежно повлияет на кино: блокбастеров почти не станет, а крупные кинозвёзды повально начнут сниматься в камерном кино».

Это уже моё собственное предсказание, которое я делал не широко, но публично. И оно сбывается, как показывает список номинантов этого года. Очень много камерных лент с крупными звёздами, очень много фильмов, поставленных по театральным пьесам, и почти полное отсутствие блокбастеров, если только не считать за таковые «Довод», «Мулана» и итальянского «Пиноккио».

«Довод» Кристофера Нолана в этом году отдувался за все блокбастеры разом.
«Довод» Кристофера Нолана в этом году отдувался за все блокбастеры разом.

На самих академиков эпидемия тоже серьёзно повлияла. И, пожалуй, в лучшую сторону. Они — вынужденные большее время проводить дома, — наконец-то, точно стали смотреть кино, за которое должны были голосовать. И теперь уже не получалось строить прогнозы о победителях с учётом «злободневности» темы, с учётом общественных волнений или модных течений. Я попытался делать прогнозы на «Оскар-2021» и хоть по многим пунктам угадал, «промазал» в тех местах, где думал «ну, вот этот фильм хорош, но дадут вот этому из-за конъектурной темы». А вот если бы прогнозировал, исходя из того, что подсказывали собственные предпочтения, то «попадал» бы чаще. Ну, потому что академики в этом году явно голосовали сердцем и после личного ознакомления с той или иной ролью, с той или иной картиной.

А вот, собственно, и все победители «Оскара-2021»:

Лучшие костюмы: «Ма Рейни: мать блюза» / Ma Rainey's Black Bottom (я надеялся, что победит анлийская «Эмма»)

Лучший грим и причёски: «Ма Рейни: мать блюза» / Ma Rainey's Black Bottom (я предполагал, что победит итальянский «Пиноккио»)

Лучшие визуальные эффекты: «Довод» / Tenet (как я и предполагал — точно в цель!)

Лучший саундтрек: анимационному фильму «Душа» / Soul (не сложно было угадать — точно в цель!)

Лучшая оригинальная песня: «Fight for you» из фильма «Иуда и черный мессия» (я предполагал, что победит талантливая попса из «Музыкального конкурса Евровидения»)

Лучший звук: фильм «Звук металла» / Sound of Metal (я пророчил награду «Манку», считая слишком вычурным отдавать награду за звук фильму со словом «Звук» в названии)

Лучший монтаж: фильм «Звук металла» / Sound of Metal (мне казалось, что «Суд над чикагской семёркой» смонтирован поинтересней)

Лучшая работа художника-постановщика: «Манк» / Mank (угадал — точно в цель!)

Лучший оператор: Эрик Мессершмидт за фильм «Манк» (я логично предположил, что если награду получит художник, то не обойдёт она и оператора — точно в цель!)

Лучший короткометражный документальный фильм: французская лента «Коллет» (которую бы наградил и я… но в прогнозах ошибочно предположил, что приз отдадут по конъектурным соображениям)

Лучший документальный фильм: южноафриканский «Мой учитель-осьминог» / (та же история, что и с «Коллет» — сам отдал бы приз «Осьминогу», но решил, что победит более приземлённый и насущный румынский «Коллектив»)

Лучший короткометражный игровой фильм: «Два далёких незнакомца» / Two Distant Strangers (в этой номинации смотрел только короткометражку «Через прикосновения», потому ей и пророчил награду)

Лучший короткометражный анимационный фильм: «Если что-то случится, я люблю вас» / If Anything Happens I Love You (я предполагал, что победит дисневская «Нора»)

Лучший анимационный фильм: пиксаровская «Душа» / Soul (ну, тут было невозможно не угадать — в цель!)

Лучший иностранный художественный фильм: датский фильм «Ещё по одной» / Druk (тут тоже было сложно не угадать — в цель!)

Лучший оригинальный сценарий: Эмеральда Феннел за фильм «Девушка, подающая надежды» / Promising Young Woman (довольно неожиданное решение, я был уверен, что выиграет Аарон Соркин за «Суд над чикагской семёркой»)

Лучший адаптированный сценарий: «Отец» / The Father (а вот тут угадал — точно в цель!)

Лучшая актриса второго плана: южно-корейка Юн Ё Джон за роль в фильме «Минари» (я по-прежнему считаю, что награды больше заслуживала англичанка Оливия Колман)

Лучший актёр второго плана: Дэниэл Калуя за роль в фильме «Иуда и чёрный мессия» (я бы предпочёл Сашу Барона Коэна или даже коллегу победителя по фильму, Лакита Стэнфилда)

Лучшая актриса: Фрэнсис МакДорманд за роль в ленте «Земля кочевников» (это было настолько очевидно, что я был уверен — академики устроят сюрприз в виде приза одной из двух темнокожих претенденток, тем более, что у них были очень сильные работы)

Лучший актёр: Энтони Хопкинс за главную роль в фильме «Отец» (а вот здесь сюрпризов просто быть не могло… ну, разве что «Оскар» Гари Олдману — точно в цель!)

Лучший режиссёр: китаянка Хлоя Чжао за американо-германский фильм «Земля кочевников» (точно в цель!)

Лучший фильм: «Земля кочевников» / Nomadland (и опять — точно в цель!)

Итого: 10 попаданий из 23 возможных. Не так уж и плохо.