Найти тему
Катехизис и Катарсис

Шотландцы, которые раз за разом спасали Британскую Империю

Удивительная история кельтов, бежавших от налогов, оказавшихся в армии, Ирландии и Канаде, попеременно воевавших с Французами, Индейцами и Янки в двух мирах и на трех континентах.

Век восемнадцатый, Шотландия, остров Харис, земли клана Макдоннел, поместье Гленгарри, 1792 год.

Вот уже полвека наглые сасаннахи терроризируют храбрых горцев — им запрещается носить тартан, отмораживать задницы и, с северным упорством, бежать от цивилизации. Но, как известно, англичане не французы и, такими бесполезными галльскими вещами, как милосердие и толерантность, не отягощают себя со времен падения Рима. Что же значит это для горцев, которым это все очень безразлично? А значит это то, что подловатые потомки бриттов, англов, ютов, нормандцев и саксов, с присущим только им упорством, решили заменить шотландцев, мирно пасущих скот в огромных долинах, на баранов и английских колонистов. Во-первых, потому, что овцы принесут дохода больше, во-вторых, потому, что на слабозаселенных землях хайленда можно размножить намного больше овец и понастроить намного больше ферм, чем вообще проживающих там шотландцев.
И вот, соблюдя все формальности, бритты вышвыривают бедных горцев с их земель, строят там овцефермы и показывают Макдоннелам в сторону Америки.

Горцы, по душевной простоте, соглашаются и, в массовом порядке садятся на торговый Ост-Индиец, плывущий в Новый свет. И здесь начинается череда удивительных приключений, происшествий и войн клана Макдоннел из Гленгарри.
Тот самый корабль, очень предсказуемо, терпит крушение. Каким то чудом скотты выплывают на берег около городка Гринок и тут же попадают в другую проблему, не выходя из первой. Никто из них не думал брать с собой фунтов или шиллингов. Ситуация начинает накаляться. Две тысячи горцев попадают в третью проблему, ведь, проплыв несколько сот километров, они оказываются в СОВСЕМ другой Шотландии, где их, католиков, ненавидят и, что еще хуже, не могут понять — ведь те говорят на Гэльском! А населяющие городок “шотландцы” на самом обычном английском. Но тут на счастье сынам гор в Гринок заезжает католический шотландский священник Александер Макдоннел, настолько тронутой положением своих собратьев, что приходит к Гринокским купцам и каким-то неизвестным образом устраивает полторы тысячи Гленггарцев на работу в доки и мануфактуры, выступив их священником и переводчиком.

Но не проходит и нескольких лет, как галлы очень обильно гадят своим братьям-кельтам, начав войну с Великобританией.. Гринко, живущий за счет морской торговли, приходит в полнейшее уныние и те самые купцы буквально разоряются. Над гордыми скоттами нависает новая, очередная и просто огромная проблема в виде повторения всех предыдущих бедствий. И здесь героического священника осеняет! Вспомнив давнюю историю шотландских наемников, в былые времена наполнивших Европу, решает перевести всю шотландскую общину на казенное содержание, собрав из них полк Фенсиблей — исторического шика, британского принудительно-добровольного ополчения. Шотландцы отправляют капеллана, вождя своего клана - Александера Рональдсона Макдоннела и нескольких дворян в Лондон, где те представляют свою идею — собрать католический корпус на службе короны, Королю Георгу за номером III, в качестве доказательства их верности, представив письма купцов Гринко с безупречной рекомендацией. Георг незамедлительно соглашается (хотя закон и запрещает католиков на королевской службе). В полк собирается под тысячу здоровых и крепких Шотландцев, более половины из которых — выходцы из поместья Гленгарри, многие из которых приехали к своим собратьям в Гринко.


В это же время многие полки шотландских фенсиблэс отказываются служить где либо, кроме родного Скотланда. Гленгарри же наоборот просят перевести их на службу в Англию, Ирландию или даже на Нормандские острова. И вот в 1795-м, полк переводится из холодной задницы на теплый остров Гернси, где те благополучно ловили французские лодки и куттеры вплоть до 1798-го. В том же году другие кельты, Ирландские, восстают против все тех же Сасаннахов и полк отправляется подавлять ирландцев и восстанавливать конституционный порядок..

Шотландцы храбро воюют при Лагган-Хиле, отражают французов и ирландцев в стычках под Килкенни и Россе, при этом, отличаясь от всех прочих войск своей гуманностью, вбитой в голову благодаря усилиям того самого капеллана. Пока английские йомены превращали католические приходы в конюшни, шотландцы защищали их, и, пожалуй единственные из армии, проводили богослужения. При этом ирландское население, довольно часто приходившее на службы, часто не могло поверить своим глазам и находилось в состоянии легкого удивления при виде католиков, говорящих на их(кельтском) языке, мирно настроенных к населению и одетых в красный мундир, что ярко контрастировало с правительственными войсками, отжигавшим по полной..

И вот война окончена, и храбрые кельты возвращаются в родную Шотландию, а в 1802-м и вовсе распускаются. Но не тут то! История совсем не желает заканчиваться. Поскольку земли у наших героев не прибавилось, а правительство выдавать бесплатно не хотело, храбрый капеллан задумывает третью авантюру - послать этих сасаннахов и всем кланом свалить за Атлантику! Отправившись в Лондон, капеллан получает отказ. Хотя правительство и предложило переселить клан в окраины Тринидада, Макдоннел, не желая умирать от малярии, ОЧЕНЬ настойчиво убедил правительство «выслать этих кельтов уже куда-нибудь» и получил долгожданный приказ Премьер-министра Аддингтона генерал-губернатору Канады выделить двести акров земли каждому из горцев. Шотландцы, все из того же Гленгарри, начали погружаться на корабли. Прибыв несколькими партиями в Новый свет и, чтобы не забыть родину, назвав свои новые земли в честь ферм Гленгарри, начали мирную жизнь.

Ну как мирную, шотландцам «повезло» в очередной раз, когда какие-то непонятные янки решили привнести демократию в Канаду. Верные короне шотландцы всего за неделю вновь собрались в полк, теперь уже легкой пехоты, и отправились бить носителей свободы на фронт. Целых два года разгоняя янки и отбивая десятки атак на форт Йорк, засветившись в убийстве (неподтвержденном) хранителя маяка Гибралтар-Пойнт и немало отличившись в битве при Малкольмсе, шотландцы дали начало целым трем полкам канадской армии, дожившим до наших дней и, в конце концов, выполнив долг и, увесившись медалями, ушли обратно на свои фермы, где наконец-то смогли прожить спокойную жизнь. Капеллан же Макдоннел, не просто проводивший литургии, но и воевавший вместе со своими горцами, наконец-то получил сан Епископа 31 декабря 1820 года, тоже начав спокойную жизнь без Англичан, Французов, Ирландцев, Американцев, войн и палашей

Автор - Альфред Розенберг