Путешествуя по побережью черного моря, в какой - то момент, соскучился по суете большого города с его метро, троллейбусами, электричками. И тут я вспомнил, что в Абхазии есть настоящее метро.
Подземная железная дорога которую спроектировали советские инженеры, когда на отдыхе в Гагре им стало точно так же скучно, как и мне. Сколько они выпили чачи и коньяка, перед тем, как в их поседевший головы пришла эта идея я не знаю. Но реализовать ее удалось успешно.
В 1964 году, на геологические исследования были брошены лучшие геологи СССР, уже через несколько месяцев проектная документация, содержала подробнейшие чертежи объекта с зарисовками системы природных тоннелей, подземных рек и друзел.
10 лет рабочие Абхазского "метрополитена" бурили, ковыряли и взрывали породу в скале, тоннель проходил через систему пещер, в которые было совершенно неудобно лазать через различные трещины выходящие на поверхность. Вот представьте, грузный инженер СССР, в брюках на подтяжках, или какой нибудь холеный министр, прилетел на отдых в Абхазию, отправляется на экскурсию, а его вместо того, чтобы возить по харчевням, загоняют в какую - то тёмную сырую трещину, в которой с фонариком на лбу, на полусогнутых ногах нужно было любоваться достопримечательностями черноморских подземелий.
4 Июля 1975 года, когда СССР был на вершине своего могущества, произошло торжественное открытие сего чуда. Чудо вошло в состав туристического комплекса "Новый Афон" .
Тяжело болевшему Леониду Ильичу Брежневу доложили, что длина метрополитена составляет 1.3 км, на одной линии расположились 3 станции Новоафонской подземки.
В тоже время, на Рижском вагоностроительном заводе, были специально построены 2 электропоезда "ЭП ТУРИСТ", это такая уменьшенная копия советского вагона серии Е столичной подземки 60 х годов.
Поезд на контактном рельсе мог достигать внушительную скорость до 40км/ч и вмещать 90 сидящих пассажиров. Новые 3 станции Абхазского метрополитена, архитектурно походили на станции столичной подземки в уменьшенном виде.
В общем, возвращаемся из прошлого в настоящее. Где путешествие в современную Абхазию является уже экстримом, не говоря о посещении пещеры которую пробурили ещё в 1970х годах.
Любители острых ощущений, начинают их получать уже с момента отправления туристического автобуса из Сочи в Абхазию.
Автобусом называется маршрутка типа Баргузин или Газель. Вся поездка обычно занимает целый день. В Абхазии вас провезут через Гагру, Пицунду, каменный мешек, озеро Рица проведут по местным лавочкам с каким - то медом, разливухой. В каменном мешке обязательно посадят вам на плечо какую - то птицу и заставят заплатить за это, только оправившись от возмущения, тут же в руку вам сунут поводок, окажется, что вы подержали за узды породистого четырех копытного скакуна, за что возьмут ещё немного денег, далее предложат попробовать всевозможных разливух настоянных на химических эссенциях - лавровишня это хит, изабелла и прочие "крафтовых" жидкости в пластиковых или стеклянных бутылках. Если откажетесь все это купить, после такого гостеприимного приема, то в след вам долго будут угрожать и обругивать сочетанием каких - то звуков.
Дороги построенные в эпоху СССР проходят через перевалы, обрывы, тоннели. Водитель туристического автобуса, в сезон, работает на износ, поэтому по пути он спокойно засыпает за рулём, выезжает на встречную полосу движения или, что не редкость, сваливает весь автобус в пропасть поросшую колючками и кустами. Чтобы не усыпить бдительность водителя, экскурсоводы советуют пассажирам, дружно хлопать в ладоши, когда автобус въезжает в тёмный тоннель или пробирается по отвесным остаткам советских дорог.
В общем добравшись до Нового Афона, почувствовал себя счастливчиком. Но, главное событие ещё впереди. На сколько нужно быть отважным, что бы испытать свой дух в Новоафонской подземке, построенной в 1975 году? В условиях тяжёлой экономической ситуации, наследие СССР требует ежегодных финансовых вложений и оценивая катастрофу происходящую вокруг, трудно допустить, что эти вложения происходят на достаточном уровне, чтобы обеспечить безопасные условия для желающих прокатиться в черноморской подземке.
Сейчас, старый электропоезд "Турист" заменили на новый ЭП 563 - 003, построенный и введённый в эксплуатацию в 2014 году. Поезд стал вместительнее, теперь он способен обеспечить сидениями сотню пассажиров, правда в разгар туристического сезона, желающих испытать острые ощущения намного больше, маленькие вагоны забиваются до отказа, кто успел сел, кто нет, едет стоя. В общем чудо - чудное. Но в самой пещере делать нечего. Холодно, сыро, темно, опасно и не интересно. Кстати, в момент поездки, стоит такой грохот, что кажется бурильные работы в этой пещере, продолжаются по сей день.