Найти тему
Tashkent Retrospective

Драма и подвиг Ташкента. 55 лет назад. 26 апреля 1966 г. Репортаж с эпицентра. Часть-I

Оглавление

55 лет со дня произошедшего в Ташкенте 26 апреля 1966 года в 5:23 по местному времени страшного землетрясения, разрушительная сила которого оставила без крова свыше 300 тысяч человек из 1,5 миллиона проживавших тогда в столице.

С этого дня начался отсчёт эпохи нового Ташкента, нового города, новых его жителей.

Ташкент. 1966 г .  Центр города.   Гостиница "Зеарафшан".   Фото из домашнего архива Николая Фролова.
Ташкент. 1966 г . Центр города. Гостиница "Зеарафшан". Фото из домашнего архива Николая Фролова.

В Ташкент прибыли тысячи строителей со всего СССР, многие остались здесь жить навсегда.

В пострадавший от землетрясения Ташкент идет помощь из всех союзных республик СССР. Автор: Г. Зельма
В пострадавший от землетрясения Ташкент идет помощь из всех союзных республик СССР. Автор: Г. Зельма

В этой публикации очень много фото и много текста из книги Василия Пескова - "Полное собрание сочинений". Том 05. "Мощеные реки." .
Мы разделили этот материал на 3 части.

Автор книги путешественник и журналист «Комсомольской правды» Василий Михайлович Песков.

-3

Драма и подвиг Ташкента

Я прилетел в Ташкент ночью под воскресенье 8 мая.

На подлете пассажиры притиснулись к окнам и облегченно вздохнули — внизу мерцал привычный разлив огней.

И по дороге с аэродрома в гостиницу я не сразу заметил следы бедствия.

Город спал. Город пахнул теплой молодой зеленью, теплым хлебом, бензином и новым непривычным запахом глиняной пыли.

Ташкент.  Апрель 1966 г.  Автор фото: Георгий Зельма.
Ташкент. Апрель 1966 г. Автор фото: Георгий Зельма.

На одной из улиц автомобильные фары уперлись в брезентовый бок палатки. Проезда не было. На асфальте два ряда палаток. Храп спящих и тихие разговоры не сообщали тревоги.

Казалось: туристов ночь застала посреди города, и они, недолго думая, стали лагерем на проезжей улице. У одной из палаток на табуретке светился огонь. Бородатый узбек и, видимо, его внук читали около лампы. Я попросил посмотреть книги. Старик дружелюбно протянул Коран в черном кожаном переплете. Парень-студент сидел над учебником.

Палаточный городок на одной из улиц Ташкента.  Апрель. 1966 г. Автор фото: А. Варфоломеев.
Палаточный городок на одной из улиц Ташкента. Апрель. 1966 г. Автор фото: А. Варфоломеев.

Подошел патруль — девушка и трое ребят с повязками на рукавах. Спросили:

— Вы кто такие, товарищ?..

Я попросил показать дом. Старик пронес лампу вдоль глиняного дувала. Забор, иссеченный трещинами, от прикосновения шатался.

— Аллах помогал строить — аллах взял, — сказал старик.

Автор фото: Георгий Зельма
Автор фото: Георгий Зельма

Лампа осветила комнату без одной стены. Сквозь трещину в потолке виднелись звезды.

— Я спал вот тут, — сказал парень-студент, — чудом остался. Печь рухнула рядом с кроватью…

Ликвидация последствий разрушительного землетрясения в Ташкенте в 1966 году. Добровольцы работают на разборе завалов жилых домов. Автор: Георгий Зельма
Ликвидация последствий разрушительного землетрясения в Ташкенте в 1966 году. Добровольцы работают на разборе завалов жилых домов. Автор: Георгий Зельма

Редко на какой улице не стояли палатки.

Перед сном я, как всегда, прикинул в блокноте, что надо сделать завтра, подчеркнул слова: «У возможно большего числа людей узнать, как это было».

Землетрясение 1966 года в Ташкенте. Палаточный городок на улице Широкой.  Автор фото: В. Варфоломеев
Землетрясение 1966 года в Ташкенте. Палаточный городок на улице Широкой. Автор фото: В. Варфоломеев

Природа облегчила задачу. Я сам теперь могу рассказать, как это было…

Я проснулся с ощущением: кто-то разбудил неосторожным толчком. Включил свет, стал рассеянно листать книгу. На часах было начало четвертого… Все дальнейшее вряд ли когда-нибудь позабудется.

-9

Дом вздрогнул и закачался. Сумка с фотоаппаратами, стоявшая на шкафу, поехала к краю. Я прыгнул на подоконник и поднял глаза к потолку. Потолок почему-то не падал, хотя дом ходил ходуном.

Отдаленный гул, и над головой — странный, непривычный звук мнущейся штукатурки.

Ощущение: сидишь в коробке, по которой сбоку и снизу кто-то жестокий и сильный дает пинка. Секунд пять или шесть встряски.

Звон разбитого стекла у входной двери. Потом тишина.

— Лина, выскакивай!

Это был первый звук, который я услыхал. Ночной сторож с площадки перед гостиницей звал Лину-администратора. Потом я услышал собачий лай. Тысяча ли, десять ли тысяч собак завыли одновременно. Со всех сторон — жуткий собачий вой. А потом сразу — гул человеческих голосов. Миллион людей одновременно вскочили с постелей и оказались на улице.

У дома командированные мужчины и женщины в плащах и пиджаках, накинутых поверх ночных рубашек, в обувке на босую ногу ежились от ночного холода, перетаптывались, не решаясь заходить в дом…

-10

Утром выяснилось: толчок был в шесть баллов — второй по силе после 26 апреля. Жертв в эту ночь не было. Но город пострадал. К оставшимся без крова прибавилось еще двенадцать тысяч людей. На пункт «Скорой помощи» было доставлено более сотни раненых.

-11

8 и 9 мая я пешком обошел город. Общее впечатление: город пострадал очень сильно, пострадал в основном глиняный одноэтажный Ташкент; Ташкент новый, многоэтажный, не пострадал совсем.

Аэрофотосъемка с вертолёта.  Вид на Театр им. А. Навои.  Апрель 1966 г.
Аэрофотосъемка с вертолёта. Вид на Театр им. А. Навои. Апрель 1966 г.
Ташкент. Июль. 1966 г.  Гостиница "Ташкент". Алексей Варфоломеев
Ташкент. Июль. 1966 г. Гостиница "Ташкент". Алексей Варфоломеев

Когда стоишь в центре около Оперного театра, кажется: ничего не случилось. Играет фонтан на солнце, идут автобусы и трамваи.

На маленьких пони вокруг театра катаются ребятишки. И людей на улицах столько, сколько и положено быть в праздничный день. Сверкает стеклами бетонное здание универмага. Возле шестиэтажной гостиницы «Ташкент» в длинно-полых одеждах стоят и беседуют африканцы, прилетевшие на симпозиум по ликвидации неграмотности. Но вот ты узнаешь: эта гостиница — единственная уцелевшая из всех городских гостиниц.

Верхние два этажа у нее тоже кое-где треснули, людей с этажей пришлось выселить.

30 апреля.  Улица Ленина. Разрушенная аптека №1.  Вид со стороны ЦУМа.  Автор: Г. Зельма
30 апреля. Улица Ленина. Разрушенная аптека №1. Вид со стороны ЦУМа. Автор: Г. Зельма

Но в целом огромный дом устоял. Устояли все постройки последних шести — восьми лет. Стоят заводские трубы. Стоят неповрежденными кварталы современных жилых домов. Телевизионная вышка высотою в сто девяносто пять метров стоит невредимая, и — парадокс: разрушен одноэтажный дом радиостудии. Дикторы из автобуса ведут передачи.

Ташкент.  1967 г.  Вид на Дворец искусств (которые совсем не пострадал от землетрясения) и телевизионную башню.  Автор: Б. Кауфман
Ташкент. 1967 г. Вид на Дворец искусств (которые совсем не пострадал от землетрясения) и телевизионную башню. Автор: Б. Кауфман

Пострадал в основном одноэтажный глиняный город. И поскольку Ташкент на три четверти состоял именно из таких домов — потери сразу даже не поддаются подсчету. В центре из аварийных домов переселились все учреждения.

30 апреля 1966.  Центр города - эпицентр землетрясения.  Автор: Георгий Зельма
30 апреля 1966. Центр города - эпицентр землетрясения. Автор: Георгий Зельма

Городская милиция разместилась в палатках. На палатках таблички: «Начальник милиции», «Хозчасть», «Следователь». Стучат в палатках машинки, звенят телефоны. Пункт «Скорой помощи» тоже в палатках. Прямо под деревом девушка-врач делает перевязку пострадавшему от обвала.

 Ликвидация последствий землетрясения в Ташкенте 26 апреля 1966 года. Майор Хаким Пулатов координирует работу подразделений внутренних войск, принимающих участие в поисковых и спасательных работах.   Автор:  Дмитрий Чернов
Ликвидация последствий землетрясения в Ташкенте 26 апреля 1966 года. Майор Хаким Пулатов координирует работу подразделений внутренних войск, принимающих участие в поисковых и спасательных работах. Автор: Дмитрий Чернов

— Ну, потерпи, миленький, потерпи…

Мужчина, стиснув зубы, отвернулся от окровавленного плеча. Наблюдающий вместе со мной эту картину пожилой узбек вздыхает:

— Как на фронте…

Ликвидация последствий землетрясения в Ташкенте 26 апреля 1966 года. Капитан милиции Шамахсуд Шарахнедов помогает выйти из разрушенного дома раненому жителю.  Автор: Д. Чернов
Ликвидация последствий землетрясения в Ташкенте 26 апреля 1966 года. Капитан милиции Шамахсуд Шарахнедов помогает выйти из разрушенного дома раненому жителю. Автор: Д. Чернов

Жилые кварталы пострадали больше всего. Тут, если и захотел бы, целого дома не отыскать. Движение автомобилей по узким улицам запрещено.

Ташкент. 1966 г. Старшина Садык Касымов регулирует движение на одной из пострадавших после землетрясения улиц города, где проходит расчистка завалов.  Автор неизвестен
Ташкент. 1966 г. Старшина Садык Касымов регулирует движение на одной из пострадавших после землетрясения улиц города, где проходит расчистка завалов. Автор неизвестен

Даже от шагов треснувшие стены, глиняные заборы и потолки вздрагивают. Домики лепились друг к другу, как гнезда ласточек.

На одной из улиц Ташкента.  27 апреля, 1966 г. Автор фото: Виктор Чернов
На одной из улиц Ташкента. 27 апреля, 1966 г. Автор фото: Виктор Чернов

Будь толчок выше на половину балла, эти дома в десять секунд стали бы грудой мусора и жертв было бы — не сосчитать.

К счастью, дома остались стоять, но почти на каждом надо вешать табличку: «Не подходить, дом аварийный». Груды необожженного кирпича, упавшие трубы и печи, упавшие стены. Местами табличка «Не подходить…» ограждает целый квартал. Повторные толчки добавляют новые разрушения.

Район Кашгарки, где я с трудом нахожу дорогу по заваленным улочкам, годен только на то, чтобы бульдозером сгрести все в кучу и вывезти.

Статистика такова: пострадало более двадцати восьми тысяч домов. Из них более двухсот — детские учреждения, около двухсот — больницы, медпункты и поликлиники. Сто восемьдесят учебных заведений лишились зданий.

Но потрясают не эти дорогие потери. Болью сжимается сердце возле маленьких домиков. Вот мать с оглядкой, боясь прикоснуться к стенам, выносит из развалин ящик с посудой. Сынишке, который шагнул вслед за ней, женщина кричит, обернувшись:

— Не подходи, не подходи!..

— Ну скажите хоть что-нибудь…

— этот вопрос обращен ко мне

— незнакомому человеку.

Что сказать потерявшему кров? Будь он один, легче было бы успокоить. Сейчас человеческая беда — одна на всех. И утешение — одно на всех: «Все живы?..

Дом не надо жалеть. Два-три года — будет новый Ташкент.

Со всех сторон идет помощь…»

-21

— Ну, а толчки, неужели не прекратятся эти толчки? Я не могу спать, и мальчишка не спит…

— Женщина за руку уводит мальчишку в палатку и уже там гремит побитой посудой…

Жительницы города Ташкента стоят на развалинах дома, разрушенного во время землетрясения.  Автор: В. Чернов.
Жительницы города Ташкента стоят на развалинах дома, разрушенного во время землетрясения. Автор: В. Чернов.

Палатки, палатки. В парках целые городки.

На улицах — новые улицы из палаток. Больше десяти тысяч палаточных «домов». Тут же и магазин в палатке.

Тут же столовая — под открытым небом кипит шурпа, дымится плов в большом черном котле.

Ликвидация последствий разрушительного землетрясения в Ташкенте в 1966 году. Повар готовит обед для потерявших кров людей.  Автор: Георгий Зельма.
Ликвидация последствий разрушительного землетрясения в Ташкенте в 1966 году. Повар готовит обед для потерявших кров людей. Автор: Георгий Зельма.

Мальчишка на детском велосипеде. Студентка с санитарной сумкой сидит на табуретке, урывками читает тетрадку с лекциями. Дымит самовар у одной из палаток.

Ташкент. 1966 г. Троллейбус №11 (Катартал-ЦУМ)  и палаточный городок на улице Гоголя.  Автор фото: Эдуард Максович Пенсон
Ташкент. 1966 г. Троллейбус №11 (Катартал-ЦУМ) и палаточный городок на улице Гоголя. Автор фото: Эдуард Максович Пенсон

По обломку доски стучит домино. Школьница с кипою телеграмм ищет новый ей «дом № 17».

Студенты помогают грузить на машины житейский скарб. Размеры беды и забот огромны. Ошеломляет спокойствие, с каким люди обернули лицо к беде.

Ликвидация последствий разрушительного землетрясения 1966 года в Ташкенте. Военнослужащий Иван Суров во время работ по разбору завалов.  Автор: Георгий Зельма
Ликвидация последствий разрушительного землетрясения 1966 года в Ташкенте. Военнослужащий Иван Суров во время работ по разбору завалов. Автор: Георгий Зельма

Я помню пожары в деревне. Одна соломенная крыша горит — плач, суета, паника. Тут же более ста тысяч людей одновременно остались без крыши, и нет даже следов неразберихи и паники, хотя каждый день город слышит десяток, а то и более новых толчков. Город не утратил даже привычного ритма. Работают все до единого предприятия.

Бригадиры строительных бригад из Киева обсуждают план предстоящих работ по ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте.  Автор Г. Зельма
Бригадиры строительных бригад из Киева обсуждают план предстоящих работ по ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте. Автор Г. Зельма
Пионерский лагерь в Ташкенте, организованный спустя некоторое время после землетрясения.  Автор Г. Зельма
Пионерский лагерь в Ташкенте, организованный спустя некоторое время после землетрясения. Автор Г. Зельма

В театрах идут спектакли. Состоялись все календарные футбольные встречи. На редкость многолюдной была первомайская демонстрация.

У одной из палаток за улицей Лахути я познакомился с молодоженами. Мухаммед Нариманов и Люба Колесниченко только что расписались.

— Может быть, стоило подождать?

Я сразу же пожалел о вопросе, потому что ответ был простым и мудрым:

— Подождать? Почему подождать? Мы же раньше наметили. Если поладим сейчас — в другое время сумеем поладить.

Во Дворце бракосочетаний я получил справку: состоялись все свадьбы, назначенные на эти последние десять дней. Беда не разъединила. Беда соединила людей.

___________________________________________________________

Конец первой части! Спасибо, что дочитали до конца.
Вторая часть, уже завтра.

Понравилась публикация?

Поддержите нас лайком и подписывайтесь на эксклюзивные публикации о Ташкенте.

Мы в Facebook
Мы в Instagram
Мы в Telegram
Мы в Tik-tok

Tashkent Retrospective 2021 ©

Перепечатка на других страницах Yandex-Дзен не рекомендуется, после жалобы вы можете потерять свой профиль.

Прямые репосты в соцсетях приветствуются. В других случаях обязательно указывайте активную ссылку на источник.