Найти тему
Достаточность

Как поставить хорошую цель? Узнаем главную ошибку!

В прошлой статье речь шла о главных составляющих успеха и коротко была затронута тема целей. Сегодня я хочу уделить целям больше внимания. Рассмотрим основные характеристики хорошей цели, а также узнаем о главной ошибке, которая мешает многим прийти к результату.

Скорее всего, все уже хотя бы раз слышали о таком понятии как SMART цель. Составляющие аббревиатуры SMART и есть характеристики хорошей цели.

Расшифровка SMART:

S (Specific) - Конкретная. В первую очередь цель должна быть конкретна. “Хочу похудеть” - это не конкретная цель. “Хочу похудеть и влезть в старые джинсы” - уже вариант лучше. Суть в том, что конкретика помогает нам внести ясность, например, что мы подразумеваем под похудением.

M (Measurable) - Измеримая. Здесь мы задаем критерий, по которому мы легко определим достигнута ли цель или нет, а также, если план перевыполнен, то сможем оценить насколько, или, в случае отставания, тоже сможем понять насколько мы приблизились. Для нашего примера это будет так: “Хочу похудеть на 5 килограмм и влезть в старые джинсы”.

A (Attainable) - Достижимая. Цель должна быть достижима иначе мы быстро потеряем к ней интерес. У вас должно быть достаточно ресурсов (физических, психологических, материальных, интеллектуальных и т.д.), чтобы добиться поставленной цели. Допустим цель “Похудеть на 5 килограмм и влезть в старые джинсы”, но мы не готовы выделять время под реализацию этой цели или не хотим в принципе ничего менять, то достижение цели становится весьма сомнительным.

Очень часто эту характеристику не учитывают при постановке финансовых целей. Например, человек хочет накопить на машину за полгода, при этом хочет машину за 1 миллион, а зарабатывает 20-30 тыс. рублей. Естественно ресурсов в этой ситуации явно не достаточно. Да, можно фантазировать, что вы увеличите доход втрое, но важно исходить из реального положения вещей. То есть цель должна быть реалистична.

R (Relevant) - Актуальная. Здесь подразумевается, что цель должна соотноситься с вашими приоритетами в целом. Не должно возникать конфликта интересов и целей, потому что в лучшем случае одна цель будет тормозить другую, в худшем, вы не добьетесь ни одной из поставленных целей. Вернемся к примеру “Похудеть на 5 килограмм и влезть в старые джинсы”. Если вы параллельно с этим хотите стать чемпионом в конкурсе по поеданию бургеров и выпиванию пива, то рискну предположить, добьетесь вы чего-то одного, либо вообще ничего.

А что с финансовыми целями? Например, человек хочет купить машину и в то же время хочет поехать в отпуск. Будет целесообразно все взвесить и выбрать один из вариантов стратегии:

  • сначала одна цель, потом другая
  • снижаем уровень притязаний по одной или по обеим целям
  • выделяем из бюджета под каждую цель определенную сумму, здесь либо мы корректируем сроки реализации, либо снижаем уровень притязаний, а может быть и то и другое сразу

T (Time-bound) - Ограниченная во времени. Очень важно при постановке цели закладывать сроки ее реализации. С одной стороны, это будет дополнительно стимулировать, с другой, спустя какое-то время вы сможете оценить адекватность поставленной цели и выбранных условий. Это СУПЕР ВАЖНО. Нет ничего страшного, если вы ошиблись и переоценили свои силы и возможности. Вам всего лишь нужно внести корректировку. Поэтому цель “Похудеть на 5 килограмм и влезть в старые джинсы” все еще плохая цель. Вариант “Похудеть на 5 килограмм в течение 2 месяцев и влезть в старые джинсы” уже лучше.

Использование всех критериев в постановке целей позволяет сформулировать хорошую цель, а также в процессе ее достижения делать переоценку и вносить корректировки. При этом мы можем выбирать исходя из наших приоритетов, где внести корректировку. Например, мы можем изменить часть касающуюся измеримости или ограниченности во времени.

Также SMART цели являются хорошим способом диагностировать самих себя. Например, мы ставим цели и легко их добиваемся, перевыполняем план, достигаем цель раньше намеченного срока. Можно сделать вывод, что мы не развиваемся, ставим планку слишком низко тем самым обманываем себя и играем на чувство собственного величия. А может быть наоборот, к намеченному сроку мы сделали только половину или меньше. Здесь два варианта, либо мы ленились, либо неадекватно оценили свои возможности.

В идеале должно быть примерно так. Достижение цели не дается легко, вы прилагаете усилия, стараетесь, а полученный результат где-то рядышком с намеченным планом.

А что же насчет главной ошибки?

На мой взгляд, здесь все связано с одной человеческой особенностью - мы не любим и не хотим ждать. Мы не готовы отсрочивать удовлетворение потребностей и желаний. Поэтому, когда встает вопрос о покупке нового смартфона или компьютера или машины, многие предпочтут не ждать, а взять кредит.

Мы хотим результат и не хотим преодолевать путь до результата. Всё усугубляется когда мы ставим большую цель. Например, у вас на счете 0 рублей, а вы ставите цель накопить миллион. Цель кажется невероятной, недостижимой, ужасающей, пугающей. Здесь и кроется главная ошибка: мы концентрируемся на результате, а не на регулярных действиях.

Стоит сместить акцент с результата на конкретные регулярные действия, произойдет чудесная трансформация - ваша большая цель разобьется на множество маленьких, достижение которых вполне реально. Существует даже такая фраза “Съесть слона по кусочкам”.

В достижении целей, особенно больших целей, нужно руководствоваться этим правилом: разделяем большую цель на отдельные шаги (отдельные микроцели) и концентрируемся на регулярных действия. Давайте рассмотрим пример.

На нашем счете 0 рублей, мы хотим накопить миллион. Мы начинаем совершать регулярные действия - откладываем 10 000 ежемесячно. Но продолжаем концентрироваться на результате (на миллионе).

Результат: мы начинаем себя гнобить, что мы движемся слишком медленно, мы переоценили себя, что так долго терпеть нельзя и, спустя полгода, снимаем всё со счета и покупаем новый iphone. Мы покупаем его не потому что он нам нужен, а потому что нам нужно чувствовать, что мы чего-то добились, что мы успешны и чего-то стоим. Однако, основная наша цель провалена - это фиаско, братан!

Но вы сместили акцент с результата на конкретные действия. Вы решили, что ключевое действие - откладывать 10 000 в месяц. Вы даже нарисовали карту на ближайший год, где отмечены 12 полей (это шаг на каждый месяц). Теперь когда вы выполняете ключевое действие, вы зачеркиваете это поле, вы видите, что вы успешны, вы достигли промежуточной цели, вы справились, вы крутой, вы чего-то стоите и даже можете захотеть попробовать сделать в два раза больше к следующей отметке.

Спустя год вы можете провести анализ, на сколько легко вам далось пройти эти 12 шагов. Если вы 6-8 раз делали в два раза больше, то можно поднять планку регулярного действия с 10 000, например, до 15 000. Вы начинаете думать в терминах возможностей, а не причин, по которым вам не удастся достичь своей цели.

Спасибо, что дочитали до конца.

Напишите в комментариях часто ли вам удается ставить SMART цели, если нет, то какую характеристику вы упускаете и мешает ли вам ошибка зацикленности на результате?

Не бойтесь ставить большие цели, концентрируйтесь на регулярных действиях и у вас все получится!

Чтобы не пропустить новые полезные статьи, обязательно подписывайтесь на канал и делитесь статьями с друзьями.