7В предыдущих постах (ссылки - ниже) я рассказывала, как мне попалась некомпетентная психолог, которая, будь я менее опытным "клиентом", скорее навредила бы, чем помогла.
Так что делюсь своими "лайфхаками" из личного опыта походов к психологам.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Несколько подсказок, которые, надеюсь, кому-то окажутся полезной "подстраховкой" при общении с новым психологом, в качестве работы\подходящести которого вы не уверены.
1. Обращайте внимание на мелкие детали. Даже на необъяснимые реакции организма - "нравится\не нравится". Если психолог вам с первого взгляда не понравился\не располагает к себе, тем более если хлопает вас по коленке от избытка эмоций - что-то тут не то.
2. Соблюдение формальной дистанции. Никакого "ты"канья, если вы сами об этом не попросили. Во многих психологических центрах, насколько знаю, "ты"канье в принципе запрещено. Если вам "ты"кают - повод насторожиться. И, конечно, никаких "Машундра" или "Вован!"
3. Обращайте внимание на обороты вроде "все потому, что ты\вы...", "а что вы хотели, если вы..." (и дальше - перечень обвинений). ЛЮБЫЕ обвинения = "тут что-то не то". Как и "вам следовало..." Психолог должен наводить на мысли, а не раздавать ЦУ.
4. Ну и, как и в моем случае, - может быть, имеет смысл к новому специалисту прийти с каким-нибудь довольно простым запросом, без решения которого вы вполне проживете: например, "что мне мешает перестать каждое утро пинать жестяное ведро в прихожей? Жена ругается".
Хороший психолог с высокой вероятностью поможет разобраться в этом вопросе за один сеанс. Помог? Хорошо. Не справился? Ничего страшного. Обвинил вас во всех грехах смертных? Психолога этого - в сад.
5. Хорошие\плохие психологи - увы, 50х50 (соотношение имею в виду). Но в антикризисных центрах, как правило, почти все специалисты ооочень хороши: там такие, как Мариванна, не задерживаются, и слава богу. Но чтобы попасть на бесплатный прием в антикризисный центр - у вас должны быть очень веские основания, причем из разряда таких травмирующих событий, которых лучше бы ни в чьей жизни не случалось.
Дополнения\уточнения, на случай возможных вопросов.
Уточню, что я имею некоторый опыт обращения к психологам, но не скажу, что огромный.
"Сезонами" и тем более годами не хожу - не считаю это целесообразным: из моего сугубо личного (!) опыта, если за 2-3-5, максимум 10 сеансов проблема не решена/существенно не облегчена (потому что есть тяжелые травмы, изменившие всю жизнь, вроде многолетнего насилия в семье и т.д., когда действительно месяцами-годами с психологом "выкарабкиваешься") - то либо психолог категорически не подходит, либо он(а) - непрофессионал. Но, опять же, из личного опыта - "подходит" или "не подходит" было видно ВСЕГДА с самой первой сессии. В смысле, "есть контакт+после первого же часа немного полегчало" = психолог, скорее всего, ок. "Тебя не слышат\чувствуешь себя хуже чем когда пришел = надо отсюда бежать.
Еще один момент: до сих пор обращалась только к бесплатным психологам. Число б\п сессий в таких психологических службах чаще всего лимитировано, но более чем хватало двух-трех, чтобы решить какую-то серьезную проблему и на пару лет о психологах забыть.
ПЛЮС бесплатных служб, по сути, один: можно "попробовать" специалиста, не потратив ни копейки.
МИНУС бесплатных служб - нет возможности выбора: кого предоставили, того предоставили. Качество специалиста\гарантия успешности терапии - 50\50 (у меня примерно такое соотношение и получилось, если просуммировать все визиты и обобщить опыт).
Зато если уж специалист понравился, то можно разжиться контактом и дальше ходить к нему уже за плату, даже если он уволится, ибо в качестве уже не сомневаешься.
Еще по теме психологии: "Если собеседование назначено онлайн, на деловую этику можно плевать"
Больше историй о сервисе и обслуживании - в моем блоге; подписывайтесь, чтобы не пропустить интересное!
И спасибо за лайки!