Найти тему
История войн и оружия

Авиационные группировки ВВС Красной Армии и люфтваффе перед сражением на Курской дуге в 1943 г.

Группировка советской авиации к июлю 1943 г. на Курской дуге была значительно усилена. С учетом 2-й, 16-й и 17-й воздушных армий, авиации ПВО и авиации дальнего действия имелось 3 900 самолетов. Немцы располагали 2 300 самолетами. Таким образом, советская авиация без резервов превосходила немецкую в 1,7 раза.

Готовили к боям 15-ю воздушную армию Брянского фронта, 5-ю воздушную армию Степного военного округа и ряд отдельных соединений.

Советская авиационная промышленность клепала самолеты как горячие пирожки и выпускала больше машин, чем немецкая.

За апрель, май и июнь было выпущено - 3 394 истребителей, 2 838 штурмовиков, 1 101 бомбардировщиков. Всего военных выпустили 7 333, всех типов 8 637. Принято военной приемкой 8 379.

На общих возможностях ВВС КА позитивно сказались небольшие серии разведчика на базе Пе-2, корректировщика на базе Ил-2, учебного самолета на базе Як-7, Ил-2 и Пе-2.

Нарком авиапрома Шахурин посчитал, что напряженные бои за господство в воздухе повлекут за собой потери, потребовал в июне 1943 г. выпускать 50 истребителей в сутки. Предполагали снизить трудозатраты при производстве самолетов. Но тут вмешалась немецкая авиация, которая в ночь на 24 июня разбила авиазавод № 292 в Саратове, что привело к недополучению частями ВВС КА примерно 800 Як-1.

Тем не менее части ВВС КА были пополнены и началось активное формирование авиакорпусов и авиадивизий резерва Ставки ВГК (Верховного Главнокомандования). Использование этих резервов позволяло наращивать боевые возможности воздушных армий во время проведения важнейших операций.

-2

В мае закончилась подготовка 10 авиакорпусов резерва ВГК. Причем они постепенно переформировывались в истребительные или штурмовые. 1-й штурмовой авиакорпус 22 июня 1943 г. получил в свой состав истребительную авиадивизию, а 299-я и 224-я штурмовые авиадивизии насчитывали по 5 штурмовых полков, приближаясь по боевому составу к уровню корпуса.

За счет резервов за три месяца численный состав советских объединений в районе Курского выступа вырос почти вдвое.

Особенно мощными были армии Красовского и Руденко, предполагалось, что им придется вынести основную тяжесть борьбы с люфтваффе, когда немцы перейдут в наступление.

На 1 июля 1943 г. в 16-й воздушной армии было 455 истребителей, из них 71 неисправных, штурмовиков - 241/28, дневных бомбардировщиков - 260/14, ночных бомбардировщиков - 74/2, разведчиков - 4/2. Всего - 1034/117.

Во 2-й воздушной армии было: истребителей - 389/85, штурмовиков - 276/23, дневных бомбардировщиков - 172/18, ночных бомбардировщиков - 34/15, разведчиков - 10/8. Итого - 881/149.

В 17-й воздушной армии было: истребителей - 163/43, штурмовиков - 239/27, дневных бомбардировщиков - 76/2, ночных бомбардировщиков - 60/1, разведчиков - 14/10. Итого - 538/73.

Всего во всех армиях было: истребителей - 1007/199, штурмовиков - 756/78, дневных бомбардировщиков - 508/34, ночных бомбардировщиков - 122/18, разведчиков - 28/20. Всего 2421/349.

-3

В авиации дальнего действия (АДД) согласно решению ГКО 30 апреля 1943 г. начали развертывать 8 авиационных корпусов на базе имеющихся 11 дивизий АДД. К тому времени у "дальников" было около 700 бомбардировщиков, через два месяца их стало 740, в том числе 512 исправных. Из подготовленных к 1 июля 690 экипажей АДД 626 были способны выполнять задания ночью, в битве на Орловско-Курской дуге приняли участи 26 из 34 имевшихся авиаполков.

Наиболее важные объекты в тылу Курского выступа защищали воины Воронежско-Борисоглебского, Ряжско-Тамбовского, Харьковского корпусных районов ПВО.

Препятствовали действиям немцких самолетов пилоты 101-й, 36-й и 310-й иад. ГКО постоянно усиливал силы ПВО, так Воронежско-Борисоглебский дивизионный район, 5 июня развернули в Воронежский корпусной, а 101-ю истребительную авиадивизию в 9-й истребительный авиакорпус ПВО.

В тылу Центрального и Воронежского фронтов имелось 9 зенитных артполков, 14 отдельных зенитных артдивизионов, 5 полков зенитных пулеметов, 4 прожекторных батальона, 1 полк и 7 батальонов ВНОС, 31 отдельный бронепоезд, а также другие части и подразделения ПВО. Здесь работали 12 авиаполков ПВО, в них было 280 истребителей и один разведчик.

Из тыла поступало большое количество самолетов, что позволило формировать не только новые части и соединения, но и объединения. В частности, 15-я воздушная армия к маю насчитывала 250 самолетов, с учетом У-2, а через месяц уже располагал 856 самолетами. Большое внимание уделялось вопросам материально-технического и аэродромного обслуживания. Расширили радиосеть, увеличили численность ремонтных органов. Все это позволило объединению успешно готовиться к боевым действиям.

Германское командование также интенсивно готовило авиацию к участию в крупном наступлении. Во втором квартале 1943 г. авиапромышленность третьего рейха ежемесячно выпускала больше 2 000 самолетов всех типов. Выпуск пикировщиков Ю-87 в марте 1943 г. удвоился относительно конца предыдущего года и превысил 200 машин, с учетом отремонтированных. Благодаря работе заводов удалось нарастить численность соединений боевой и учебной авиации. В конце марта немцы располагали 6 434 самолетами разных типов, а в конце июня уже 7 089 машинами. Впервые с начала Второй мировой войны удалось преодолеть отметку в 7 000 самолетов. Число самолетов, действующих на Востоке, практически не менялось, но накануне наступления здесь оказалось чуть менее половины от общего числа.

-4

Облегчало положение на советских войск распыление авиации между Восточным фронтом, Средиземноморьем и Западной Европой. Для того, чтобы отражать налеты союзной авиации немцы сформировали истребительную эскадру ПВО Германии и отозвали с Востока три истребительные группы на Ме-109 и Ме-110. Генштаб люфтваффе фактически не имел резервов для переброски на Восточный фронт. Пришлось обходиться своими силами.

К началу весны германское командование восполнило потери понесенные в зимних боях и смогло активизировать борьбу за стратегическое господство в воздухе. Почти два месяца шли ожесточенные сражения над Кубанью. В отдельные дни люфтваффе выполняли 2 500 вылетов на всем фронте, что получалось благодаря вернувшимся после отдыха и пополнения авиагруппам, в ряде случаев произошло перевооружение новыми самолетами.

-5

Из 46 авиагрупп 37 были готовы поддержать немецкое наступление. Германское командование оголило фланги Восточного фронта и сосредоточило почти все боеспособные группы истребителей, бомбардировщиков, пикировщиков и штурмовиков у северного и южного оснований Орловско-Курского выступа.

На Тамани осталась только истребительная группа II/JG52 с отрядом словаков, не считая разведчиков, легких ночных штурмовиков и вспомогательной авиации. Под Ленинградом действовали два отряда группы II/JG54, третий отряд поступил в распоряжение штаба 4-й авиадивизии в окрестностях Смоленска. Немцы считали, что возможен удар советских ВВС на северном фланге группы армий "Центр" и готовились перебросить сюда часть авиации и парировать угрозу.

К середине июня на Миусе началось развертывание румынского авиакорпуса, он должен был прикрыть на участке 4-го авиакорпуса (Донбасс).

Севернее Ленинграда немцы предпринимали попытки активизировать в начале июля действия финской авиации, таким образом союзникам Германии, авиапарк которых был перевооружен почти полностью на немецкую технику, отводилось заметное место в планах люфтваффе.

Задействовали 2-ю венгерскую авиабригаду полковника Илля, в которой была группа истребителей и двухмоторных бомбардировщиков, плюс по отряду ближних и дальних разведчиков, связное и транспортное подразделение. Она была включена в состав 8-го авиакорпуса и должна была вступить в бой с первых часов битвы. Были даже 18 испанских добровольцев, входивших в состав 51-й истребительной эскадры.

Но роль авиации немецких союзников в Курской битве не следует переоценивать.

-6

Вся авиационная группировка была огромна. Действия 9-й армии должны были поддерживать 730 самолетов 1-й авиадивизии 6-го воздушного флота, а наступление 4-й танковой армии и армейской группы "Кемпф" - 8-й авиакорпус 4-го воздушного флота, который насчитывал 1 100 самолетов. По материалам генерал-квартирмейстера на 30 июня 1943 г. в 1-й авиадивизии было 738, а в 8-м авиакорпусе - 1 043 боевые машины.

Кроме того, штабам воздушных флотов (4-го и 6-го) подчинялись дальние разведчики, подразделения ночных штурмовиков и планерные части. Под управлением 6-го воздушного флота находились ночное истребительное звено V/NJG5 (по 50 самолетов), которое было переброшено на центральное направление Восточного фронта. Три транспортные группы (I, II/TG3, II/TG4) и транспортный отряд 6-го ВФ (всего 167 Ju.52), санитарный и связной отряды.

Все самолеты задействованные в "Цитадели", всего немцы на обоих флангах применили около 1 100 самолетов, не считая 80 венгерских самолетов.

-7

В середине апреля на аэродромах Орла и Брянска базировалось 13 авиагрупп, в том числе две разведывательные. В оперативном отделе штаба группы армий "Центр" решили усилить авиационные силы. В итоге численность самолетов 1-й авиадивизии возросла с 506 на 31 мая 1943 г. до 738 машин на 30 июня. Почти вдвое возросло количество двухмоторных бомбардировщиков и ближних разведчиков.

Но начальник штаба 6-го воздушного флота полковник Клесс полагал, что все требования воздушных флотов по пополнению эскадр личным составом и материальной частью были не удовлетворены. Малочисленными были к началу июля группы III/KG1, I/KG27, III/KG51, III/KG53. Хотя большинство авиагрупп довели почти до штатной численности.

Спасибо за прочтение.

Источник: Хазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. — М., 2004.