Группировка советской авиации к июлю 1943 г. на Курской дуге была значительно усилена. С учетом 2-й, 16-й и 17-й воздушных армий, авиации ПВО и авиации дальнего действия имелось 3 900 самолетов. Немцы располагали 2 300 самолетами. Таким образом, советская авиация без резервов превосходила немецкую в 1,7 раза.
Готовили к боям 15-ю воздушную армию Брянского фронта, 5-ю воздушную армию Степного военного округа и ряд отдельных соединений.
Советская авиационная промышленность клепала самолеты как горячие пирожки и выпускала больше машин, чем немецкая.
За апрель, май и июнь было выпущено - 3 394 истребителей, 2 838 штурмовиков, 1 101 бомбардировщиков. Всего военных выпустили 7 333, всех типов 8 637. Принято военной приемкой 8 379.
На общих возможностях ВВС КА позитивно сказались небольшие серии разведчика на базе Пе-2, корректировщика на базе Ил-2, учебного самолета на базе Як-7, Ил-2 и Пе-2.
Нарком авиапрома Шахурин посчитал, что напряженные бои за господство в воздухе повлекут за собой потери, потребовал в июне 1943 г. выпускать 50 истребителей в сутки. Предполагали снизить трудозатраты при производстве самолетов. Но тут вмешалась немецкая авиация, которая в ночь на 24 июня разбила авиазавод № 292 в Саратове, что привело к недополучению частями ВВС КА примерно 800 Як-1.
Тем не менее части ВВС КА были пополнены и началось активное формирование авиакорпусов и авиадивизий резерва Ставки ВГК (Верховного Главнокомандования). Использование этих резервов позволяло наращивать боевые возможности воздушных армий во время проведения важнейших операций.
В мае закончилась подготовка 10 авиакорпусов резерва ВГК. Причем они постепенно переформировывались в истребительные или штурмовые. 1-й штурмовой авиакорпус 22 июня 1943 г. получил в свой состав истребительную авиадивизию, а 299-я и 224-я штурмовые авиадивизии насчитывали по 5 штурмовых полков, приближаясь по боевому составу к уровню корпуса.
За счет резервов за три месяца численный состав советских объединений в районе Курского выступа вырос почти вдвое.
Особенно мощными были армии Красовского и Руденко, предполагалось, что им придется вынести основную тяжесть борьбы с люфтваффе, когда немцы перейдут в наступление.
На 1 июля 1943 г. в 16-й воздушной армии было 455 истребителей, из них 71 неисправных, штурмовиков - 241/28, дневных бомбардировщиков - 260/14, ночных бомбардировщиков - 74/2, разведчиков - 4/2. Всего - 1034/117.
Во 2-й воздушной армии было: истребителей - 389/85, штурмовиков - 276/23, дневных бомбардировщиков - 172/18, ночных бомбардировщиков - 34/15, разведчиков - 10/8. Итого - 881/149.
В 17-й воздушной армии было: истребителей - 163/43, штурмовиков - 239/27, дневных бомбардировщиков - 76/2, ночных бомбардировщиков - 60/1, разведчиков - 14/10. Итого - 538/73.
Всего во всех армиях было: истребителей - 1007/199, штурмовиков - 756/78, дневных бомбардировщиков - 508/34, ночных бомбардировщиков - 122/18, разведчиков - 28/20. Всего 2421/349.
В авиации дальнего действия (АДД) согласно решению ГКО 30 апреля 1943 г. начали развертывать 8 авиационных корпусов на базе имеющихся 11 дивизий АДД. К тому времени у "дальников" было около 700 бомбардировщиков, через два месяца их стало 740, в том числе 512 исправных. Из подготовленных к 1 июля 690 экипажей АДД 626 были способны выполнять задания ночью, в битве на Орловско-Курской дуге приняли участи 26 из 34 имевшихся авиаполков.
Наиболее важные объекты в тылу Курского выступа защищали воины Воронежско-Борисоглебского, Ряжско-Тамбовского, Харьковского корпусных районов ПВО.
Препятствовали действиям немцких самолетов пилоты 101-й, 36-й и 310-й иад. ГКО постоянно усиливал силы ПВО, так Воронежско-Борисоглебский дивизионный район, 5 июня развернули в Воронежский корпусной, а 101-ю истребительную авиадивизию в 9-й истребительный авиакорпус ПВО.
В тылу Центрального и Воронежского фронтов имелось 9 зенитных артполков, 14 отдельных зенитных артдивизионов, 5 полков зенитных пулеметов, 4 прожекторных батальона, 1 полк и 7 батальонов ВНОС, 31 отдельный бронепоезд, а также другие части и подразделения ПВО. Здесь работали 12 авиаполков ПВО, в них было 280 истребителей и один разведчик.
Из тыла поступало большое количество самолетов, что позволило формировать не только новые части и соединения, но и объединения. В частности, 15-я воздушная армия к маю насчитывала 250 самолетов, с учетом У-2, а через месяц уже располагал 856 самолетами. Большое внимание уделялось вопросам материально-технического и аэродромного обслуживания. Расширили радиосеть, увеличили численность ремонтных органов. Все это позволило объединению успешно готовиться к боевым действиям.
Германское командование также интенсивно готовило авиацию к участию в крупном наступлении. Во втором квартале 1943 г. авиапромышленность третьего рейха ежемесячно выпускала больше 2 000 самолетов всех типов. Выпуск пикировщиков Ю-87 в марте 1943 г. удвоился относительно конца предыдущего года и превысил 200 машин, с учетом отремонтированных. Благодаря работе заводов удалось нарастить численность соединений боевой и учебной авиации. В конце марта немцы располагали 6 434 самолетами разных типов, а в конце июня уже 7 089 машинами. Впервые с начала Второй мировой войны удалось преодолеть отметку в 7 000 самолетов. Число самолетов, действующих на Востоке, практически не менялось, но накануне наступления здесь оказалось чуть менее половины от общего числа.
Облегчало положение на советских войск распыление авиации между Восточным фронтом, Средиземноморьем и Западной Европой. Для того, чтобы отражать налеты союзной авиации немцы сформировали истребительную эскадру ПВО Германии и отозвали с Востока три истребительные группы на Ме-109 и Ме-110. Генштаб люфтваффе фактически не имел резервов для переброски на Восточный фронт. Пришлось обходиться своими силами.
К началу весны германское командование восполнило потери понесенные в зимних боях и смогло активизировать борьбу за стратегическое господство в воздухе. Почти два месяца шли ожесточенные сражения над Кубанью. В отдельные дни люфтваффе выполняли 2 500 вылетов на всем фронте, что получалось благодаря вернувшимся после отдыха и пополнения авиагруппам, в ряде случаев произошло перевооружение новыми самолетами.
Из 46 авиагрупп 37 были готовы поддержать немецкое наступление. Германское командование оголило фланги Восточного фронта и сосредоточило почти все боеспособные группы истребителей, бомбардировщиков, пикировщиков и штурмовиков у северного и южного оснований Орловско-Курского выступа.
На Тамани осталась только истребительная группа II/JG52 с отрядом словаков, не считая разведчиков, легких ночных штурмовиков и вспомогательной авиации. Под Ленинградом действовали два отряда группы II/JG54, третий отряд поступил в распоряжение штаба 4-й авиадивизии в окрестностях Смоленска. Немцы считали, что возможен удар советских ВВС на северном фланге группы армий "Центр" и готовились перебросить сюда часть авиации и парировать угрозу.
К середине июня на Миусе началось развертывание румынского авиакорпуса, он должен был прикрыть на участке 4-го авиакорпуса (Донбасс).
Севернее Ленинграда немцы предпринимали попытки активизировать в начале июля действия финской авиации, таким образом союзникам Германии, авиапарк которых был перевооружен почти полностью на немецкую технику, отводилось заметное место в планах люфтваффе.
Задействовали 2-ю венгерскую авиабригаду полковника Илля, в которой была группа истребителей и двухмоторных бомбардировщиков, плюс по отряду ближних и дальних разведчиков, связное и транспортное подразделение. Она была включена в состав 8-го авиакорпуса и должна была вступить в бой с первых часов битвы. Были даже 18 испанских добровольцев, входивших в состав 51-й истребительной эскадры.
Но роль авиации немецких союзников в Курской битве не следует переоценивать.
Вся авиационная группировка была огромна. Действия 9-й армии должны были поддерживать 730 самолетов 1-й авиадивизии 6-го воздушного флота, а наступление 4-й танковой армии и армейской группы "Кемпф" - 8-й авиакорпус 4-го воздушного флота, который насчитывал 1 100 самолетов. По материалам генерал-квартирмейстера на 30 июня 1943 г. в 1-й авиадивизии было 738, а в 8-м авиакорпусе - 1 043 боевые машины.
Кроме того, штабам воздушных флотов (4-го и 6-го) подчинялись дальние разведчики, подразделения ночных штурмовиков и планерные части. Под управлением 6-го воздушного флота находились ночное истребительное звено V/NJG5 (по 50 самолетов), которое было переброшено на центральное направление Восточного фронта. Три транспортные группы (I, II/TG3, II/TG4) и транспортный отряд 6-го ВФ (всего 167 Ju.52), санитарный и связной отряды.
Все самолеты задействованные в "Цитадели", всего немцы на обоих флангах применили около 1 100 самолетов, не считая 80 венгерских самолетов.
В середине апреля на аэродромах Орла и Брянска базировалось 13 авиагрупп, в том числе две разведывательные. В оперативном отделе штаба группы армий "Центр" решили усилить авиационные силы. В итоге численность самолетов 1-й авиадивизии возросла с 506 на 31 мая 1943 г. до 738 машин на 30 июня. Почти вдвое возросло количество двухмоторных бомбардировщиков и ближних разведчиков.
Но начальник штаба 6-го воздушного флота полковник Клесс полагал, что все требования воздушных флотов по пополнению эскадр личным составом и материальной частью были не удовлетворены. Малочисленными были к началу июля группы III/KG1, I/KG27, III/KG51, III/KG53. Хотя большинство авиагрупп довели почти до штатной численности.
Спасибо за прочтение.
Источник: Хазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. — М., 2004.