Найти тему
Василисины размышления

Эсминцы проекта 7. Трудное рождение легенды советского флота.

Вспоминаем о легенде советского судостроения, эсминцах серии "Гневный" или "проекте 7". Одном из самых быстрых надводных кораблей, созданным в кратчайшие сроки перед Второй Мировой войной.

Давно у нас не было статей на военно-морскую тему. Строимся в ряды, готовим боевые тапки и самонаводящиеся помидоры!

В статье «38 узлов» речь шла о дореволюционных эсминцах серии "Новик". Но каждый второй комментатор напоминал о более известных рекордсменах скорости - эсминцах серии "Гневный" или "проекте 7". Хотя в контекст знаменитой песни они не укладывались по историческому периоду, было видно, что интерес к этой легенде флота огромный.

"Семерки" - более поздний, нежели "Новики", уже советский проект. Разрабатывались и изготавливались они в 1930-х в Ленинграде.

В период между первой и второй мировой войнами в СССР велась активная работа по модернизации флота. Упор во многом делался на создание большого количества кораблей некрупных, подвижных, разнообразно вооруженных, способных быстро появляться в точке военных действий и уходить из нее после выполнения задачи. Не боевые слоны, а стая небольших зубастых хищников.

Судостроительные проектно-конструкторские бюро Ленинграда в конце 1920-х - начале 1930 разработали несколько серий небольших быстроходных кораблей: Сторожевики серий "Ураган" и "Бриллиант", тральщики "Фугас", лидеры эсминцев "Ленинград" (если читателям интересно, то потом о них расскажу).

Техзадание на новый корабль включало противоречивые сведения: нужно было совместить самое разнообразное вооружение, отличную маневренность и рекордно-высокую скорость. И при этом сделать корабль не слишком крупным и... недорогим. Ха-ха. И при этом на проектирование отводилось меньше полугода! А товарищ Стали шутить не любил...

Создать такой проект с нуля в короткие сроки невозможно. Модернизация проекта "Новик" и более позднего "Ленинграда" тоже не выглядела перспективной. Было принято решение изучить лучшие зарубежные образцы. Как ни странно, но капиталистическое окружение это разрешило! В 1933 году группа советских специалистов отправилась в командировку в Италию, на верфь "Ансальдо". Среди строящихся новейших эсминцев серий "Фольгоре" и "Маэстрале" и был выбран прототип.

Спешка в разработке, подготовке проектной документации и изготовлении опытных образцов к добру не привела. В сроки так и не уложились. Вместо постройки, вдумчивых испытаний и доработки опытного образца изготавливать по "сырым" чертежам стали сразу серию. Работы по постройке кораблей велись параллельно в Ленинграде, Николаеве, Комсомольске-на-Амуре и Владивостоке, при круглосуточной работе цехов.

В 1937-м году первые 14 кораблей не были приняты правительственной комиссией, проект был признан "вредительским", а конструкторская группа арестована. Ужасно, что были расстреляны несколько ведущих конструкторов-судостроителей, и это в условиях жесточайшего дефицита инженерных кадров. Готовые и недостроенные корабли предписывалось разобрать.

Однако после нарком тяжелой промышленности И.Ф.Тевосян убедил Сталина, что "семерку" можно доработать, а потребность в таких кораблях перед войной велика. В результате часть кораблей была достроена по исходному проекту 7, часть была модернизирована на вариант 7У.

Слабым местом "семерок" была недостаточная живучесть.

Во-первых, для достижения нужной скорости хода требовалось уменьшить сопротивление среды. Оно тем меньше, чем корабль "тоньше" (прошу прощения у специалистов за терминологию). В результате выбраны размерения корпуса: длина 109 м, ширина 10 м. Вот такая щучка, удлинение в 11 раз.

Вот такой вот длинненький и тоненький
Вот такой вот длинненький и тоненький
-2

Кроме того, корпус максимально облегчался. Все это иногда приводило к разлому корпуса на волне (так погиб в 1942 году "Сокрушительный").

Но самой большой проблемой "семерок" было крайне уязвимое размещение энергоустановки. Не вдаваясь в подробности, расположена она была так, что попадание торпеды или снаряда в любую из ее частей, а также в расположенный между котлами и турбинами склад снарядов приводило к полному выходу энергоустановки из строя.

Именно компоновкой наиболее уязвимых узлов и отличаются 7 и 7У. Литера "У" означала "улучшенный", хотя многие корабелы считали более правильным "ухудшенный". Мнение неоднозначное: изменение расположения энергоустановки дало некоторое уменьшение мощности, скорости хода и добавило проблем в обслуживании, но повысило живучесть.

Приемо-сдаточные испытания головного корабля серии "Гневного" проходили летом 1938 года. Во время них при штилевой погоде корабль показал максимальную скорость 39,83 узла - 73,8 км/ч. Разумеется, фактическая скорость в реальных боевых условиях была на 2-3 узла ниже, но все равно почти вдвое больше, чем у его целей, тяжеловооруженных кораблей и тихоходных транспортов. Даже походная крейсерская скорость у "семерок" была порядка 20-25 узлов или 37-45 км/ч.

Но и расход топлива был очень велик. Даже расчетное потребление топлива составляло 0,16 тонны на милю на экономичном ходу и 0,56 т/милю на полной скорости. При полной загрузке топливом (500 тонн) это давало запас хода в 3000 миль экономическим и всего 220 миль полным ходом.

Всего 220 миль! Т.е. только-только долететь из Ленинграда до Таллина, а вот до Риги уже может не хватить. А еще надо возвращаться на базу... Это сильно ограничивало боевые задачи кораблей, вынуждая пользоваться скоростным преимуществом только на коротких атаках.

Признанный слишком большим даже в теории, "аппетит" на испытаниях оказался выше процентов на пятнадцать. Из-за этого возникли терки между ведомствами, никто не хотел брать на себя ответственность. Все свалили на недостаточное качество топлива. На самом деле, были также выявлены и перегруз конструкции корабля, и огрехи в конструкции и работе механизмов. В результате в приемный акт внесли предельную дальность плавания 2720 миль экономходом (вместо 3000 расчетных), но и это было очень оптимистичным.

Вооружены "семерки" были буквально до зубов (увы, это добавляло проблем к и так перегруженной конструкции и некоторой хрупкости корпуса). На корабле были установлены 130-мм пушки, системы зенитные, крупнокалиберные пулеметы, торпедные аппараты, глубинные противолодочные бомбометы, системы постановки мин, а также противоминные тралы и система размагничивания.

Построенные на разных заводах эсминцы серий 7 и 7У в Великую Отечественную войну принимали участие в боевых действиях на Балтийском, Северном, Черном море и в Тихоокеанском регионе. До конца войны уцелели в основном тихоокеанские корабли, которые были заняты в основном на патрулировании и охране своего побережья. Часть были переданы Китаю, два из них до сих пор служат кораблями-музеями.

Все приводимые сведения почерпнуты из юбилейного издания "Невского ПКБ" и журнала "Судостроение" № 1-2021.

Каталог статей по истории флота

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом литературных заседаний клуба