Среди номинантов «Оскара» в этом году неожиданно сильно проявило себя кино, заметно выделяющееся из пошло размалёванных поделок современного фестивального мейнстрима. Пьеса «Отец» одного из наиболее востребованных современных драматургов, Флориана Зеллера, за последие десять лет с триумфом разошлась по всем театрам мира – в одной только Москве таких постановок несколько. А ее экранизация The Father (2021) с Энтони Хопкинсом стала мощным театральным ударом по кинематографу – в качестве режиссера дебютировал сам отец пьесы, Флориан Зеллер.
Театральную постановку с Маковецким и Александровой я смотрел относительно недавно и еще тогда был изрядно впечатлен материалом. История разрушения личности пожилого мужчины была показана под неожиданным углом – путающиеся мысли визуализируются на сцене в пугающие события. Одних и тех же персонажей вокруг играли разные люди, а Папа тщетно пытался нащупать ногами дно, понимая, что теряет способность понимать происходящее и различать границы реальности.
При этом из харизматичного мужчины и любящего отца превращался в обузу и невыносимого монстра, хоронящего личную жизнь выбившейся из сил дочери. Душераздирающая кульминация оставляет неизгладимый след. Но об этом позже, тем более, что роль Маковецкого тогда дала Папе шанс на свое последнее маленькое счастье, хотя бы в самом укромном уголке угасающего разума.
Но Флориан Зеллер здесь для того, чтобы отсечь все вольные интерпретации. Он показал, как должна выглядеть эта история на самом деле – его вариант гораздо жестче, а кино-приемы дали возможность сделать акценты более впечатляющими. Удивительно, но его дебютный кино-стиль вызывает неожиданную ассоциацию с пиковым Арановским – без безумного сплава звука и визуала, но с пронзительной дугой характеров «Реквиема по мечте» и с тяжелой убедительностью усталого «Реслера».
Зеллер, кстати, французский супер-стар, который выгреб у себя на родине все престижные литературные и театральные награды на пять лет вперед. Старательная дословность московской постановки «Папы» с Маковецким попалась в досадную ловушку – история не была локализована постановщиком под российский быт. Все персонажи так и остались “пьерами” и “андрэ”, фоном иносказательно кипит какая-то чужая жизнь. Думаю, этой постановке пошло бы на пользу, если бы зритель почувствовал беспросветную балабановскую житуху ветхих питерских хрущовок, скачущую галопом деменцию Петровича на алкогольной почве, и его дочку, затюканную тетку, работающую кассиршей в «Пятерочке». А так, какие-то «мусье» и “пардоны” со своими, вроде и понятными, но далекими проблемами. Не было надлежащего погружения в узнаваемую среду. Красивые картинки из чужих путешествий.
Но, вы посмотрите, что сделал Зеллер. Он снял по своей французской пьесе английское кино (видимо, чтобы не улететь на “Оскаре” в мусорную категорию “Фильм на иностранном языке”). Мощные британские актеры, тяжелый акцент, характерный юмор, глумливые шутки про Париж – все отзеркалил наоборот для целостности восприятия истории.
Ну и, конечно, Сергей Маковецкий, при всем своем таланте – просто пацан по сравнению с монументальным Энтони Хопкинсом.
Роль 80-летнего Отца села на Сэра Энтони как идеально подогнанный элитный пиджак. Он убедителен и безупречен просто в каждой детали. Властность, сарказм, причуды, приступы мизантропии или харизматичные попытки произвести впечатление на молодую девчонку – за всем этим безошибочно чувствуется мощная личность. Поразительно, в какой солидной актерской форме доминирует Хопкинс в своем возрасте. Да чтоб он до ста лет так играл.
Но раздражающие Отца мелочи быта, «необязательность» и «забывчивость» окружающих вдруг начинают оживать вокруг главного героя и нагонять гнетущего саспенса. Фильм нужно смотреть внимательно с первых кадров, потому что дом Отца постоянно меняется в мелочах как адский лабиринт – мебель, цвет кухонного фартука, узор паркета, расположение картин. Все это происходит очень буднично, производя на персонажа и зрителя давящее впечатление – вроде похоже, а вроде и не так. А как было? А было ли? А, может, показалось? Зеллер не тычет это зрителю в лицо пошлыми скриммерами. Не заметили? Да и бог с вами, жуйте дальше свой попкорн, ковыряйтесь в смартфонах.
Кино-формат дал Зеллеру особый калибр, чтобы бить по зрителю, и дебютант (!) оказался способным им умело воспользоваться. Возможности театра в этом плане ограничены. И история получилась другая. Отец не только путает окружающих и обстановку, лихорадочно пытаясь все вернуть под свой контроль. В его мире больше не работает логичная хронология. Он не способен отличить настоящее от флэшбеков, которые уводят его все глубже в подсознание – на встречу со своими самыми ужасными страхами. После которой от личности останется только прах, а от человека лишь пустая оболочка. Не мужчина, не старик, а только беспомощно плачущий ребенок, потерявший свою маму.
У «Отца» на «Оскаре» главные номинации – лучший фильм и лучшая мужская роль. “Оскару” снова придется выбирать – дать приз сильному фильму или считать в кадре голубых негров (а их здесь вызывающе нет). Именно так в 2008 году у хмурого мужского «Реслера» совершенно абсурдно увел «Оскара» бездарный, но более трендовый «Харви Милк» со своим гей-легаси. Посмотрим, как вывернутся на этот раз.
Но вторжение Флориана Зеллера в кино в любом случае получилось очень впечатляющим. Пять актеров, три комнаты и такая мощная работа. Неважно, что там будет с «Оскаром» – фильм уже состоялся как яркое событие, и Зеллер приступил к следующему этапу экранизации своей театральной трилогии, съемкам фильма «Мать». Учитывая, что материал всей трилогии уже считается культовым, то вряд ли возникнут сложности и с появлением финальной главы – «Сын».
По итогам которой можно будет делать выводы. Если Зеллер-режиссер не просядет и окажется талантом на уровне своих литературных успехов, то мы, возможно, получим оллтайм-ультимейт-кино-машину, способную самостоятельно генерировать оригинальные идеи и выдавать их идеальную реализацию. Причем, на элитном уровне – и по зрительскому успеху, и по фестивальному хайпу. Что, по нынешним временам – исчезающе редкое явление.
Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru/