Найти тему
UsedCars

Кому на самом деле выгоден запрет на экспорт бензина и подешевеет ли в результате топливо для российских автовладельцев

История с растущими ценами на бензин получила неожиданный поворот. Существующих механизмов вроде демпфера, похоже, уже не хватает для того, чтобы держать стоимость топлива в нужных рамках. В стране хотят просто запретить вывоз бензина и, соответственно, его продажу на зарубежные рынки.

Стало известно, что Правительство РФ поручило Минэнерго подготовить проекты соответствующих законодательных актов. Планируется, что бензин будет внесён в перечень "существенно важных для внутреннего рынка" товаров.

Для такого типа товаров, если закон будет принят, появится возможность "в исключительных случаях" устанавливать запрет на экспорт. Логика простая - в этом случае девать бензин кроме внутреннего рынка будет некуда, а стало быть цена на него должна упасть.

Другой вопрос, что в своё время было предпринято немало усилий для того, чтобы стимулировать нефтедобывающие компании заниматься и производством бензина. С учётом снижения экспортной ставки до нуля путей получения государством своей "доли" от нефти всего два - НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и акцизы на то, что производится из этой нефти.

-2

При этом экспорт нефтепродуктов, включая бензин, подразумевает освобождение от оплаты акциза плюс нулевую ставку НДС. Очевидно, что в этом случае государство получает прибыль только из одного источника - это НДПИ.

При продаже топлива внутри России государство получает свой доход, который формируется в основном из акциза на топливо и НДС - именно эти "статьи расхода" плюс НДПИ и расходы НПЗ на переработку и транспортировку составляют в итоге стоимость бензина на АЗС (ну и "накрутка" самих АЗС, конечно).

Очевидно, что для бюджета страны выгодней, если больше бензина продаётся дома, а не экспортируется к зарубежным соседям. Для нефтяников в идеальном варианте должно быть всё равно, где продавать свой товар - то есть условия должны быть такими, что прибыль от места сбыта не зависит.

-3

Но проблема в том, что в этой схеме есть просто "изъян" - когда становится более выгодно продавать топливо на мировом рынке, внутренние цены тянутся к мировым.

Но если внутренние цены растут - это не добавляет особой прибыли в бюджет, ведь размер акциза фиксируется в конкретных суммах, а не в процентах от рыночной стоимости. Скажем, с 1 января 2021 года ставка акциза на бензин класса ниже "Евро-5" составляет 13 624 рубля за тонну. Очевидно, что на росте цен тут государству (то есть бюджету страны) не заработать.

Механизм демпфера, когда нефтяники получают (или платят в пользу государства) разницу между внутренней ценой и ценами на внешних рынках, судя по всему, работает не до конца так, как хочется.

-4

Отсюда и идут разговоры о полном запрете экспорта - бюджету выгодней, чтобы больше бензина продавалось внутри страны, розничная цена при этом особой роли не играет. Но опять же очевидно, что дешёвый бензин будет раскупаться быстрее, чем дорогой. За скобками остаётся ещё и влияние цены на стоимость тех же продуктов в магазинах и экономику вообще.

Остаётся одно опасение - возможно, нефтяникам будет проще сократить переработку нефти и производство того же бензина. Ведь ситуация может складываться так, что гнать сырую нефть на продажу станет выгодней, чем заморачиваться с производством топлива, рынок для которого искусственно ограничен.