Найти в Дзене
Журнал "Лучик"

Температуру мерить будем?

Всё никак не прекращающийся вирус – который то «вот-вот пойдёт на спад», то «начинается третья волна» (а также четвёртая, тридевятая и тридесятая – ненужное зачеркнуть) – уже приучил многих к дистанционному измерению температуры. Навели на тебя «пистолет», тот пискнул – и дело сделано. Измерение температуры – самая ходовая в мире вещь, и не может быть в ней ничего любопытного... Или может?

Некоторые думают, что всё самое любопытное хранится в Интернете. Лично я думаю, что самое-самое любопытное можно найти только в книгах. И то – если читать очень внимательно!

Откроем «Таинственный остров» Жюля Верна. Интереснейшая книга, её можно перечитывать по многу раз и каждый раз натыкаться на что-нибудь новенькое. Вот фрагмент с описанием зимы на острове Линкольна:

Сильные холода простояли до 15 августа. Температура, однако, не падала ниже 15 градусов. При тихой погоде мороз не давал себя чувствовать, но, когда поднимался ветер, легко одетым колонистам приходилось очень туго.

Не поняли? Читаем ещё раз, внимательнее. Температура 15 градусов – это «сильные холода»? Но на самом деле ошибки тут нет. Вот другой фрагмент из той же самой книги:

Сайрес Смит опустил руку в воду и убедился, что она масляниста на ощупь. Попробовав воду, он нашел ее сладковатой. Что же касается температуры источника, то, по мнению инженера, она равнялась 95 градусам. Герберт поинтересовался, на чем основано это его определение

– Очень просто, мой мальчик, – сказал инженер – Погрузив руку в воду, я не ощутил ни тепла, ни холода.

Не ощутил ни тепла, ни холода?! Вода 95 градусов – да это же без пяти градусов крутой кипяток!

Илл. к роману "Таинственный остров".
Илл. к роману "Таинственный остров".

Хорошо, закроем Жюля Верна, откроем классический роман Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада»:

Чем ближе к берегу, тем хуже, жарче. Вода как зеркало, небо безмятежно... Кажется, чего бы? дождались и тишины и тепла; но в это тепло хорошо сидеть на балконе загородного дома, в тени непроницаемой зелени, а не тут, под зноем 25 градусов в тени.

И снова здрасьте! 25 градусов в тени – это «зной»?

А разгадка проста. В наши дни мы привыкли к так называемой «температуре по Цельсию», за 0 градусов в ней принята точка замерзания воды, за 100 градусов – точка кипения воды. Андерс Цельсий, шведский астроном, предложил такую шкалу для измерения температуры в середине XVIII века.

Андерс Цельсий (1701–1744), "по которому" нам измеряют температуру
Андерс Цельсий (1701–1744), "по которому" нам измеряют температуру

Но эта шкала была не единственной и вовсе не первой! Скажем, ещё до Цельсия свою шкалу для измерения температуры предложил немецкий физик Габриэль Фаренгейт. Для неё в качестве «нуля» он взял сильный зимний мороз, при котором замерзала смесь воды, соли и нашатыря. А точку кипения воды он принял за 180 градусов.

Габриэль Фаренгейт и Рене Реомюр
Габриэль Фаренгейт и Рене Реомюр

А ещё до Цельсия свою градуировку термометра предложил французский учёный Рене Реомюр. У него «точкой нуля» было замерзание воды, а вот температуру кипения он принял за 80 градусов. Кроме них свои температурные шкалы предлагали Ньютон, Делиль, Рёмер...

Сейчас в большинстве стран мира используются градусы Цельсия – но не в США, там до сих пор господствует Фаренгейт! Вот теперь мы можем объяснить «странные» места в книгах:

  • 15 градусов по Фаренгейту (Жюль Верн) – это примерно -10 градусов Цельсия. Не сильный мороз, по российским стандартам, но для тропического острова посреди океана это действительно очень холодно.
  • 95 градусов по Фаренгейту – это +35 градусов, действительно очень близко к нормальной температуре человеческого тела.
  • Температура воды 22 градуса по Реомюру (Гончаров) – это +27 градусов по Цельсию. Да, водичка была вполне себе тёплая.
  • А 25 градусов по Реомюру – это примерно +31 градус, принимая во внимание сильную влажность, было действительно довольно «знойно».

А ещё, кстати, есть шкала температуры «по Кельвину», которой пользуются современные физики. В ней за ноль принимается «абсолютный нуль», то есть самая низкая температура, возможная в нашей Вселенной. Равняется она –273 градусам Цельсия – так что когда некоторые фантазёры (и фантасты) рассказывают и пишут про «мороз минус тысячу градусов», они ошибаются. Минус тысячи градусов – по крайней мере, в нашей с вами Вселенной – не бывает!

Однако в быту градусы Кельвина применять неудобно – слишком большие цифры получаются. Скажем, нормальная температура тела здорового человека – «тридцать шесть и шесть» – по Кельвину превратилась бы в «триста девять семьдесят пять» (+309,75).

Измерение температуры у дошкольника в США 50-е гг. ХХ века
Измерение температуры у дошкольника в США 50-е гг. ХХ века

Напоследок ещё один забавный «температурный» факт. В России дети, которым собираются померить температуру, расстёгивают на себе рубашку – потому что градусник надо ставить под мышку. А вот в западной Европе и США, дети, которым велят измерить температуру, открывают рот – потому что для них «нормально» измерять температуру именно во рту, а не «под мышкой». А вот лет 150 назад измерение температуры дети считали долгой и неприятной процедурой – потому что доктора уверяли родителей, что надежнее всего температуру измерять... Кхм... В общем, там, куда обычно делают уколы – смотрим картинку. В наше время так температуру тела измеряют только у младенцев.

Далее:

Почему уколы делают в попу?