Выход из приюта был похож на бегство: собрать рюкзаки в комнатах было невозможно, поэтому все их вытаскивали на улицу, укладывали на камни или асфальт перед дверью. И начинали метаться между вещами, которые остались на/около кровати, и рюкзаком на улице. Все боялись забыть вещи в комнате и, с другой стороны, боялись, что пока ты в комнате, кому-то понравится твой рюкзак – народа ведь уйма.
Для меня все сборы закончились очень удачно. Так как носки за ночь не высохли, я полез за запасными и обнаружил на самом дне рюкзака те Серёгины часы, которые я потерял несколько дней назад. Как же я был рад! Даже то, что не удалось ни разогреть каши, ни попить чая, казались пустяками.
Голодный, но довольный я вышел на Камино. День казался простой по исполнению: дорога везде была удобной – в основном, мягкая грунтовка или асфальт. Взошло солнце, но температура не поднялась выше плюс 25С. Кучевые облачка были весь день, не давая солнцу припекать, да и тропа шла практически всегда под большими деревьями – то есть идешь как по зеленому туннелю. Перепад высот небольшой: предстояло сначала подняться примерно на 200 метров, потом спуститься на 400, а потом опять потихоньку в гору. Идешь и наслаждаешься.
Я так и делал: благо места были красивыми и интересными.
Появились очень странные сооружения: они стояли посередине полей, над воротами, из кирпича, из досок, с крестами и без них, с надписями.
Кто ходил и знает – молчите. Кто не ходил – Ваши версии? Для чего они? Мне пришлось ломать голову два дня. Я спрашивал у других пилигримов. Самый распространенный ответ: «Ой, а мы не обращали на них внимания».
Я спросил у священника в небольшой деревенской церквушке, где я поставил очередную печать, для чего это нужно. Он мне сказал: «Для хамона» - и это был неправильный ответ.
Да, информация для тех, кто пойдет по Камино в первый раз: после Сарии вы должны ставить две печати в день. Например, одну в приюте, где вы остановитесь и другую в церкви, или в ресторане или в баре. У вас должно быть не меньше двух печатей за день!
Прошел очень знаменательный столбик: до Сантьяго осталось ровно 100 км (ну, почти точно сто километров 😊). Он знаменателен еще тем, что он был последним нормальным указателем: дальше пошел «массовый туризм»: все таблички с километражем были выдраны на сувениры, столбики разрисованы.
Но стали попадаться столбики с надписями вместо цифр, «ucomplimentios», то есть в подарок. Бойтесь данайцев, дары приносящих! – эти столбики «в подарок» отведут вас от тропы километра на два-три к чахлой гнутой сосне, с обозначением, что это прекрасный вид для фотоснимка. Или к ресторану…. Такие «подарки» на картах не обозначены и как из них выбираться…
Пропали скамейки для отдыха, краны с питьевой водой. Чтобы посидеть или попить воды – надо обязательно зайти в бар, купить воды (и купить право посидеть у него на стульях).
И везде завлекают: поставь печать да поставь печать. Конечно, заходишь, а там рядом с печатью стоит коробка для подаяния.
Вот на этом этапе Камино я почувствовал себя не пилигримом, а «дойной коровой» – все окружающие деревушки хотят мои Еврики, хоть один, хоть два.
У столбика в 100км меня сфотографировал один из пилигримов. Они, двое ребят, лет по 20 каждому, шли в этот день параллельно мне: то я их обгонял, то они меня.
Один из них был небольшого роста, стройный блондин, с очень приятным лицом и аккуратно подстрижен, похож на актера. Второй, выше его больше чем на голову, состоял из нескольких кругов: его круглое лицо обрамляла круглая шевелюра, которая торчала копной во все стороны. Туловище представляло еще один круг, вернее шар, почти равный по высоте и ширине.
Мы сначала приветствовали друг друга, потом стали улыбаться при очередной встрече.
Обгоняя их в очередной раз – они сидели на камнях и перекусывали, - я пожелал им “Bon appetite”. Первый сорвался со своего места, подскочил ко мне и протянул мне раскрытую ладонь с печенюшкой: «Поешь и ты». На этой сегодняшней тропе, когда хотели только от меня, он предложил мне разделить с ним трапезу. Я понимаю, это всё условность, и вы будете смеяться, сидя сейчас перед компьютерами, но у меня почему-то навернулись слезы, и он/они показались мне просто родными. Я был один, а теперь – нас трое.
Я пошел дальше, а они меня догнали на спуске к Портомарину (Portomarin), после высоты Alto Momientos. Разговорились.
Оба оказались из Польши, из Вроцлава, знают друг друга с детства. Говорят, что красивее Вроцлава, в Польше города нет.
Блондин оказался Павлом и он учится на инженера, второй, Догомир, учится на врача.
- Почему вы пошли на Камино?
Павел: - Я иду за мою маму. Она выздоровела, и я иду, чтобы поблагодарить Бога за это.
Догомир: - А я иду за компанию с Павлом. А еще я хочу доказать себе, что я – мужик, и смогу пройти всё Камино.
Они не едят в барах или ресторанах. Еду готовят себе сами, поэтому останавливаются только в тех приютах, где есть кухни.
Мы еще болтали и за разговорами, я с моими ногами, совсем от них не отставал.
Перед нами лежало большое поле, а за ним озеро с мостом. Дорога раздваивалась: стояли два столбика с одинаковыми желтыми стрелками и названиями: старое и новое Камино.
Ребята подумали и пошли по новому Камино. Как они сказали, они должны зайти в каждую церковь, которая есть на Камино. Я подумал немного… и тоже пошел по новому Камино. В общем, выбор пути здесь не имел смысла – метров через 300 новое и старое Камино опять сливались в одно у моста – они просто обходили поле с двух сторон.
Вот что подумалось: во время Камино я находил общий язык с поляками, американцами, британцами, японцами, корейцами. Также как и они друг с другом.
Может, руководителям ведущих стран, вместо Давоса, где они живут на всем готовом, стоило бы приезжать и встречаться на Камино? Чтобы без переводчиков, врачей и поваров они просто вместе прошли бы хотя бы сто километров. Охрана стояла бы где-то вокруг Камино, но не вместе с ними.
Уверен, Путин выглядел бы очень мужественно с рюкзаком литров на 55-60. (К тому же он уже везде побывал кроме Камино.) У него была бы возможность помочь фрау Меркель, рассказать ей как он ловил карасей с журавлями. Зеленский рассказал бы какую-нибудь байку, угостил бы всех конфетами от Рошен (они, и вправду, вкусные) - может это стало бы началом общего разговора.
Трамп (пусть будет Трамп – он помоложе Байдена), пройдя по навозу и оглянувшись вокруг, смог бы понять, что и "вонючие дыры" могут быть прекрасны.
Они с Ким Чен Ыном наверняка сошлись бы по вопросу своих причесок. Ведь они у них практически одинаковы, только цвета разного. Они бы перестали мериться своими головками и кнопками, а обсудили бы вопрос укладки волос, а там вдруг и дружить начали.
Фрау Меркель не приглашала бы беженцев и иммигрантов, а согласилась бы помочь Санчесу в поиске работы для тех, кто живет в сельских районах Испании.
Макрона и Себастьна Кунца (Австрия) - как молодых, послали бы вперед занимать места в приюте.
Но такого чуда не будет даже на Камино… а жаль!
Со всеми этими разговорами мы с вами дошли до Портомарина. Очень странный городок – вроде бы он есть, существует, а на самом деле…
До 1963 года деревня состояла из двух частей: San Nicolas и San Pedro, которые располагались друг напротив друга, разделенные рекой Миньо. Крутые склоны речной долины не позволяли провести нормальную дорогу – дорога была каменной и узкой, встречные автомобили могли разъехаться только в определенных местах. Старинные дома, церкви, часовни, мостики, переулки создавали неповторимый архитектурный ансамбль, который был в 1949 годом декларирован историческим наследием (это я вам перевожу плакат, который висел около моста).
Однако, в 1963году была построена дамба и городок с историческим наследием ушел под воду. В новый город была перенесена только церковь (если верить путеводителю). Каким был город и как он уходил под воду – можно было посмотреть на сайте, который сейчас, почему-то, стал недоступным. Но у меня сохранились пару фотографий
Когда вода летом расходуется, то уровень воды в водохранилище понижается и дома, как призраки, снова выходят на свет. Я шел в конце августа – вот мне и удалось отфотографировать несколько руин.
Судя по маршруту, Камино не принял эти изменения. Если посмотреть на карту путеводителя, маршрут даже не доходит до новой церкви – только до ближайшего приюта и опять возвращается на другой мостик и прочь из города.
Какое-то время Камино идет параллельно дороге. Она не слишком загруженная, но пользуется популярностью у грузовиков.
А еще, здесь недавно прошел пожар
Когда водитель фуры замечает тебя, идущего по тропинке, то он обязательно тебе загудит, сверкнет фарами. А если ты ему взмахнешь рукой – он тебе бибикать будет еще метров пятьсот.
Причем, чем больше фура, тем сильнее, тем приветливее относятся водители к пилигримам.
День был простой и приятный, но мои ноги взбунтовались.
Выполнив свой план (почти выполнив – планировал пройти 35, а прошел только 30км – не придирайтесь), я решил дать себе заслуженный отдых. Благо деревня называлась по-простому: HOSPITAL и путеводитель указывал на муниципальный приют.
Пройдя насквозь всю деревушку, я нашел ресторан, но не нашел приюта! Вернулся назад к ресторану и спросил у женщины, которая возилась с цветами перед ним, где приют. Она мне сказала типа: «Пройдешь метров 30 и увидишь у автобусной остановки». Я добросовестно дошел до автобусной остановки еще раз – но приюта как не было, так и нет! Я пошел на третий круг…
И тут я заметил, что в павильоне остановки сидит женщина за стеклом и выжидательно смотрит на меня. Подошел поближе и увидел стеклянную дверь там, где обычно на остановке вешают расписание. Вот так я и оказался в муниципальном приюте за 5 Евро и я был первым сегодня. Шикарно, очень чисто!!! Отличная спальня на втором этаже. Я выбрал себе самое лучшее место, сходил в душ, сделал себе борщ, пакет которого у меня был из Москвы, заварил чай. Пользуясь случаем, сделал себе поблажку: постирал всё что было можно в стиральной машине (3Евро) и высушил в сушке (4,5Евро). В Сантьяго я приду в чистой рубашке и в относительно чистой (еще три дня идти и стирать руками) майке!
В 7 вечера пошел в ресторан на ужин. Наверное, здесь ресторанчик был похож на наши кафешки своими занавесочками, простотой. Познакомился с семейной английской парой – они также как я безуспешно пытались найти приют, пока хозяйка ресторана не предложила им комнату у нее (за 30 Евро). Хорошо, что я более упорно искал приют, иначе бы налетел на 30 Евро.
В этом ресторане, впервые для меня, в состав ужина паломника входил «русский салат». Я так и сказал хозяйке: «Мол, я русский, давай мне русский салат» - она заметно напряглась.
Русским салатом оказалась смесь вареной картошки и морковки, порезанные кубиками 2 на 2 сантиметра, от души залитые майонезом. Так что это был скорее не салат, а майонезный суп. Я понимаю – они где-то слышали о салате Оливье. Я понимаю, что всех продуктов, которые входят в салат, достать трудно, если невозможно в этой части Испании. Но была переврана вся его концепция: в салате Оливье должно быть всё мелко порезано, чтобы в рот попадали всегда разные ингредиенты: один раз на вилку попал картофель с курицей или мясом и горошинкой, на второй «укус» - морковка с яйцом, луком или с огурцом и т.д.
Можно спорить ЧТО входит в салат – вариантов великое множество – но везде – идея мелкой нарезки, чтобы вкус менялся во время еды.
В испанском варианте ты можешь запихнуть в рот один кубик картошки или морковки – вот и всё!
Но, между прочим, в Бельгии русским салатом называют то, что мы называем «винегретом» - потому что «вы все красные», как мне объяснили в одном из ресторанов Брюсселя.
Так что, какой салат является более русским – решать вам.
Извините, если кого-то покорежили мои кулинарные изыскания. Считаете нужным - поправьте в комментариях.
Вернувшись в приют, я обнаружил, что я до сих пор единственный постоялец. А в восемь вечера женщина на рецепшн попрощалась и ушла. Я сразу же закрыл дверь на ключ, который она мне оставила – я не трус, но мне так спокойней.
Пока нет никого, покажу вам этот, в принципе, стандартный приют
Мои единственные ботинки на входе.
Второй этаж приюта: спальная комната
Стиралка и сушилка. Платные, как я написал выше. Бесплатно можно постирать в специальных раковинах.
Небольшая кухня и столами для "посидеть-поговорить"
Душ. Наверное, понятно, почему все ходят по приюту в шлепках? В них же идут и в душ (иногда, когда он не внушает доверия).
Стол кухни и, в окне, автобусная остановка.
Продолжение пути видно из окна!
Справки
До Сантьяго осталось 111,6 км
Сегодня прошел от Vilei (Case Barbadelo) до Hospital - всего 30 км.
Спасибо тем, кто ставит лайки и пишет комментарии - я знаю, что работал не зря.
Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций!
Если есть чем поделиться, пишите в комментариях, обязательно отвечу.
Фотографии из моего архива, 2017 год
>>> Ответы на некоторые вопросы <<<