Найти тему

Несколько слов о проблемах катапультирования и факторах, влияющих на его эффективность

Полеты на самолетах всегда связанны с опасностью. Эта опасность реализуется в авиационных происшествиях (АП), возникающих из-за отказов авиационной техники, ошибок летного состава, нарушений в организации полетов, поражения средствами вражеской ПВО и т.д.

Существует два принципиальных пути спасения экипажа самолета, попавшего в аварийную ситуацию. Это аварийное покидание или аварийная посадка ЛА. Высокая посадочная скорость и значительная масса современных боевых самолетов делают вынужденную посадку вне аэродрома очень опасной. Покидание самолета с парашютом на скоростях полета более 350км/ч затруднено и сопряжено с высоким риском удара о фюзеляж и оперение. Это требует от летчика значительного времени и сил, что уменьшает вероятность успешного спасения в скоротечных авиационных происшествиях. В связи с этим единственно надежным методом покидания самолета в аварийной ситуации является катапультирование.

Столкновение самолетов  МиГ-29  С.Н. Ттресвятского и А.Г. Бесчастного
Столкновение самолетов МиГ-29 С.Н. Ттресвятского и А.Г. Бесчастного

Катапультирование – это метод принудительного аварийного покидания ЛА, заключающийся в выбрасывании катапультного кресла с размещенным и зафиксированным в нем летчиком из кабины и последующим приземлением с помощью спасательного парашюта.

Катапультирование успешно используется летным составом многих стран мира уже 70 лет. Первое вынужденное катапультирование в нашей стране было совершено в апреле 1949 года. Во время подготовки к первомайскому празднику на самолете МиГ-15 возник пожар и летчик майор К. Зотов благополучно катапультировался на высоте 900м при скорости 800 км/ч. За это время сменилось три поколения катапультных установок (КУ). В настоящее время, методом катапультирования можно спасти членов экипажа реактивного боевого самолета в большинстве аварийных ситуаций.

Современные катапультные установки позволяют безопасно покинуть самолет:

-стоящий на стоянки (высота 0 м, скорость 0 м.);

-в горизонтальном полете в диапазоне высот от 15 м до «потолка» самолета на скорости 750-1300 км/ч (при использовании гермошлема или скафандра) и 750-1200 (при использовании кислородной маски и защитного шлема);

-в горизонтальном «перевернутом» полете (крен 180 градусов) на высоте 150м и более над поверхностью Земли.

По имеющимся данным, в ВВС разных стран с помощью КУ спаслось несколько тысяч членов летных экипажей. Известны случаи многократных (до 6 раз) катапультирований одного и того же летчика.

Основным преимуществом катапультирования являются:

-быстрота покидания самолета, что особенно важно при аварийной ситуации;

-безопасность оставления кабины на большой скорости;

-облегчение покидания самолета в случае ранения, так как для приведения в действие КУ достаточно выполнить всего 2-3 движения одной рукой;

-возможность покидания самолета на малых и сверхмалых высотах, в т.ч. на уровне Земли.

Факторы влияющие на эффективность катапультирования

На эффективность использования катапультной установки оказывают влияние две группы факторов. Первая связана с конструктивными особенностями конкретного типа катапультной установки. Она определяет диапазон возможных АП (по высоте, скорости и пространственному положению самолета в момент аварийной ситуации). В которых члены экипажа ЛА могут спастись, а также минимально-возможный уровень риска повреждений при катапультировании.

Вторая группа факторов связана непосредственно с человеком, с его умением правильно оценить развитие аварийной ситуации, приять и выполнить решение на аварийное покидание ЛА.

Практика показывает, что необходимость покидания самолета возникает относительно редок. Тем не менее каждый летчик должен уметь быстро и правильно оценивать возможные аварийные ситуации и иметь твердые навыки по применению средств аварийного покидания самолета на любом этапе полета. Этому во многом способствует психологическая готовность летчика к применению средств спасения, знание их устройства и умение быстро привести их в действие в нужный момент.

Систематические тренировки на специальных тренажерах и в кабине самолета с проигрыванием возможных осложнений и выполнением необходимых действий являются одним из основных путей выработки готовности летчика к своевременному применению катапультной установки в аварийной ситуации.

Продолжение цикла посвященного вопросам катапультирования (см ссылки) -это может быть интересным:

1-Катапуьтирование - сложный танец за считанные секунды.

(В данной статье дан обзор основного принципа конструкции катапультных кресел).

2-Схема катапуьтирования "вниз" из самолета М-50

(Описание катапультного кресла К-3А и его установка на самолет М-50)

3-Отделяемая кабина, как средство спасения экипажа

(Обзор реализованных систем отделения кабины на боевых самолетах)

4-Катапультное кресло К-22

(Обзор катапультного кресла К-22)

5-Катапультное кресло К-24

(Обзор первого катапультного кресла К-24, способного спасти летчика на высоте 0 пои скорости 0)

6-катапультная капсула для бомбардировщика В-58

(обзор катапультной капсулы В-58 и алгоритм ее работы)