Найти в Дзене
Человек-метро

Ухта железнодорожная. Цистерны-путешественницы, монументальный вокзал и тепловоз-толкач

Театр, как известно, начинается с вешалки, а знакомство с городом нередко начинается с железнодорожного вокзала. Это справедливо и в отношении Ухты - второго по населению города Республики Коми. В прошлых публикациях мы с вами прогулялись по городу, оценили его достопримечательности парадные и не очень парадные, даже дворовые. Сегодня же пришел черед показать вам железнодорожный мир Ухты. Он по-своему интересный и привлекательный. Цистерны-путешественницы Ухта "обрельсилась" в тяжелейшие для страны годы Великой Отечественной войны. Именно тогда заканчивались сложные работы по обеспечения доступа к залежам угля в безлюдной воркутинской тундре - это позволило внести неоценимый вклад в дело достижения Победы над врагом. Донбасс начали освобождать только в 1943 году, подмосковный бассейн был преимущественно развален, поэтому центральным районам страны (до этого потреблявшим в основном этих бассейнов) приходилось использовать уголь Кузбасса, привозившийся за несколько тысяч километров. Вор
Оглавление

Театр, как известно, начинается с вешалки, а знакомство с городом нередко начинается с железнодорожного вокзала. Это справедливо и в отношении Ухты - второго по населению города Республики Коми.

В прошлых публикациях мы с вами прогулялись по городу, оценили его достопримечательности парадные и не очень парадные, даже дворовые.

Сегодня же пришел черед показать вам железнодорожный мир Ухты. Он по-своему интересный и привлекательный.

Цистерны-путешественницы

Ухта "обрельсилась" в тяжелейшие для страны годы Великой Отечественной войны. Именно тогда заканчивались сложные работы по обеспечения доступа к залежам угля в безлюдной воркутинской тундре - это позволило внести неоценимый вклад в дело достижения Победы над врагом.

Донбасс начали освобождать только в 1943 году, подмосковный бассейн был преимущественно развален, поэтому центральным районам страны (до этого потреблявшим в основном этих бассейнов) приходилось использовать уголь Кузбасса, привозившийся за несколько тысяч километров. Воркутинский угольный бассейн находился относительно недалеко (всё-таки не на дальнем востоке), что и обусловило, в том числе, быстрые темпы постройки железной дороги и развёртывания горных работ. Постройка дороги способствовала освоению месторождений нефти, угля, лесных ресурсов Севера.

(после небольшой исторической части будут современные снимки и прогулка - не переключайтесь!)

Весьма протяженную железнодорожную магистраль длиной порядка полторы тысячи километров от Коноши в Воркуту безусловно невозможно было построить за один присест - её вводили поэтапно участками.

Поставление Совнаркома СССР о начале грандиозной железнодорожной стройки было издано в ноябре 1937 года, а ровно через два года, в ноябре 1939 года открылось временное движение на участке Айкино - Шежам - Княжпогост - Чибью (Ухта) - то есть раньше на три года, чем было обеспечено сквозное движение по всей магистрали. Куда же тогда, спрашивается, ходили поезда по изолированной линии?

Несмотря на неготовность отдельных лимитирующих участков (например, сложный участок от Вельска в Котлас с серьезным почти километровым стальным мостом через Северную Двину), строителям магистрали удалось организовать движение поездов по разным временным схемам. Такие решения помогали не сдерживать растущие объемы производства и потребности промышленности в важных ресурсах.

Котлас был уже связан железной дорогой со стороны Кирова, поэтому отсутствие участка между Вельском и Котласом не было критичным. Проблему долговременного строительства капитальных мостов (когда уже, условно, были готовы и насыпь и верхнее строение пути) на северной части магистрали нередко компенсировали наведением временных ледовых или понтонных переправ.

В отдельных случаях, как было в случае с участком Чибью - Айкино, удавалось преодолевать временно недостающие 225 километров железнодорожного полотна между Котласом и Шежамом. Каким образом?

Наглядная схема, показывающая организацию движения поездов по временной схеме с использованием паромов на реке Вычегда
Наглядная схема, показывающая организацию движения поездов по временной схеме с использованием паромов на реке Вычегда

Ухтинскую нефть в железнодорожных цистернах отправляли на станцию Айкино (сейчас её не существует), где их перегружали на баржу и по реке Вычегда переправляли в Котлас, откуда вагоны вновь могли поехать "на своих колесах". Отказаться от услуг паромов получилось только через год, в ноябре 1940 года.

Быть конечной станцией Печорской магистрали в Чибью (Ухте) довелось недолго - уже через месяц поезда пошли дальше, к Кожве, а полноценное сквозное движение по всей трассе от Коноши до Воркуты удалось наладить только в 1942 году.

Станции Кожва на канале посвящена подробная авторская статья с фотопрогулкой по местам. Очень рекомендую!

Вокзал всему голова

В ноябре 1939 году, конечно, ни о каком вокзале в Ухте и речи быть не могло - железная дорога и так функционировала на грани фола, так как работала по временным обходным технологиям. Для обогрева пассажиров имелось простое деревянное здание - деревянный барак, и на этом спасибо!

Достойное железнодорожное парадное лицо Ухта обрела только в 1958 году, когда был открыт монументальный, уже даже не совсем под стать времени, железнодорожный дворец.

Новый вокзал предложил пассажирам небывалый ранее уровень комфорта: просторные пространства, отапливаемые залы ожидания с красивыми люстрами, колоннами и лепнинами.

Интерьер железнодорожного вокзала в Ухте. 1958 год. Источник: сайт Фотолинии https://railwayz.info/photolines/
Интерьер железнодорожного вокзала в Ухте. 1958 год. Источник: сайт Фотолинии https://railwayz.info/photolines/

К великой радости Северная железная дорога смогла сохранила этот образец железнодорожной архитектуры - здание по сей день встречает гостей Ухты.

Пассажирских поездов через станцию проходит не так уж и много - от силы десяток, поэтому многолюдно здесь бывает нечасто. Сам вокзал по доброй русской традиции находится в ж...ивописном уголке, в удалении от города - пешком до ближайшего многоквартирного дома почти 2 километра.

В Ухте на станции всего семь путей, а путь для приёма пассажирских поездов с платформой и вовсе один. Расписание поездов подготовлено таким образом, что по Ухте скрещения нет. Простыми словами, два встречных состава с пассажирами здесь не пересекаются. По-крайней мере за мои эпизодические 25 лет наблюдений я такого не встречал.

Грузовой работы на станции не особо много, но это вовсе не означает, что видимые на снимках цистерны - это весь объем вывозимой продукции. На самом деле львиную долю грузов на себя принимает соседняя большая грузовая станция Ветлосян - до нее менее полутора километров.

Давайте для ориентирования посмотрим схему:

Здесь хорошо видно, что станции не в городе - Ухта слева. Основа: сервис openrailwaymap.org
Здесь хорошо видно, что станции не в городе - Ухта слева. Основа: сервис openrailwaymap.org

К слову говоря, я так и не смог толком понять, где заканчивается одна станция и начинается вторая - переход плавный и едва заметный. Кстати, весь перегон между Ухтой и Ветлосяном отлично просматривается с окрестного холма. Вот конкретно сюда хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы теплым июльским вечерком "медитировать" и любоваться с высоты городом, природой и железкой.

Со стороны западной горловины станцию можно достаточно хорошо разглядеть с автомобильного путепровода - он достаточно высокий и виды с него открываются тоже неплохие:

Тепловоз-толкач

Много лет назад я сделал наблюдение - в Ухте практически всегда дежурит одинокая "половинка" грузового тепловоза. Со временем выяснилось, что это локомотив-толкач, который необходим для подталкивания груженных составов по сложному профилю пути - в горку, проще говоря.

Выглядит это так - со стороны Ветлосяна прибывает груженный состав, останавливается и в хвост к нему вцепляется эта "лопоухая" секция тепловоза, которая затем помогает грузовому поезду преодолеть сложный участок.

Половинка подталкивает состав в горку. Снимок 2012 года
Половинка подталкивает состав в горку. Снимок 2012 года

Подъездные пути Ухты

Или по-научному, как их называют железнодорожники, пути необщего пользования. Эти рельсовые ответвления есть почти на каждой станции, в пределах которой работают различные предприятия, использующих железнодорожный транспорт - от небольших угольных котельных до крупных заводов и фабрик.

Протяженность таких путей бывает самая разнообразная, причем в некоторых населенных пунктах в иной раз можно встретить подъездные пути совершенно чумовой длины - по несколько десятков километров!

Многокилометровое приключение

Ухта, к слову, является одной из таких станций, от которой по подъездному пути можно уйти гулять часа на два. Речь идет про участок колеи, который идёт через малоизвестную промышленную станцию в посёлке Югэр к Ухтинскому заводу строительных материалов в местечке под названием Бельгоп.

Схема на основе карты сервиса openrailwaymap.org
Схема на основе карты сервиса openrailwaymap.org

У меня же двух часов для изучения не было за все приятные моменты пребывания в Ухте, но некоторые интересные железнодорожные уголки посмотреть удалось. Посмотрим сперва на начальный участок этого протяженного пути, отходящего от станции Ухта.

Прямо налево - тот подъездной путь, два пути направо - Печорская магистраль. За углом станция Ветлосян
Прямо налево - тот подъездной путь, два пути направо - Печорская магистраль. За углом станция Ветлосян
Схематично
Схематично

Рядом река Ухта и очевидно, что она стала временной преградой для строительства подъездных путей. Русло не очень широкое, глубина небольшая, поэтому возвести капитальный мост здесь не составило больших проблем. Переправа состоит из трех ферм длиной по 33 метра каждая.

Подойдя к мосту и обернувшись назад, можно заметить, что пути, подходящие сюда с разных сторон образуют настоящий треугольник - не исключено, что железнодорожники этим пользуются для разворота подвижного состава:

Прямо - Ветлосян, направо - Ухта
Прямо - Ветлосян, направо - Ухта
Треугольник на схеме
Треугольник на схеме

Судя по накату, основное движение поездов идет со стороны Ветлосяна и это неудивительно - там грузовая станция, на которой собирают составы для формирования грузовых поездов в сторону "большой" и не только земли.

Перейдя мост (он не охраняется и используется местными жителями для перехода реки), начинается небольшая промышленная станция (если вы знаете её название, то я был бы очень вам признателен за помощь). По всей видимости, судя по сплошным составам с цистернами, её использует Ухтинский нефтеперерабатывающий завод.

Мост за спиной. Прямо - промышленная станция нефтеперерабатывающего завода, путь прямо направо - продолжение того многокилометрового подъездного пути к станции Югэр, в нижнем правом углу - подъездная ветвь к поселку Дежнёво
Мост за спиной. Прямо - промышленная станция нефтеперерабатывающего завода, путь прямо направо - продолжение того многокилометрового подъездного пути к станции Югэр, в нижнем правом углу - подъездная ветвь к поселку Дежнёво

В противошёрстном направлении от промышленной станции отходит одинокий путь, уютно виляющий по берегу реки Ухта. Он вёл на Дежнёвский завод строительных материалов в посёлке Дежнёво. Места там диковатые на вид, да еще и колония под боком, поэтому особо задерживаться не стал. Сигнализация действует, но путь похоже используется нечасто.

Схема
Схема

Теперь перебросимся условно к финальной части того протяженного подъездного пути и посмотрим на безлюдную промышленную станцию Югэр.

Окрестности станции Югер на схеме. Основа: сервис openrailwaymap.org
Окрестности станции Югер на схеме. Основа: сервис openrailwaymap.org

Смотреть там, как оказалось, особо нечего - тройка путей посреди невысокого леса. Станционных построек обнаружить не удалось. Однако заметно, что ранее путей было больше.

Накат на рельсах есть - почти в самом конце трассы действует предприятие ООО "Северкомплектстрой", которое имеет в своём распоряжении собственный подвижной состав - вагоны, локомотивы и другую специальную рельсовую технику, которую на этом кусте подъездных путей использует множество предприятий. У них даже собственное минидепо имеется, в следующий раз надо будет познакомиться и заехать к ним в гости.

Депо ООО "Северкомплектстрой". Источник: https://www.severks.ru/
Депо ООО "Северкомплектстрой". Источник: https://www.severks.ru/

Локальные подъездные пути

Одним тем путем-гигантом Ухта не ограничивается. Есть интересные уголки вблизи самой станции со стороны юго-западной горловины. В блиц-формате пробежимся и посмотрим обстановку. Осталось немного.

Здесь понравился второй путь, рядом с которым расположен светофор. Судя по всему, путь изолирован и заехать туда невозможно. 2012 год
Здесь понравился второй путь, рядом с которым расположен светофор. Судя по всему, путь изолирован и заехать туда невозможно. 2012 год

Примечательно, что некоторые пути, которые явно давно не используют, не разбирают:

В остальном же подъездные пути в Ухте используются и это безусловно радует. Значит работают предприятия и у людей есть работа.

Примерно такой образ оставила станция Ухта у меня, а что скажете вы? Доводилось ли вам бывать здесь или проезжать мимо на поезде?

Вокзал станции Ухта и автобус ЗИС-155
Вокзал станции Ухта и автобус ЗИС-155

Дорогие друзья, на этом наш железнодорожный ухтинский обзор подошел к концу. Спасибо, что дочитали до конца! Буду очень рад вашим дополнениям и ценной информации.

В следующей серии мы поохотимся за венгерскими автобусами "Икарус", работавшими в Ухте вплоть до последнего времени.

#дороги #россия #поезда #блоги увлеченных людей