Недоверие посетителей тренажёрного зала к тренерам иногда имеет под собой реальные основания. Тренерская деятельность в РФ по факту не требует лицензии.
Можно закончить двухдневные курсы за 2 тысячи рублей и сертификат тренера в кармане. Казалось бы, а что мешает тренеру закончить нормальные курсы и стать хорошим специалистом?
На самом деле мало кто готов вкладываться в свое образование по целому ряду причин.
1. Дорого и долго
Действительно стоящие курсы, имеющие международное признание и аккредитацию стоят очень дорого. FPA и колледж Вейдера пожалуй самые лучшие и известные кузницы тренерских кадров. Их дипломы реально высоко ценятся.
На FPA учится сложнее, это признают все, кто учился и там и там. Знания выпускников FPA в целом повыше, чем у вейдеровцев и соответственно их диплом ценится чуть выше.
Кроме того, у FPA строже отбор и получают долгожданный сертификат лишь 25%-50 % в зависимости от курса. Прохалявить и получить корочку не получится, надо реально долбить материал как в университете.
Обучение длится несколько месяцев, а стоит от 50 до 65 тысяч. Мало кто может себе это позволить, так как совмещать работу и учебу в FPA практически невозможно.
2. Особенность российской фитнес-индустрии.
Так уж сложилось, что российские клубы не особо заинтересованы в хороших специалистах. Да, вопреки всему они конечно есть, но система заточена на отбор по совершенно другим критериям. Об этом очень красноречиво написано в статье ЗОЖника. Много букв, но стоит того.
Клуб не платит тренерам зарплату вообще. Они живут только на проценте с тренировок. При этом клубы требуют от тренеров отрабатывать дежурства, выполнять план по продажам персоналок и питания, а так же соблюдать дурацкие корпоративные требования. Короче, ничего не платят, а требуют как со штатных офисных сотрудников.
Хорошие уважающие себя тренеры на такие условия не идут. У них есть репутация и клиентская база, поэтому они работают с клубом либо на условиях аренды, либо уходят в онлайн. На условия клуба соглашаются либо новички, которым надо набрать клиентов, чтобы потом уйти в свободное плаванье, либо те у кого тупо нет вариантов.
Ведь для сетевого клуба тренер в первую очередь менеджер по продажам. Первый вопрос на собеседовании в сетевом клубе: "умеете ли вы продавать?"
Ваши знания в области анатомии скорее всего даже не спросят. Вероятно, что собеседуюший вас старший тренер сам не знает разницу между брахиалисом и брахиордиалисом. Пара дежурный вопросов про бицепс и трицепс - максимум что спросят для оценки ваших профессиональных знаний.
Поэтому в клубы берут всех подряд, а дальше работает естественный отбор: продаешь или не продаешь. Те кто не продают через месяц уходят, остаются же профессиональные впариватели. Как вы тренируете клиента никого не интересует. Сколько же я видел таких вот тренеров - палачей.
Поэтому средний тренер сетевого клуба это либо бывший спортсмен с профессиональной деформацией, либо подкаченный паренёк/девушка - самоучка с горящими глазами и пустой головой. Все эти люди хотят кушать, а бездушная машина фитнеса требует выполнение плана.
Тренер получает лишь 30-45 процентов от цены тренировки, остальное забирает корпорация. Поэтому чтобы прокормиться приходится идти впаривать клиентам разную дичь. "Не нае...шь - не проживешь" - девиз таких вот тренеров.
Тренер не имеет права врать. Он обязан, как священник или врач говорит клиенту правду. Именно так формируется доверие и достигается результат. Но, чтобы быстро продать тренировку и выполнить план тренеру приходится откровенно лгать.
Пример из практики. Ко мне обратилась женщина, которая хочет похудеть. Я ей рассказываю, что 75 % успеха это питание. Тренировками жир сжечь не удастся, это делается питанием, но именно тренировками куется фигура. Я предлагаю составить рацион, тренировочную программу и за 3-6 месяцев женщина получит желаемый результат за который я отвечаю.
Женщина меня внимательно выслушала и сказала, что другой тренер обещал ей специальную жиросжигающую тренировку, которая сожжёт весь лишний жир за месяц. Я отвечаю, что это наглая ложь: "Мне моя репутация дороже, поэтому я говорю как есть на самом деле, а выбор уже за вами".
Клиент покупает блок "чудотворных" тренировок, кучу бесполезного спортпита, а обещанного результата нет. Клиент это видит, прекращает сотрудничество с тренером с уверенностью, что все представители этой профессии шарлатаны.
Именно из-за таких людей падает престиж профессии ибо подобных шарлатанов развелось очень много. Звучит парадоксально, но шанс встретить классного тренера на профи.ру, Авито или в никому не известной качалке в разы выше, чем в именитом фитнес- клубе.
Надо сказать, что хорошие тренеры бывают и в сетевых клубах, но большинство из них работают с ним на условиях аренды. Они никогда не будут приставать к вам назойливо впаривая тренировки; у них клиентов хватает. Поэтому выбирая тренера лучше поинтересоваться на каких условиях он работает с клубом.
Если тренер работает на аренде или онлайн, имеет диплом FPA, Вейдера или спортивного университета, имеет личный портфолио, не впаривает вам БАДы и спортпит, не обещает за месяц сделать из вас принца/принцессу, то скорее всего это хороший тренер.