Найти в Дзене
Повествователь

Красивая глушь: дураки и дороги (Из Волгограда на Байкал: подробно о маршруте, состоянии дорог, честных АЗС)

Оглавление

В январе 2021 года мы отправились из Волгограда в Сибирь на автомобиле и в итоге доехали до Северобайкальска! С началом повествования можно ознакомиться по ссылке ниже.

Первая статья повествования: Что делать на Байкале зимой?

Предыдущая статья: Красивая глушь: побуждения и снаряжение

Тема этой публикации может показаться скучной, до тех пор, пока Вы всерьез не соберетесь преодолеть тот же маршрут самостоятельно.

Зимняя дорога
Зимняя дорога

Рекомендации исключительно субъективные, основанные на собственном опыте, ведь для кого-то путь, показавшийся мне бездорожьем, наоборот, будет более интересным приключением.

Доехать до Байкала на машине не представляет особого труда даже зимой! Наоборот, удастся получить массу эмоций от «нахмурившейся» зимней трассы с великолепной природой вокруг, застывшей в суровом ледяном величии!

Причем речь идёт о любом типе автомобиля, начиная от малолитражки, заканчивая внедорожным грузовиком.Дороги в Сибири отличные и чистятся своевременно! Тут надо выразить благодарность всем работникам дорожной сферы (от непосредственных рабочих и водителей, до руководства, которое организует весь процесс). По трассе без конца проходит снегоуборочная техника, особенно в серьезную непогоду ее активность усиливается.

-2

Я бы даже отметил, что все гораздо хуже в более привычных для жителей центральной России областях (Волгоградская, Саратовская губерния), где по понятным причинам, многие дороги до сих пор представляют из себя средневековые тропы. Причем местные вассалы всячески оправдывают сей факт, истинной причиной которому является "извращённая похоть до денег", "особенностями почвы", "климатическими условиями" и прочим.

Другой вопрос, куда именно на Байкал Вы бы хотели добраться? Самые популярное направление это Иркутск с великолепной Ангарой, относительной близостью к Байкалу и развитой инфраструктурой. Второй вариант Улан-Уде – столица Бурятии и неплохая стартовая площадка для обследования Байкала с запада. Третий вариант - это Северобайкальск, гораздо менее туристическое направление, с менее развитой инфраструктурой и отсутствием междугородних асфальтированных дорог.

Дорога до Иркутска:

Основные города, которые будут по данному направлению (Из Волгограда): Камышин – Саратов (Лучше ехать через Сызрань, чем через Пугачев) – Самара - Уфа – Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Тулун - Иркутск

Новосибирская ГЭС.
Новосибирская ГЭС.

На этом пути главное запаситесь чаем, пряниками и вперёд! ;)

Есть несколько спорных, но некритичных отрезков трассы:

  • дорога из плит без асфальта, примерно 50 км между Курганом и Омском
  • дорога между Новосибирском и Кемерово.

Тут есть два варианта: через Мошково и через Журавлево, Промышленное. Ехать можно по любой из них, критичных недостатков не обнаружили. Нам больше понравилось второе направление: через Журавлево, Промышленная. На этой трассе есть только один момент, который стоит отразить. Между селом Журавлево и ПГТ Промышленная лучше ехать по дороге вдоль которой расположены населенные пункты Ваганово, Краснинское, Каменка, потому что альтернатива – дорога через Тарасово, Пьяново и Окунево представляет из себя грунтовку, пусть и неплохого качества.

  • если, Вы немного отклонитесь от описанного маршрута и решите после Новосибирска заехать в Томск, то после Новосибирска лучше ехать через Мошково. Когда же, после Томска решите продолжить путь в Красноярск, лучше вернуться в сторону Юрги и Кемерово, сделав крюк, чем ехать из Томска прямо на Мариинск (Тут уже длительное время никак не сделают участок дороги)

Дорога до Северобайкальска:

Основные города, которые будут по данному направлению (Из Волгограда): Камышин – Саратов (Лучше ехать через Сызрань, чем через Пугачев) – Самара - Уфа – Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Тулун (Не стоит ехать до Братска через отрезок Тайшет –Чунский - Братск) – Братск – Усть-Кут – Магистральный – Улькан – Северобайкальск

Братская ГЭС, смотровая площадка
Братская ГЭС, смотровая площадка

Это более экзотическое направление, вы проверите свою "шушлайку", да и себя, на прочность! Здесь Вы встретите гораздо меньше туристов, менее проезжие и дикие места, не столь популярные, но ничуть не менее восхитительные достопримечательности!

Основная трасса тут хорошая, вплоть до Усть-Кута. Дальше стоит ехать осторожно, участок до Магистрального примерно одинаковый по всему протяжению – начинается зимник и местами отрезки с аварийным асфальтом.

От Магистрального до Улькана зимник относительно прямой. После Улькана начинается извилистый отрезок зимника. Тут не доезжая селения Кунерма был разлит ручей! (Это был январь 2021 года, возможно в будущие зимы ручей проторит себе иную дорогу и не выйдет в этом месте) Удивительно, но ручей может течь зимой при температуре – 30 градусов. Место его пересечения с дорогой хоть и было заморожено, но представляло из себя колею и размытые воронки диаметром 30-40 см. Рекомендую очень внимательно подмечать участки на навигаторе, где отмечена неровная дорога, тут это может быть критично! Перед этим переходом следует заранее загрузить маршрут в навигатор, потому что сети основных операторов там не доступны.

Маршрут от Улькана до Северобайкальска на Яндекс-Навигаторе
Маршрут от Улькана до Северобайкальска на Яндекс-Навигаторе

Также стоит отметить, что на всем участке Усть-Кут – Северобайкальск через многочисленные речки перекинуты деревянные мостики. Они могут быть в различном состоянии. В реку с них не упадешь, конечно же, но разбитые большегрузами доски могут ударить по днищу.

В районе селения Кунерма случаются переметы (Тут зимой всегда большие осадки). После Кунермы предстоит преодолеть самый сложный участок маршрута – перевал Даван, который заметает регулярно снегом и на нем из-за резких подъемов, застревают большегрузы, что создаёт "пробки". Но и тут очень резво работает дорожная техника, продолжая чистить, в том числе полностью засыпанные, двухметровыми сугробами дорожные знаки!) Даван длится около 10 км, после него остается примерно 50 километров обычного лесного зимника (Да, к этому моменту Вы к нему уже привыкните).

На протяжении всей трассы вас будет охватывать непередаваемый восторг от созерцания невероятных зимних пейзажей! Нависающие над зимником деревья, предгорья, открывающиеся из-за поворотов и с возвышенностей долины с витиеватыми, запутывающими следы реками! И во всем этом великолепии ютятся скромные человеческие строения в виде деревянных мостиков и небольших деревушек.

Река Илим
Река Илим
Зимник между Усть-Кутом и Северобайкальском
Зимник между Усть-Кутом и Северобайкальском
Река Кута
Река Кута

Есть кое-что и омрачающее эту идиллию. Это достаточно большое количество загруженных под завязку лесовозов и огромные величиной с город лесобазы, расположенные на склонах холмов вдоль прямых участков дорог.

Лесозаготовочные базы
Лесозаготовочные базы

Преодолеть тот же путь летом говорят сложнее, ведь дорога представляет из себя грейдированную грунтовку с торчащими скальными камнями, о которые часто убиваются покрышки! В этом смысле она ещё хуже, если ехать из Иркутска в Северобайкальск, через Усть-Ордынский и Жигалово, там грейдеры откалывают куски камней, оставляя острые срезы, которые и режут покрышки. Случаются небольшие броды прямо через дорогу! Мосты через многочисленные реки также деревянные!

Но вобщем-то при желании (или необходимости) все возможно и там люди ездят на малолитражных пузотерках, туда каждый день доставляют продукты, для многих эти "страшные, непроходимые" дороги обычная каждодневная рутина!) Да и мы туда проехали на Daihatsu Mira E:S без потерь!) ;)

Viber-группы

Существуют viber-группы, где все местные регулярно обмениваются информацией о состоянии дорог, ищут попутки, помогают с перевозкой грузов, а также отвечают на любые вопросы по теме! В них, конечно много спама, рекламы и не относящихся к теме обсуждений, но, если Вы зададите конкретный вопрос, то Вам обязательно ответят. Кто-то односложно, кто-то очень развернуто, описав дорогу поэтапно с важными нюансами и возможными сложностями.

Ссылки на viber-группы:

Заходите в "Обстановка на дороге 24 часа" в Viber: https://invite.viber.com/?g2=AQA0OUukoUF%2BGUxFigyGL72Mcmm%2F1hD9BoAaPgADxDUa7HbZsGoEmXxTXcfNveQZ

Заходите в "События и происшествия" в Viber: https://invite.viber.com/?g2=AQAP%2FWl%2BsNId2ExAspwpv8o5ua39aLW8bPaPfrxHl6d3AF5PAZBx1gBGorWmfbSV

АЗС.

При движении по основным магистралям региона мы не заметили никаких проблем с наличием АЗС и ассортиментом топлива на них. Но как только Вы покидаете основную автодорожную артерию, начинают вырисовываться определённые неудобства.

Вопрос возникает в промежутках пути после достижения Тулуна и поворота на Братск и далее до Северобайкальска. Проблема с топливом в этом регионе не в том, что АЗС совсем отсутствуют, а в качестве этого топлива на существующих станциях и ограниченности ассортимента (95 бензин есть не везде). Проблему качества на всех АЗС я не могу опровергнуть или подтвердить, так как сам просто осторожно следовал рекомендациям и руководствовался здравым смыслом при выборе поставщика топлива. Но скажу наверняка, что топливо на выбранных мною заправках не испортило мотор моего автомобиля и я не обнаружил даже намека на его низкое качество. Также на всех этих заправках

Ссылки на АЗС (Участок Тулун - Северобайкальск):

  • Тулун
  • Перед Братском (Если не заправились в Тулуне)
  • Выезд из Братска. В Братске хороших заправок много.
  • Усть-Кут
  • Магистральный
  • Северобайкальск

Что же касается некоторых других АЗС на обозначенном отрезке пути, то Вы всегда можете увидеть отзывы об их товаре, а иногда даже несдержанные комментарии и наименования в том числе нецензурные.

Пример отзывов об АЗС недалеко от поселка Улькан
Пример отзывов об АЗС недалеко от поселка Улькан

Резюме:

Основная часть дорог на маршруте Волгоград – Северобайкальск может гордо носить статус хорошие! В том числе 350 километров БАМ-овского участка (Братск – Усть-Кут) можно ставить в пример ответственным за многие дороги центральных и южных округов России.

Зимник Усть-Кут – Северобайкальск следует проходить с осторожностью, следить за участками на навигаторе, где отмечена неровная дорога, тут это может быть критично! Перед этим переходом следует заранее загрузить маршрут в навигатор, потому что сети основных операторов там не доступны.

Рассчитайте бензин так, чтобы была возможность заправляться только на проверенных АЗС, ассортимент топлива, на которых подходит Вашему автомобилю.

Бывалые проходят участок Братск – Северобайкальск (700 км) за один переход. Мы не стали «загонять лошадей» и разбили путь пополам, переночевав в Усть-Куте. При этом, даже на прохождение второй половины (Усть-Кут - Северобайкальск) нам понадобилось около 8 часов (Возможно дело в излишней осторожности и неспешности).

При планировании ночёвки в Усть-Куте следует помнить, что этот город отличается некоей аномалией. Температура воздуха там обычно градусов на 10 ниже, чем в Братске или Северобайкальске. И здесь велика вероятность, что автомобиль исключительно замёрзнет и завести его будет сложно. Тут даже есть множество объявлений предлагающих услуги по отогреву автомобиля в холода. Эту тему более подробно отражу в следующих публикациях.

Постарайтесь рассчитать время так, чтобы прохождение самых сложных участков (Улькан - Северобайкальск) выпадало на светлое время суток.

Если у Вас есть вопросы попробуйте заранее спросить в viber-группах и задавайте вопросы в комментариях! ;)

PS По субъективным ощущениям, самые живописные и, в то же время, легко проходимые участки маршрута следующие: Братск - Усть-Кут , Челябинск - Уфа, Самара - Волгоград (Чрез Сызрань)

-11

Жизнь - это странствие! Желайте! Дерзайте! Достигайте! И не забывайте при этом наслаждаться:)

Продолжение следует!