Трудности в вопросе идентичности.
Согласно современным исследованиям, определение идентичности звучит следующим образом – это важный компонент самосознания, "образа-Я", который во многом определяет поведение индивида, его мысли и чувства. Идентичность выступает в качестве целостного смыслообразующего элемента личности, который имеет когнитивно-аффективную природу и оказывает влияние на ценности, мышление, поведение человека; придает человеку определенность, задает границы его места в социальном мире.
Для чего нам нужна идентичность?
Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, которая позволит ему избежать одиночества и сомнений.
Как же формируется наша идентичность?
Э. Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность.
Групповая идентичность формируется с первых дней жизни, благодаря включению малыша в данную социальную группу, чтобы обрести необходимое мироощущение.
Эго-идентичность формируется параллельно с групповой и создает у ребенка ощущение устойчивости и целостности своего Я, несмотря на стремительные изменения, которые присущи растущему организму.
Сложный вопрос.
Людям свойственно задавать вопросы, обращаясь не только к окружающим, но и к самому себе. Человек, задающий себе вопрос: «Кто я?», бывает, затрудняется дать на него ясный ответ. Может, умом он и понимает свою половую принадлежность, по наличию сопутствующих физических признаков, но внутренне чувствует, что он «просто человек».
Как стимулировать и как удержать позитивное мнение о самом себе?
Теория социальной идентичности Тэджфела и Тернера, говорит о том, что у всех людей есть потребность в позитивном мнении о себе. Английские психологи выделяют два способа обрести позитивное самомнение:
а) путем своих собственных достижений;
б) путем принадлежности к определенным группам.
Составляющие части нашей идентичности:
Индивидуальность – человек с первых дней и в течение всей жизни учится осознанно ощущать собственную уникальность и собственное отдельное существование.
Тождественность и целостность – ребенок постепенно начинает замечать внутреннюю тождественность. На пути взросления появляется чувство непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.
Единство и синтез – появляется потребность в ощущении внутренней гармонии и единства, восприятие образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.
Социальная солидарность — это потребность в ощущении и проявлении внутренней солидарности с идеалами общества и его подгруппами; ощущение того, что персональная идентичность значима для уважаемых данным человеком людей (референтной группе), которая соответствует их ожиданиям.
По каким признакам можно обнаружить проблемы с идентичностью?
Если в ощущении своего «Я» у человека проявляется две и более противоречащие друг другу части(столкновение противоречивых установок в себе) – это может стать поводом разобраться в данном вопросе более детально.
Симптомы расстройства идентичности:
- Затруднения в гендерной идентичности – кто я? Мужчина или женщина?;
- «Негативная» или «отрицательная» идентичность – это когда человеку внушается отрицательная черта. Например, когда разведенная женщина говорит своему ребенку, что он похож на своего неотесанного отца;
- Расстройство множественной личности (диссоциативное расстройство) -это когда человек чувствует, что внутри него есть множество личностей. Данное расстройство возникает при сильном стрессе;
- резкие перемены в настроении;
- тревога и тревожные расстройства(в том числе фобические);
- расстройства сна и приёма пищи;
- депрессия;
- панические атаки;
- попытки суицида.
Причины нарушения в осознании своей идентичности как правило находятся именно в детстве.
Как правило, при выявлении у взрослого человека проблем с идентичностью, причины находятся именно в детстве, так как именно в этот период базовые части нашего «Я» у ребенка только формируются, поэтому не всегда стабильна и в критической ситуации может возникнуть короткое замыкание, после которого человек теряет ориентиры и гармонию. Старайтесь своевременно обратить внимание на проблему, чтобы оказать ребенку своевременную поддержку.
Как родители могут помочь подростку?
Пережить непростой период обретения собственной идентичности подростку должны помочь близкие и родные люди. Чтобы облегчить поиски идентификаций, родителям следует придерживаться таких правил:
Подростку необходимо слышать похвалы в свой адрес, поощряться должны не только успехи, но и стремления к ним.
Распространенная причина психосоматических заболеваний — скрытые эмоциональные реакции!
Коммуникация — верный путь!
Речь – это прекрасный инструмент, который позволяет подойти к волнующему вопросу грамотно и методично. К тому же, учить ребёнка понимать личные эмоций и состояния необходимо так, чтобы в итоге он не начал бояться проявлять свои эмоции.
Дети, которым родители запрещают выплескивать чувства, вырастают скрытными. Всю взрослую жизнь уже больших детей преследует страх демонстрации своих настоящих эмоций. Такой человек в жизни будет очень несчастлив.
Разговаривайте с ребёнком, интересуйтесь, прислушивайтесь, наблюдайте за тем, какие эмоциональные изменения и всплески у вашего ребенка происходят. Будьте чуткими. Не задавайте дежурных вопросов про школу, поддерживайте полноценную беседу, поделитесь с ним своим теплом, расскажите как он вам дорог. И обязательно желайте «Доброго утра!» и «Спокойной ночи!».
Ответственность родителей.
- Родители должны воспитывать у ребенка инициативу и самостоятельность.
- Рассматривать волнующие ребенка вопросы.
- Развивать таланты и способности.
- Отказаться от навязывания своего мнения и взглядов на жизнь.
- Развивать ответственность со способностью принимать самостоятельные решения.
- Принять переход подростка к взрослой жизни как непреложный существующий факт.
- Временной промежуток кризиса для каждого индивидуален. У одних подростков быстро формируется представления о собственном месте в окружающем мире, другие же решают эту проблему в течение десятилетия.
Чтобы не случилось — не используйте оскорбления!
Запрещено:
- Обращаться к чувствам ребёнка — «не расстраивайся, это не так серьезно, как тебе кажется», «не плачь, это не больно!».
- Обращаться к полу ребёнка — «не плачь, ты же мальчик!», «будь сильной, ты же современная девочка!».
- Обращаться к возрасту ребёнка — «тебе уже 16, а ты не может сам решить этот вопрос!», «повзрослеешь, будешь понимать больше!».
Может ли человек самостоятельно в этом разобраться?
Существует два способа:
- Принятие в себе двух противоречивых моментов, говоря себе: «да я ошибся, но кто не ошибается», «моя эмоциональность, это моя уникальность»
- Выбор. Человек осознанно может выбирать ту или иную модель поведения.
К сожалению, на практике оба варианта могут оказаться
сложно-реализуемыми как у подростков, так и у взрослых, и может потребоваться длительная психологическая проработка проблемы.
Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.
Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.