Найти тему
Марина Докучаева

Психологическое развитие младшего школьника (6-9 лет).

Я продолжаю цикл статей, посвященных возрастной психологии. Сегодня я расскажу о психологическом развитии детей младшего школьного возраста.

Примерно до 6-7 лет ребенок накапливает знания, умения и заботу родителей, а потом делает скачок в развитии. Именно в этом возрасте с ребенком происходит очередной рывок сепарации, когда родители перестают быть для него всем миром, а становятся скорее тылом, в то время как ребенок поворачивается к миру. И для того, чтобы этот разворот к родителям спиной, а к миру лицом, не произошел болезненно для самого ребенка, он ослабляет эмоциональные связи с мамой и папой. Он становится менее лояльным к родителям, подвергает сомнению их слова и решения, начинает чаще спорить, отстаивать свое мнение, свои права.

Родителям, как всегда, непросто дается столкновение с очередным кризисом сепарации, потому что взрослые менее гибкие к переменам. За несколько предыдущих лет они уже привыкли, как нужно обращаться с ребенком, но вдруг выясняется, что такие правила и способы уже не работают, нужно придумывать новые. А на это требуются определенные усилия, которые у загруженных повседневными делами взрослых в дефиците. В связи с этим родители зачастую начинают сопротивляться изменениям, которые происходят в ребенке. Пытаются все вернуть, как было, но это уже невозможно. Поэтому тут вырисовываются два пути: или принять то, что происходит, или возмущаться и обижаться на ребенка.

Младший школьный возраст – это период интенсивного включения в социум, его правила и активности. В связи с этим ребенок постепенно начинает закрываться, и если в возрасте 3-5 лет ребенок выливал на нас все свои переживания и мысли, то в школьном возрасте ребенок все меньше и меньше начинает с нами делиться всем, что происходит в его жизни. В первую очередь этому способствует то, как родители реагируют на то, что рассказывает им ребенок. Обычно они начинают переживать, нервничать, обесценивать переживания ребенка, учить, как надо поступать, как не надо чувствовать и т.п. В то время как ребенок ждет только поддержки, сочувствия и больше ничего. А многие родители в порыве оградить ребенка от всех невзгод, переходят эту черту и тем самым доводят до того, что у ребенка вообще пропадает желание что-то рассказывать.

В эмоциональной сфере в возрасте 6 лет происходят существенные изменения. Он начинает быть способным поставить себя на место другого человека. Это значит, что он научается сочувствовать, заботится. И в этой способности может появиться серьезная ловушка для недолюбленных или несчастных родителей. Они видят, что ребенок уже совсем большой, что он очень хорошо рассуждает, сопереживает, может пожалеть, полностью принимает их и любит. И у них возникает иллюзия, что наконец-то в их жизни появилась сочувствующая душа, на которую можно переложить весь спектр своих неудовлетворенных потребностей в любви, принятии и заботе. Отсюда происходит явление, которое в психологии называется парентификация – это когда, дети функционально становятся родителями для своих родителей. И в связи с этим нужно быть очень осторожным, ведь это явление неблагоприятно сказывается на жизни ребенка. У него накапливается огромное количество тревоги, стресса, ответственности, с которыми он еще не способен справляться, и при этом не остается никаких сил и энергии на собственную программу взросления, обучения и развития, как личности.

Основной вопрос возраста 6-9 лет – это, конечно, школа и критерии готовности к ней. В понятие готовности входит очень много критериев, но основной из них – это способность к волевому поведению. То есть способность следовать правилам усилием воли. Если психика ребенка пока не способна подтормаживать нежелательные действия, то говорить о готовности к школе пока рано. Всегда проще сделать, чем удержаться от порыва, ведь на это тратится намного больше энергии и сил. Приведу примеры конкретных действий ребенка, чтобы было понятнее, о чем идет речь: может ли ребенок посидеть спокойно какое-то время, подождать выполнения своего желания и т.п.

Кроме волевого поведения есть еще много навыков, которые требуют определенной зрелости, например,

- действовать по алгоритму (сначала одно, потом другое, потом третье),

- способность сравнивать свой результат с образцом и вносить изменения, если есть несоответствия,

- способность предвидеть, рассчитывать заранее (например, предвидеть, как писать определенное слово до того, как оно будет написано) и т.д.

Вообще в идеальной ситуации о готовности ребенка к школе нужно судить не с точки зрения понятий «готов/не готов», а с точки зрения возможностей каждого конкретного ребенка, его сильных и слабых сторон. Это требует индивидуального подхода к обучению, и я понимаю, что пока мало реализуемо в наших реалиях. Но все-таки родители могут сделать некоторые шаги в эту сторону. Если вы обнаруживаете у своего ребенка какие-то сложности с письмом, чтением или счетом, то стоит воздействовать на него не с позиции воспитания, а с позиции помощи. То есть, не ругать его за лень, не заставлять ребенка написать один текст 10 раз, не наказывать за плохие оценки, а искать пути решения и помощи. Большинство сложностей поддаются корректировке с помощи логопедов или нейропсихологов, если этим действительно заниматься.

-2

Еще один важный нюанс – это первый учитель. Для того, чтобы ребенок мог спокойно и с интересом учиться нужно сделать так, чтобы с первым учителем у него сложился теплый контакт. Если учитель позиционирует себя, как доброго наставника, а не как строгую Снежную Королеву, то это будет благоприятно сказываться на способности ребенка воспринимать новые знания.

Самое главное, не драматизируйте начало обучения вашего ребенка в школе. У многих родителей школа вызывает сильнейшее напряжение, потому что они боятся, что по успехам или неудачам их детей будут судить о том, какие хорошие или плохие они родители. Поэтому, прежде всего, не позволяйте себе такого отношения.

Помните, что школа нужна только ребенку, для того, чтобы он реализовал свое право на образование. Это очень непростая ситуация, потому что все страхи и тревоги поднимаются в родителях неосознанно. Но как бы ни было тяжело с этим справиться, нужно постараться, потому что такое положение вещей не полезно ни родителям, ни детям.