В отличие от гриппа или, скажем, бешенства, аэрофобия — болезнь совершенно бесполезная и ненужная. Мало того, что от нее не появляется эротических галлюцинаций, так еще и на больничный с ней не отпускают. Короче, с аэрофобией лучше распрощаться как можно — мы расскажем, как.
Наш консультант Алексей Герваш — пилот, авиационный психолог, руководитель центра «Летаем без страха» — спешит к тебе на помощь!
Как понять, что ты болен
«Первый шаг в лечении аэрофобии — понять и признаться самому себе, что ты болен. В силу психологических особенностей мужчинам это дается особенно тяжело», — констатирует Алексей Герваш и предлагает тебе по-честному ответить на несколько вопросов. Итак, правда ли, что ты…
1. Во время взлета чувствуешь, что пульс заметно учащается, а ладони становятся мокрыми от пота?
2. Во время захода на повторный круг над аэропортом начинаешь думать, будто с самолетом что-то неладно и он вот-вот разобьется?
3. Даже при небольших трясках затягиваешь ремень потуже или вцепляешься в подлокотники?
4. Переживаешь из-за того, что не можешь контролировать ни процесс полета, ни работу пилотов?
5. Стараешься следить за тем, все ли в порядке, прислушиваясь к шуму двигателей и всматриваясь в лица стюардесс?
6. Уже признался себе, что страдаешь клаустрофобией (страхом замкнутого пространства)? Или тобой время от времени овладевают панические атаки — внезапные и логически не обоснованные приступы страха с проявлениями на физиологическом уровне: становится трудно дышать, возникают боли в грудной клетке и т. д.
7. Избегаешь полетов и пытаешься это оправдать? Говоришь, что на поезде доедешь до Австралии в пять раз быстрее?
Положительный ответ хотя бы на один из вопросов с 1-го по 5-й — еще не признак аэрофобии, но боязни полетов — точно (разница в том, что при аэрофобии ты не просто трясешься от страха в кресле, но и стараешься летать как можно реже). «С большой вероятностью можно говорить об аэрофобии в случае, если вы ответили положительно на 6-й и (или) 7-й вопросы, — говорит эксперт. — Но даже обычный страх — не повод успокаиваться. Потому что любая боязнь имеет тенденцию к перерастанию в фобию, а от любой болезни проще избавиться, если начать лечение при появлении первых симптомов».
Что делать
Пилот, авиационный психолог, руководитель центра «Летаем без страха» Алексей Герваш:
«Благодаря этим советам вы сможете уменьшить страх и интенсивность панических атак во время полетов. Кому-то этого может оказаться достаточно для того, чтобы более комфортно переносить путешествия на самолете. Но нужно понимать, что ни одна статья (и эта в том числе) не избавит от аэрофобии. Не исцелит от нее и целая книга. Аэрофобия — серьезное психологическое расстройство, болезнь, и ее нужно лечить с помощью специалистов в области аэрофобии. Только они смогут правильно сделать грамотную диагностику — найти причины фобии, оценить тип и глубину расстройства, составить индивидуальный план и провести курс лечения».
1. Включи логику
«Любая фобия — это необоснованный страх, — поясняет эксперт. — Он никак не связан с реальностью и живет исключительно в вашей голове». То есть твоя главная задача — научиться объективно воспринимать действительность, а не бояться собственных домыслов из разряда «а если вдруг». Действительность, кстати, такова, что самолет — одно из самых безопасных мест пребывания на планете. Автобусы разбиваются, поезда сходят с рельс, метро взрывают, на улицах убивают, а вероятность погибнуть во время рейса в самолете, по данным Национального совета безопасности США, в 62 раза ниже, чем в машине, даже если за рулем такой трезвый, аккуратный и хорошо причесанный человек, как ты. «На каждые 10 миллионов авиапассажиров приходится одна смерть. Это очень низкий показатель, учитывая, что в год самолетами летает около 5 миллиардов человек», — добавляет Алексей Герваш.
2. Получи объективную информацию об авиации
Как ты понял из предыдущего пункта, информацию о повышенной опасности авиаперевозок мы выдумываем сами, неправильно воспринимая информацию алчных СМИ, которым во имя рейтинга интереснее рассказать о крушении или даже аварийной посадке самолета, чем о всех ДТП за день (они стали донельзя привычными, а значит, скучными для зрителей и читателей). Алексей Герваш призывает тебя сменить источники получения информации об авиации. Ты можешь анализировать рейтинги специальных агентств (самое авторитетное — jacdec.de) или скачать приложение для айфона «Летаем без страха», где помимо прочего подробно рассказывается о том, как обеспечивается безопасность в гражданской авиации. «Не стоит бояться даже отечественных перевозчиков. Более того, опасаясь печальных для себя последствий (отстранения от полетов, увольнения, судебных исков), сотрудники наших компаний дополнительно перестраховываются, — уверяет эксперт. — Так, например, в Европе предполетный медосмотр делают по выборочному принципу, в России же через медпункт проходит каждый пилот. И так во всем!»
3. Не анализируй процесс полета
«Даже не пытайтесь прислушиваться к шуму двигателя, следить за поведением членов экипажа или делать тревожные выводы, когда самолет не заходит на посадку, а «впустую» кружит над аэропортом», — настаивает эксперт и обосновывает совет тем, что ты не профессионал, а значит, не можешь правильно понять происходящее. Разобраться во всех тонкостях устройства перелетов и самолета ты не сможешь, если только не отправишься учиться на пять лет в Академию гражданской авиации. А контролировать процесс полета, если ты не пилот, невозможно даже и с этими знаниями. Лучше попроси еще один кофе и включи фильм. И вообще, к твоему сведению, звук двигателя может меняться во время полета, и это совершенно нормально (ведь интонации мотора твоего авто тоже постоянно меняются, верно?). Стюардессы могут ходить с каменными лицами, потому что обижены на старшего бортпроводника из-за того, что тот съел все сэндвичи. А самолет, скорее всего, кружит в воздухе, потому что ждет очереди на посадку. «Промежуток между посадками самолетов в каждом аэропорту свой: франкфуртский аэропорт, например, принимает лайнеры каждые 40 секунд, Шереметьево — каждые 180», — поясняет эксперт. Пресловутая турбулентность тоже, кстати, явление совершенно нормальное — такое же, как волна в море или переезд через «лежачего полицейского» на авто. То есть всем вещам, которые могут показаться тебе поводом для паники, есть разумное объяснение. «Вы же не пытаетесь следить за поездкой на поезде или в автобусе, — говорит эксперт. — Так почему же так сложно довериться пилотам? Вам не кажется такое недоверие абсурдным? А оно именно такое». (См. пункт 1.)
4. Поступай назло страху
Есть выбор — лететь на самолете или отправиться на поезде? Лети на самолете, даже если ты действительно считаешь, что на поезде удобнее. Ты садишься в хвост самолета, потому что читал, что в случае катастрофы там будет больше шансов выжить? Купи билет в бизнес-класс и сядь у самой кабины пилотов! Хочешь включить музыку, чтобы не слышать работу двигателей? Выбрось плеер в окно! «Чем чаще вы будете идти наперекор страху, тем скорее вы его поборете», — уверяет Алексей Герваш.
5. Перестань пить водку и/или есть горстями успокоительное, чтобы лучше перенести полет
«Если необходимость летать у вас возникает только раз в году, то, возможно, это и выход. В противном случае фобия будет только усиливаться, как и любая болезнь, если ее не лечить, а пытаться подавить симптоматическими средствами, — говорит наш консультант. — Кроме того, невылеченная аэрофобия может перерастать в другие фобии. Высока вероятность, что через несколько лет вы начнете бояться не только полетов, но и замкнутых пространств, темноты, высоты и так далее».