Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Лазурное платье Ларисы и похожие на него. Роковые ошибки Карандышева, сломавшие его жизнь

Продолжаю рассматривать модные тенденции периода 1879-1881 на примере костюмов из фильма «Жестокий романс».

Моя последняя статья на эту тему: В чём секрет «страшной силы» Паратова? Об этом и мужских костюмах в фильме «Жестокий романс».

Итак, лазурное платье Ларисы с белыми оборками.

Вот похожее на модной картинке. Судя по тому, что дамы не в помещении, это платье предназначено для прогулок.

Оно – с небольшим вырезом, как и платье Ларисы. Это не декольте, а именно вырез. В 1870-х и начале 1880-х дневные наряды женщин не были наглухо закрытыми. Хотя такая досадная тенденции уже намечалась.

Платья для прогулок, лето 1881 года.
Платья для прогулок, лето 1881 года.

Ещё одно похожее платье. Оно, вероятно, парадное, для обедов и небольших вечеров. Здесь и вырез глубже, и оборки из кружева, и букетик цветов у корсажа.

Нарядные, но не бальные платья той поры на женских портретах.

Платье для обеда и закрытое дневное платье, 1879 год.
Платье для обеда и закрытое дневное платье, 1879 год.

На красном платье оборки расположены прямо как на платье Ларисы. Нашиты на юбку спереди и не достигают самого низа.

Нарядные дневные платья, 1880 год.
Нарядные дневные платья, 1880 год.
Кадр из фильма «Жестокий романс». Лариса на качелях.
Кадр из фильма «Жестокий романс». Лариса на качелях.

На модных картинках ниже – такая же драпировка на юбке спереди (вверху), как на платье Ларисы.

Нарядное дневное платье и свадебное платье, 1881 год.
Нарядное дневное платье и свадебное платье, 1881 год.
Платья для прогулок, 1881 год.
Платья для прогулок, 1881 год.

А вот фотография дневного платья с оборками. Похоже, такие фасоны были в большой моде. Как и платья с замысловатыми драпировками.

Платья Ларисы и Хариты Игнатьевны из первой серии фильма.

Нарядное дневное платье, 1878 год или немного позже.
Нарядное дневное платье, 1878 год или немного позже.

А теперь – об ошибках Карандышева.

Плохого о нём сказано достаточно. Однако Карандышев – живой человек, и он тоже имеет право на счастье.

Первая роковая ошибка – это то, что он не увёз Ларису из города, узнав о приезде Паратова.

То, что он решил утереть нос Кнурову с Вожеватовым – это пустяки. Да, вышло бы глупо и смешно. Особенно – публичное благодарение Ларисы за то, что она предпочла его всем. Как будто Кнуров и Вася не знают реального положения дел.

Напившись во время обеда, Карандышев произносит свою блестящую речь. С пафосом говорит, что Лариса «умеет отличить золото от мишуры», что «она искала себе человека не блестящего, но достойного»… То есть даёт Ларисе характеристику, которая абсолютно к ней не подходит.

Да шут с ним. Посмеялись бы про себя дельцы, да и всё.

Но явился Паратов. И тут надо было хватать Ларису в охапку и увозить!

Тем более что она сказала сама: «Поедемте в деревню. Сейчас поедемте».

Но Карандышев говорит: «Помилуйте, чего вы боитесь?» Как будто это не ясно по её лицу.

Кадр из фильма «Жестокий романс». Лариса и Карандышев в начале второй серии.
Кадр из фильма «Жестокий романс». Лариса и Карандышев в начале второй серии.

(Горизонтальные картинки кликабельны!)

Но это – не самая главная ошибка Карандышева.

Главной ошибкой было то, что Карандышев не расстался с Ларисой тотчас после сцены с Паратовым. Когда Паратов унизил его в глазах Огудаловых, а те отнеслись к этому «с пониманием»…

Ну а как это ещё назвать? Это же ни в какие ворота – смотреть, как достоинство твоего жениха растаптывают, и молчать.

А Харита Игнатьевна ещё и велела пригласить Паратова на обед.

Такое поведение невесты и её матери – не просто серьёзный повод к расторжению помолвки.

Речь идёт о человеческом достоинстве. А это – то самое, что должно быть для человека дороже всего на свете.

Никакая «большая любовь», никакая женщина или мужчина не стоят потери достоинства.

  • Конечно, в ситуациях, когда речь идёт о жизни и смерти, нельзя требовать, чтобы человек выбирал достоинство. Это даже противоречит христианству.

Но терять достоинство в любви нельзя. За это неизбежно наступает расплата. В виде окончательной потери достоинства или сломанной жизни.

Как раз это мы и наблюдаем в фильме. В ускоренном режиме, так сказать. А в реальной жизни это может растянуться на месяцы или годы. Или же о человека – мужчину или женщину – будут вытирать ноги пожизненно.

Чтобы этого не случилось, надо рвать отношения, когда тебя начинают унижать. Даже если будет очень плохо и больно.

Мне кажется, это один из главных уроков фильма «Жестокий романс».

Бежевое пальто Ларисы. Как Вася упустил шанс утереть нос Паратову.

Кадр из фильма «Жестокий романс». Лариса, Карандышев и Харита Игнатьевна.
Кадр из фильма «Жестокий романс». Лариса, Карандышев и Харита Игнатьевна.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!