Продолжаю рассматривать модные тенденции периода 1879-1881 на примере костюмов из фильма «Жестокий романс».
Моя последняя статья на эту тему: В чём секрет «страшной силы» Паратова? Об этом и мужских костюмах в фильме «Жестокий романс».
Итак, лазурное платье Ларисы с белыми оборками.
Вот похожее на модной картинке. Судя по тому, что дамы не в помещении, это платье предназначено для прогулок.
Оно – с небольшим вырезом, как и платье Ларисы. Это не декольте, а именно вырез. В 1870-х и начале 1880-х дневные наряды женщин не были наглухо закрытыми. Хотя такая досадная тенденции уже намечалась.
Ещё одно похожее платье. Оно, вероятно, парадное, для обедов и небольших вечеров. Здесь и вырез глубже, и оборки из кружева, и букетик цветов у корсажа.
Нарядные, но не бальные платья той поры на женских портретах.
На красном платье оборки расположены прямо как на платье Ларисы. Нашиты на юбку спереди и не достигают самого низа.
На модных картинках ниже – такая же драпировка на юбке спереди (вверху), как на платье Ларисы.
А вот фотография дневного платья с оборками. Похоже, такие фасоны были в большой моде. Как и платья с замысловатыми драпировками.
Платья Ларисы и Хариты Игнатьевны из первой серии фильма.
А теперь – об ошибках Карандышева.
Плохого о нём сказано достаточно. Однако Карандышев – живой человек, и он тоже имеет право на счастье.
Первая роковая ошибка – это то, что он не увёз Ларису из города, узнав о приезде Паратова.
То, что он решил утереть нос Кнурову с Вожеватовым – это пустяки. Да, вышло бы глупо и смешно. Особенно – публичное благодарение Ларисы за то, что она предпочла его всем. Как будто Кнуров и Вася не знают реального положения дел.
Напившись во время обеда, Карандышев произносит свою блестящую речь. С пафосом говорит, что Лариса «умеет отличить золото от мишуры», что «она искала себе человека не блестящего, но достойного»… То есть даёт Ларисе характеристику, которая абсолютно к ней не подходит.
Да шут с ним. Посмеялись бы про себя дельцы, да и всё.
Но явился Паратов. И тут надо было хватать Ларису в охапку и увозить!
Тем более что она сказала сама: «Поедемте в деревню. Сейчас поедемте».
Но Карандышев говорит: «Помилуйте, чего вы боитесь?» Как будто это не ясно по её лицу.
(Горизонтальные картинки кликабельны!)
Но это – не самая главная ошибка Карандышева.
Главной ошибкой было то, что Карандышев не расстался с Ларисой тотчас после сцены с Паратовым. Когда Паратов унизил его в глазах Огудаловых, а те отнеслись к этому «с пониманием»…
Ну а как это ещё назвать? Это же ни в какие ворота – смотреть, как достоинство твоего жениха растаптывают, и молчать.
А Харита Игнатьевна ещё и велела пригласить Паратова на обед.
Такое поведение невесты и её матери – не просто серьёзный повод к расторжению помолвки.
Речь идёт о человеческом достоинстве. А это – то самое, что должно быть для человека дороже всего на свете.
Никакая «большая любовь», никакая женщина или мужчина не стоят потери достоинства.
- Конечно, в ситуациях, когда речь идёт о жизни и смерти, нельзя требовать, чтобы человек выбирал достоинство. Это даже противоречит христианству.
Но терять достоинство в любви нельзя. За это неизбежно наступает расплата. В виде окончательной потери достоинства или сломанной жизни.
Как раз это мы и наблюдаем в фильме. В ускоренном режиме, так сказать. А в реальной жизни это может растянуться на месяцы или годы. Или же о человека – мужчину или женщину – будут вытирать ноги пожизненно.
Чтобы этого не случилось, надо рвать отношения, когда тебя начинают унижать. Даже если будет очень плохо и больно.
Мне кажется, это один из главных уроков фильма «Жестокий романс».
Бежевое пальто Ларисы. Как Вася упустил шанс утереть нос Паратову.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!