Найти тему

Что читать? Футбол, эмиграция и полудемон

Оглавление

Книга о неповторимом, культовая книга начала 80-х и сборник рассказов об эмиграции.

-2

Дмитрий Данилов. «Есть вещи поважнее футбола». Роман. Издательство «Рипол-классик», 2016

Дмитрий Данилов. «Есть вещи поважнее футбола». Роман. Издательство «Рипол-классик» // Формаслов
Дмитрий Данилов. «Есть вещи поважнее футбола». Роман. Издательство «Рипол-классик» // Формаслов

Книга Дмитрия Данилова «Есть вещи поважнее футбола» для меня стоит в одном ряду с фильмом Эмира Кустурицы о Диего Марадоне. И там, и там разговор идет не о футболе. Тогда о чем же? Все сказано в названии, которое я понимаю буквально: о вещах поважнее футбола. О дружбе, о людях, знакомых и мало знакомых, о звуках вечерней электрички, о поражениях и победах, о радости по поводу первых и печали по поводу вторых. О человеческих эмоциях. Но автор не хочет говорить об этом прямо и пафосно. Пронзительного в тексте не должно быть слишком много, оно должно быть тщательно отмеряно, пронзительность — сильная приправа, с ней надо осторожно, и автор это понимает. Очень интересны оттенки интонации. Герой говорит то с читателем, то с самим собой, и даже с самим собой говорит по-разному, и за этим интересно следить, пытаться понять, что за этим стоит. Потому что за этим стоит самое главное, но это неочевидно — очевидны турнирные таблицы и очки, места и медали. Однако у них же есть оборотная сторона, она поважнее лицевой, и туда надо непременно заглянуть, и автор сам пытается это сделать и таскает с собой за компанию читателя, как закадычного приятеля, по разным весям и стадионам — чтобы не пропустить мгновение, потому что в следующем году всего этого уже не будет, оно будет другим, даже чемпионат Люберецкого района, из которого нельзя ни вылететь, ни выйти в более высокую лигу, будет другим.

«P.S. Посмотрел матч Мордовия — Динамо и испытал радость, переходящую в какое-то своеобразное сытое удовлетворение. Оно всегда наступает, когда после вот такой победы начинаешь изучать турнирную таблицу, читать отчеты о матче, оценивать достигнутый прогресс, прикидывать дальнейшие шансы.
Сытое удовлетворение.
А потом еще Спартак не сумел выиграть у убогого Ростова. И сытое удовлетворение стало еще более сытым. Или сытным. Как будто съел сначала, ну, допустим, три баварских колбаски, а потом еще две франкфуртских. И запил их, допустим, мозельским вином (пиво нельзя, пиво пить вредно).
<…>
А потом прослушал несколько песен новопреставленного раба Божия Анатолия. И через слезные протоки вытекло некоторое количество слез.
Как это совместить.

Владимир Орлов. «Альтист Данилов». Серия «100 главных книг». Издательство «Эксмо», 2018

Владимир Орлов. «Альтист Данилов». Серия «100 главных книг». Издательство «Эксмо», 2018 // Формаслов
Владимир Орлов. «Альтист Данилов». Серия «100 главных книг». Издательство «Эксмо», 2018 // Формаслов

Роман «Альтист Данилов» впервые напечатан в журнале «Новый мир», № 2, 3, 4 за 1980 год. С момента написания романа прежний читатель еще не вымер, но полностью поменялась атмосфера. Теперь, чтобы расшевелить потребителя книг в массе своей, нужно что-то погорячее, убийства в модных текстах не такие романтичные, как у Агаты Кристи, любовь описывается не так, как у Александра Грина.

Роман «Альтист Данилов» хорош литературно, и это навсегда. Текст насыщенный и многослойный, но в то же время ясный и прозрачный. Роман принадлежит к условному направлению «фантастический реализм». В книге поднимаются вечные вопросы, на которые, как всегда, ответы не очень понятны. Вернее, каждый выбирает себе ответ сам. Главный герой работает альтистом в театре. В то же время Данилов — наполовину демон, наполовину человек, поэтому ему нет места нигде. Опять же, показана любовь к женщине демонической и любовь к женщине земной. А вам какая больше бы понравилась? Весь текст романа пронизан музыкой — ведь, похоже, только она может связать земное и небесное.

«Тут следует сказать, что Данилов был демоном лишь по отцовской линии. По материнской же он происходил из людей. А именно — из окающих людей верхневолжского города Данилова. Отца Данилов не знал. Данилов был грудным ребенком, когда отца его за греховную земную любовь и за определенное своеобразие личных свойств навечно отослали на Юпитер. Там ему положили раздувать газовые бури. Да и мать Данилова тогда же и сгинула. С отцом Данилов в переписке не состоял и никогда не встречался. Они и узнавать друг о друге ни словечка не имели права. Пунктом «б» семнадцатой статьи договора Данилову было установлено пролетать мимо Юпитера, лишь закрыв глаза и заткнув уши ватой. Сам же Данилов мог всю жизнь провести в своем городке, разводить в огороде ярославский репчатый лук, а теперь уж и покоиться смиренным мещанином под тополями и березами на даниловском кладбище — ведь по людским понятиям он родился в конце восемнадцатого столетия. Однако влиятельные приятели его отца из жалости к невинному младенцу выхлопотали ему иную судьбу и перенесли Данилова прямо в мокрых пеленках из Ярославской земли в небесные ясли. А потом пристроили его в лицей Канцелярии от Познаний. Лицей был с техническим уклоном. И дальше Данилов двигался укатанной дорогой молодого демона, срывая на ходу цветы удовольствий».

Сати Овакимян.  «Созвездие эмигранта». Сборник рассказов. Издательство «Формаслов», 2020

Сати Овакимян. «Созвездие эмигранта». Сборник рассказов. Издательство «Формаслов», 2020 // Формаслов
Сати Овакимян. «Созвездие эмигранта». Сборник рассказов. Издательство «Формаслов», 2020 // Формаслов

Когда-то, в прошлом веке, мы с коллегой по работе пришли к выводу, что эмиграция случается раз в жизни, вот ты уехал из маленького городка в город большой, учиться. И все. Первый раз самый трудный. А потом уже безразлично, сколько раз и куда.

Но бывают времена и времена, эмиграция и эмиграция. От плохой жизни и от невозможности жить в ужасающих условиях. Или бегство от смерти.

А еще Родина — это там, где осталась твоя бабушка. И бабушка всегда будет за тобой приглядывать, на любом расстоянии. Она не даст в обиду, хотя сама может обидеть и очень легко.

У каждого свой путь. И свой путь эмиграции. У кого-то это свободная жизнь, «путешествие внутрь себя».

Бывает, что эмоциональность повествования зашкаливает; ведь есть любимый Миллер, он подбивает, а еще это рассказы художника. И это проза, настоящая проза, граничащая с поэзией.

На одном пятачке сгрудилось несколько поколений женщин, им часто бывает тесно, хотя пятачок этот может растянуться на тысячи километров. Или простираться в другие миры, а тут уже тяжело подойти к ситуации с линейкой и секундомером, здесь ничего не измерить, это всего лишь вечность. И что такое эмиграция по сравнению с вечностью.

«Карантин, день 6
Мои слёзы больше не умеют течь снаружи. Они капают поперёк и застревают там, внутри. Прячутся. Как я, от этого мира. Сильные мира устали от своих граждан, граждане — от своих начальников, начальники — от работников, работ­ники — от своих супругов, супруги — от детей, все отказались друг от друга. В итоге, не только Дания, как писал Шекспир, но и весь мир превратился в огромную тюрьму. Я в своей тюрьме угвоздилась на маленьком стуле рядом с окном, пе­ред ноутбуком. От нас только интернет не отказывается. Пока он новенький, не очень-то разбирается в людях. У меня за­дание: написать рассказ для одного журнала. Сестра смеётся: «Напиши-ка ты про таких же классических паразитов, авось полюбишься читателям, ко всему прочему, ещё и эмигрантка, будет от тебя хоть какой-нибудь толк». Мне захотелось постав­ленную перед ней тарелку разбить о её коровью морду, но та­релку стало жалко. У нас всего шесть тарелок. Если разобью, из чего же тогда буду есть?

Подготовили Егор Фетисов и Михаил Квадратов

Читать полностью в журнале "Формаслов"

-6