В детстве мне всегда нравились фильмы с преображением героев по типу: "Была никому не интересной дурнушкой, а потом стала красоткой, которая всем утёрла нос". Такое клише было популярно ещё с прошлого века, и сейчас, к счастью, его популярность сходит на нет, хотя бы в фильмах иностранного производства. Я всегда стремилась к похожему преображению в жизни, но достигнув его, я не получила "мира на ладони", а только очень много негативных комментариев по поводу моей внешности, моего увлечения, профессии. Почему же приём из кино не работает в жизни, и с чем это связано?
Привет! Меня зовут Вета. Лолиминти - мой псевдоним, сочетающий в себе любовь к Японии и мятному цвету. Я фотограф, модель и ретушёр, а на Дзене больше пишу о своих повседневных делах, творчестве и делюсь мыслями на темы, что меня волнуют. И да, я решила вновь пофилософствовать!
Зачем нужен этот приём перевоплощения в кино?
Кино - больше индустрия развлечений, чем истинно категория искусства на данный момент. Ежегодно в прокат выходят тысячи, десятки тысяч фильмов, и многие из них построены на избитых клишированных сценариях и диалогах. Есть самая простая классическая схема пути героя. Мы не будем рассматривать схему полностью, нас интересует лишь одно слово над жёлтой стрелкой: "трансформация", начало которой приходится на период "обретение наставника". В зарубежном кино ранее очень любили этот трюк с внешним преображением, которое часто происходит либо до обретения мудрости героем, либо после. Есть даже английский термин "The Makeover" - преображение. Внешнее преображение, по мнению многих киноделов и авторов книг - красивый завершающий штрих внутренней трансформации.
Мы, зрители, пристально наблюдаем за тем, какие важные изменения происходят в душе героя, который является центром повествования. Какие-то герои нам не нравятся, а каких-то мы даже ассоциируем с собой, сопереживаем им на каждом этапе пути. Многие истории раскрывают в себе вполне устоявшиеся общественные нормы: будь хорошим, учись прилежно, поступай праведно, помогай людям - и всё в этом мире будет твоим. Чаще всего "наградой" героя становится богатство, слава или истинная любовь, "принц" на белом коне, сила, красивая девушка. Так умные и добрые дурнушки, например, под наставничеством бабушки-королевы становятся принцессами целого государства. Но у нас никогда не возникает негативных чувств по отношению к герою\героине. Герой кино почти всегда становится для нас объектом для подражания - сюжет построен вокруг него именно таким образом, сам способ повествования истории служит этой цели. Средневековые сказки учили детей не ходить в лес, не пробираться в чужой дом и не быть заносчивым и ленивым человеком, современные фильмы идут по тому же пути.
Мы видим, через какие трудности проходит герой, чем жертвует и с чем смиряется. Виды преображений бывают совершенно разные: и внутреннее, и внешнее, и даже возвращение (реверс) к прообразу или старой версии себя, если герой заплутал, выбрал не тот путь. При этом всём, герой меняется не только сам, становится лучшей версией себя, но и мир вокруг него и окружающие люди чудесным образом изменяются к лучшему. Восстанавливается "мировой" порядок, и противостояние добра и зла заканчивается победой светлой стороны. Думаю, все смотрели этот фильм: Красотка. Героиня этого фильма, как мы помним, обладает совершенно незавидной судьбой, но встречает богатенького "принца", который не только становится её наставником, но и спасает от всех бед и неудач. Героиня не только возвращается к лучшей версии, которая не задета последствиями "самой древней профессии", но и меняет людей вокруг себя. А кто бы не хотел такого волшебного, почти мифического воздействия на свою жизнь? Когда все проблемы решила добрая фея с толстым кошельком.
Наверное, самые популярные истории с преображением - история о "Золушке" во всех её экранизациях разных лет и "Красавица и Чудовище", когда "идеальные для семейной жизни" девушки за свою прилежность, покорность и ум вознаграждаются счастливым и богатым браком. Я одна здесь вижу вездесущую руку патриархата?
Преображение чаще всего касается девушек, но это не значит, что мужских персонажей никто никогда не ведёт по этому же пути. Возьмите почти любой комикс, в основе которого герой - парень-неудачник: "Зелёный фонарь", "Капитан Америка", "Человек-паук", "Человек-муравей". Конечно, нам нравится такое преображение героя, потому что мы не только видим весь путь становления, все преграды и трудности, но и мы проживаем их вместе с героем, ассоциируя себя с персонажем. Я не буду углубляться в гормональные теории, но мы буквально получаем удовольствие от просмотра кино, потому что мозг проживает эмоции, которые мы видим на экране. Мы точно знаем, какие лишения потерпел персонаж ради того, чтобы путь героя был завершён, поэтому внешние изменения нам кажутся вполне логичными. "Человек-муравей" и вовсе был мошенником с "браслетом" на ноге до того, как встретил загадочного учёного, ставшего для него наставником. Кроме того, индустрия кино должна окупаться, а поэтому героев всегда стараются сделать привлекательнее, даже если это экранизация романа. Возьмём, к примеру, образ Тириона Ланнистера из "Игры Престолов". В книжном варианте он выглядит совсем не так, как в сериале: вопрос привлекательности героя для зрителей и денег, пусть даже это влияет на понимание действий героя и его образа в целом. В книгах Тирион на Черноводной практически потерял нос, а в фильме ему нарисовали небольшой мужественный брутальный шрамик.
А почему в жизни не так?
Если в кино мы чувствуем единение с героем и проживаем путь вместе с ним, то к "мейковерам" (прим. авт: преображение) в реальной жизни мы относимся, в лучшем случае, безразлично. В худшем случае - возникает злоба, зависть, отчуждение. Например, возьмём к примеру гипотетическую компанию молодых людей одного возраста, которые довольно давно дружат. У всех примерно один социальный уровень, уровень жизни, доходов и одни ценности. Внезапно один из компании открывает свой бизнес: его доходы растут, он многое может себе позволить, лучше одевается, меняется внешне. Классический мейковер, только в жизни и без сверхъестественной помощи извне, человек сам себя строит и становится своей лучшей версией. Постепенно он отрывается от компании и вливается в другую, с другими ценностями, уровнем доходов - и это закономерно. Старые приятели считают его чуть ли не предателем, но не хотят признаваться себе, что сами оттолкнули своего друга: реже звали в гости, реже звонили, а общались сухо и с издёвками. Зависть, чаще всего, сложно скрыть от людей с развитой интуицией.
У меня и самой так было: когда я начала заниматься блогом, многие мои друзья, с кем я общалась не первый год, стали подшучивать и даже иногда издеваться над моим новым увлечением. Я прекратила общение с ними для собственного благополучия. Почти уверена, вероятно, они думают, что именно я разорвала все отношения, т.к. у меня появился новый круг общения таких же "успешных и творческих блогеров", но это не является правдой.
У меня тоже есть свой "путь героя", но люди не видят во мне себя, а наоборот, противопоставляют свою внешность и свои успехи моей жизни. Я их не виню: это нормальная реакция нашего весьма конкурентного вида, естественный отбор и эволюция толкают нас на сравнение себя с более успешными особями общества, а сравнение всегда порождает внутренний диссонанс и негодование. Люди видят лишь верхушку айсберга: красивые фотографии, приличные деньги за фото и макияж, отсутствие работы и обязательств:
А что люди не видят? Мой путь с 2015 года в мире фотографии, ужимание себя в финансах ради первой фотокамеры, ночи без сна, отсутствие стабильности, постоянное обучение, страх за будущее, десятки тысяч отснятых фотографий, десятки образов, которые так никто и не увидел. Даже ради этого образа, который вы видите на фото выше, я не спала всю ночь, дошивая платье, чтобы успеть в последний тёплый день сделать фото в осеннем лесу. В тонких слоях ткани я позировала в +14 на протяжении более часа, а до этого - 40 минут несла тяжёлые рюкзаки с вещами и фотооборудованием.
И я вовсе не жалуюсь на свою судьбу, наоборот: я благодарна за все события в своей жизни и за то, каким человеком я стала благодаря этим испытаниям. Этой статьёй я просто хочу показать, что у каждого из нас есть свой "путь героя", который никто не в праве обесценивать.