В своем личном дневнике "Наедине с собой" римский император Марк Аврелий (121 год - 180 год н.э.) задался вопросом о том, сможет ли когда-нибудь человеческая душа эволюционировать настолько, чтобы стать "доброй, простой и единой и, в своём обнажении, более явственной, нежели облекающее тело".
"Настанет ли когда-нибудь момент, когда ты не будешь ничего желать и ни о чем не будешь мечтать, ни об одушевленном, ни о неодушевленном - ради испытания наслаждения, ни о времени для возможного продления этих наслаждений, ни о местности, стране, благодатном климате, ни о согласии с людьми".
Марк Аврелий мечтает, что душа будет рада своему настоящему положению и будет радоваться всему, что у нее есть, и что она сможет убеждать себя в том, что у нее все есть, что все у нее хорошо и существует это все по воле богов.
Он хотел бы, чтобы душа человеческая была способна в мире и любви сосуществовать с богами и людьми таким образом, чтобы на них не жаловаться и не навлекать на себя их осуждения.
Марк Аврелий предлагает рассматривать все вещи в мире в их процессе их постоянного перехода друг в друга. Это нелегко, но дает очень хороший результат:
"Всегда думай об этом и упражняй себя в этой области. Ибо ничто так не способствует возвышенному настроению".
А что это даёт?
Если тебе удастся развить в себе такой строй мысли, то ты будешь как человек, который как будто уже не имеет своего постоянного груза - своего тела, и благодаря этому под влиянием мысли, что немного еще осталось до того момента, когда ты в в реальности разлучишься с телом, станешь больше думать о справедливости Целого (Мира,Бога или богов - (Аврелий не был христианином)) и о справедливости собственных мыслей и действий.
Марк Аврелий много раз повторяет, как важно быть свободным от печали и страха. А известные строчки из "Илиады" Гомера могут об этом напомнить, считает он:
Также как листья в лесу нарождаются смертные люди.
Ветер на землю срывает одни, между тем как другие
Лес, зеленея, приносит, едва лишь весна возвратится.
Так поколенья людей: эти живы, а те исчезают.
Гомер "Илиада", Древняя Греция, IX—VIII вв. до н. э.
Марк Аврелий сравнивает поколения людей с листвой так же, как в средневековом японском романе на 12 веков позже.
"И порождение твое - та же листва. И те люди, которые громко и с такой уверенностью прославляют тебя, или же, наоборот, проклинают или втайне порицают и поносят, - листва, равно как и те, которые унаследуют память о тебе. Ибо всё это возникает "едва лишь весна возвратится", затем ветер сносит это на землю, а потом лес порождает взамен прежней новую листву. Но кратковечность обща всему. Ты же всего избегаешь и ко всему стремишься, точно оно должно длиться вечность. Еще немного - и ты смежишь очи, и того, кто похоронит тебя, будет вскоре оплакивать кто-нибудь другой".
Марк Аврелий Антонин, "Наедине с собой", Древний Рим, 2 век нашей эры
В этой связи вспомнились похожие на слова Гомера и Марка Аврелия другие, написанные на 12 веков позже и стоящие эпилогом к одному из величайших произведений древней Японии, самурайскому документальному эпосу "Повесть о доме Тайра":
В отзвуке колоколов, оглашавших пределы Гиона,
Бренность деяний земных обрела непреложность закона.
Разом поблекла листва на деревьях сяра в час успенья -
Необратимо грядет увяданье, сменяя цветенье.
Как же недолог был век закосневших во зле и гордыне -
Снам быстротечных ночей уподобились многие ныне.
Сколько могучих владык беспощадных, не ведавших страха,
Ныне ушло без следа — горстка ветром влекомого праха.
"Повесть о доме Тайра", Япония, 13-14 век
Поколения людей - влекомые ветром листья. Нет смысла намертво сращиваться с земной жизнью, от которой придется отрываться с большим страданием. Лучше радоваться жизни, той, что есть, не теряя ни минуты на лишние страдания.
К таким выводам представители разных народов пришли очень давно. Две с половиной тысячи лет назад китайский мыслитель Лао Цзы в самом знаменитом в мире философском произведении "Дао дэ Цзин" сказал:
"Вещи являются в великом разнообразии
И каждая возвращается к своему корню" (глава 16)
"Даже Небу и Земле не сотворить ничего долговечного,
Тем менее сие.доступно человеку!" (глава 23)
Говоря современным языком, чтобы быть свободнее и счастливее, лучше меньше думать о приобретениях и меньше пускать материальные корни в жизни, чтобы быть легче и не заземляться слишком сильно. Ведь люди не вечны. А время жизни дано, видимо, для другой цели - думать о чем-то, что выше материального:
"Эта жизнь ради этой жизни бессмысленна. Мощные связи соединяют человека с земной стихией. Душа прилипла к земле, намертво с этой стихией соединилась. И во время смерти слишком трагичен этот разрыв".
- Алексей Осипов "О смысле жизни"